Найти в Дзене
Спроси учителя

Федеральные рабочие программы по литературе и Федеральный закон "О защите детей..."

Вы не поверите! Я попыталась разместить на маркетплейсе "Инфоурок" рабочие листы по литературе для 11-го класса. И сегодня получила такой ответ: В материале есть упоминание и использование карт/карточной игры (текст: объяснение термина «Большой шлем», вопросы о картах) и иллюстрации с изображением карт (стр.1, стр.2, изображение на стр.4). Упоминание азартных/карточных игр в материале для школьников — нарушение. Ещё раз: "Упоминание азартных/карточных игр в материале для школьников — нарушение". Речь идёт о рассказе Л. Андреева "Большой шлем", который включён в перечень произведений для изучения в 11 классе. И вот я в глубоких раздумьях теперь. Мне-то показалось, что этот рассказ безусловно актуален и как нельзя более наглядно демонстрирует весь ужас погружённости в игру, пагубный отрыв человека от реальной жизни. Но если "Большой шлем" я ещё могу заменить другим рассказом того же автора, то как, например, быть с "Уроками французского" В. Распутина? Это же вопиющее безобразие! В расс

Вы не поверите! Я попыталась разместить на маркетплейсе "Инфоурок" рабочие листы по литературе для 11-го класса. И сегодня получила такой ответ:

В материале есть упоминание и использование карт/карточной игры (текст: объяснение термина «Большой шлем», вопросы о картах) и иллюстрации с изображением карт (стр.1, стр.2, изображение на стр.4). Упоминание азартных/карточных игр в материале для школьников — нарушение.

Ещё раз: "Упоминание азартных/карточных игр в материале для школьников — нарушение". Речь идёт о рассказе Л. Андреева "Большой шлем", который включён в перечень произведений для изучения в 11 классе.

И вот я в глубоких раздумьях теперь. Мне-то показалось, что этот рассказ безусловно актуален и как нельзя более наглядно демонстрирует весь ужас погружённости в игру, пагубный отрыв человека от реальной жизни. Но если "Большой шлем" я ещё могу заменить другим рассказом того же автора, то как, например, быть с "Уроками французского" В. Распутина? Это же вопиющее безобразие! В рассказе азартная игра сначала становится практически единственным способом выживания главного героя, а потом ещё и "педагогическим приёмом" во имя его спасения. Ни намёка на вред, кроме того, что хорошую учительницу уволили за её доброту.

В принципе, при изучении некоторых произведений литературы в школе мы можем просто умолчать об азартных играх. Выбросить, например, встречу Чичикова с Ноздрёвым. Как вам такая идея? Но ведь, ознакомившись с чек-листом запрета упоминаний, мы увидим там и другие пагубные пристрастия. И придётся "выбрасывать" довольно существенную часть произведений школьной программы.

Я не против в целом: давайте будем писать и говорить только о хорошем. Я против того, как наша цензура сегодня работает. Почему надо категорически запрещать индивидуально опасное (человек курит, пьёт, играет в азартные игры), и не замечать общественно опасное: убийства, насилие?

Вам не кажется странным, когда перед фильмом, переполненным сценами насилия, нас предупреждают: КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ. А всё остальное не опасно? У нас запрещена реклама алкоголя, зато разрешена навязчивая реклама лекарственных препаратов. А вот ещё большой вопрос, от чего мне будет больше вреда: от бокала вина или от препарата, который я сама себе "пропишу"?

А способ исполнения запретов цензуры? Как вам кажется, когда у ребёнка возникнет бОльший интерес: если он видит, что дядя курит сигарету, или когда он не понимает, почему от дяди идёт дым, или дядя что-то непонятное всё время подносит ко рту?

Я не против в целом. Но как сформировать иммунитет против болезни, названия которой даже никто не слышал? Дорогие дети, ни в коем случае нельзя ...! А чего нельзя? А того! И того тоже! Нельзя того, чего нельзя называть! А что называть можно, то можно! И что формируется: отвращение или интерес? Большой вопрос.

Но всё предыдущее практически шутка. Я предлагаю всем чиновникам особенно, и администраторам, и учителям, и родителям ознакомиться лично с Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последней редакцией).

Я всего лишь напомню, что в этом законе при перечислении того, что льзя. а что не можно, говорится не о полном запрете "упоминаний", а о возрастном цензе и педагогических целях. Нам нельзя молчать о том, чего нельзя, просто говорить об этом следует корректно и с умом.