Найти в Дзене
Onlíner

Самостоятельное обучение на дорогах и запрет разворотов. Изменения в ПДД: версия Краснова

Внесение изменений в Правила дорожного движения — событие всегда резонансное, ведь это основной дорожный закон, определяющий, как мы взаимодействуем на дороге каждый день. ПДД обновятся совсем скоро — 1 сентября. Впрочем, Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению, считает, что изменится не все, что должно измениться. Что еще нужно поменять в Правилах, по мнению Краснова? Разрешить обучение в индивидуальном порядке — Первое, что я бы предложил внести в ПДД, — это разрешить обучение в индивидуальном порядке на дорогах общего пользования. Это разрешено во многих странах, более того, это было разрешено и у нас, — указывает ведущий рубрики. — С точки зрения подготовки водителей это очень здорово: ты можешь заниматься в автошколе, но можешь параллельно заниматься самостоятельно — к примеру, со своим родственником-водителем. Автошкола при обучении дает проехать 800—900 километров — это хороший сценарий. А самому можно накатать столько, сколько захочешь. Это важно, ведь это дорожное

Внесение изменений в Правила дорожного движения — событие всегда резонансное, ведь это основной дорожный закон, определяющий, как мы взаимодействуем на дороге каждый день. ПДД обновятся совсем скоро — 1 сентября. Впрочем, Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению, считает, что изменится не все, что должно измениться. Что еще нужно поменять в Правилах, по мнению Краснова?

Разрешить обучение в индивидуальном порядке

— Первое, что я бы предложил внести в ПДД, — это разрешить обучение в индивидуальном порядке на дорогах общего пользования. Это разрешено во многих странах, более того, это было разрешено и у нас, — указывает ведущий рубрики. — С точки зрения подготовки водителей это очень здорово: ты можешь заниматься в автошколе, но можешь параллельно заниматься самостоятельно — к примеру, со своим родственником-водителем. Автошкола при обучении дает проехать 800—900 километров — это хороший сценарий. А самому можно накатать столько, сколько захочешь. Это важно, ведь это дорожное движение, где нужно быстро ориентироваться, уметь наблюдать за ситуацией.

Как показывает практика, самый лучший водитель — тот, которого папа научил, а не тот, кто прилежно ходил в автошколу. После автошколы до адекватного уровня вождения чаще всего нужно еще не один год поездить за рулем.

Опасения понятны: на дорогах появится много людей, еще не сдавших на права, а только проходящие обучение — как это отразится на безопасности? Пока курсанты встречаются только в учебных автомобилях, а их все же мало в общем потоке, да и отвечает за все инструктор, который находится рядом и имеет возможность пусть и ограниченно, но управлять автомобилем.

— Во-первых, основное: мы боимся выпустить на дорогу неподготовленного человека под присмотром подготовленного, но не боимся выпускать безо всякого присмотра не вполне готовых водителей, только что получивших права, — отмечает собеседник. — Во-вторых, можно предусмотреть определенные условия. К примеру, разрешать индивидуальное обучение не с нуля, а после сдачи теории и отработки начального курса в автошколе, скажем, после пяти занятий. У водителя, который обучает вождению, должен быть хороший стаж: 5 лет, возможно, 10. Можно обязать его пройти базовый курс подготовки, где ему расскажут обязательные моменты.

Самое главное: проблема безопасности на дорогах не в тех, кто учится ездить, проблема в недоученных водителях, уже имеющих права.

-2

— Значит, нужно использовать все возможности, чтобы дать человеку возможность научиться, прежде чем он станет ездить один. Обратное — это прямой путь к увеличению числа ДТП, — уверен инструктор.

Нужно отметить, что не все его коллеги разделяют такой подход.

— В некоторых автошколах боятся, что людей таким вот образом будут обучать непременно плохо и их придется переучивать. Но хороший преподаватель всегда положительно смотрит на любой опыт. Если кто-то дополнительно что-то расскажет — это только в плюс, — парирует Краснов. — Тем более есть универсальные приемы обучения. Приходит человек уже с правами, я вижу, что есть шероховатости, — мы не делаем из этого трагедию. Я покажу, как можно выполнить какой-то прием лучшим способом. Чем бо́льшим числом приемов ты владеешь, тем ты более умелый водитель.

-3

Он называет конкретную цифру:

— Три тысячи километров — это минимум, который должен наездить человек, прежде чем о нем можно говорить как о водителе. Это и уровень навыков, и насмотренность, и понимание дорожной обстановки, и умение анализировать ее. Сегодня наши автошколы не могут дать такой объем каждому курсанту — значит, нужно позволить ему заниматься дополнительно. Чтобы ездить, нужно ездить.

Запретить разворот на перекрестке

— В условиях увеличившегося трафика я бы предложил запретить развороты на перекрестках. Есть страны, где это введено, и места для разворота оборудуют в других местах — это не проблема, — объясняет Юрий Краснов.

Разворот — очень медлительный маневр, который всем мешает. Если его запретить на перекрестках, пропускная способность вырастет, а число конфликтных ситуаций и ДТП уменьшится.

-4

Кстати, с разворотом на перекрестке связано правило, которое многие нарушали хотя бы раз: запрет на движение задним ходом на перекрестке.

— Разворачиваешься — не вписался. И что делать: стоять, вызывать ГАИ, эвакуатор? Бывают такие дороги и такие перекрестки, где даже опытный водитель с первого раза может не вписаться. Другие отъезжают, и все закрывают на это глаза. Кстати, раньше возможность отъехать назад при развороте была закреплена в ПДД, потом ее убрали, — рассказывает преподаватель.

Выезд из жилой зоны — перекресток или нет?

— Хорошо бы прописать, что разрешены перестроения на перекрестках, которые являются выездами с прилегающих территорий и жилых зон, — предлагает ведущий рубрики. — Потому как раньше в Правилах было указано, что выезд с прилегающей территории не является перекрестком, но потом эту формулировку убрали. Обычный водитель на это, конечно, не смотрит, а вот курсантов автошкол на таком подлавливают: перестроится обучаемый в таком месте — засчитают за ошибку.

-5

В таком случае, по словам инструктора, куда важнее решить проблему автомобилей, припаркованных вплотную к таким выездам. И нанести соответствующую разметку, если речь действительно идет о перекрестках.

— Водитель должен следить за дорожной обстановкой, а не думать о том, как бы ему не попасться на нарушении в такой неоднозначной ситуации, — уверен ведущий рубрики.

Конкретизировать режим работы светофора

— В пунктах ПДД должно быть конкретно написано про основной сигнал светофора и про сигнал дополнительной секции. Привожу пример.

Пункт 103 ПДД: При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Не указано, по какому именно сигналу водитель обязан уступать. В соседней стране это привело к тому, что появились светофоры, где при стрелке налево с основным зеленым встречным тоже горит основной зеленый. А все потому, что подобная формулировка в Правилах не исключает такой возможности. И случались смертельные ДТП. Водитель поворачивает налево, полагая, что никому не должен уступать на стрелку с основным зеленым, а навстречу едут машины. И это не единичный пример.

Сигнал допсекции — это тоже сигнал. Не должно быть разночтений, нужно, чтобы было ясно, про какой именно сигнал идет речь в конкретном пункте ПДД: это важно для однозначной трактовки правила.

-6

И пусть мы с вами понимаем, что подразумевается основной сигнал, но поколения сменяются — и поколения водителей, и поколения тех, кто занимается организацией движения. Для кого-то все это очевидно, потому что он помнит, как было, и понимает, как должно быть. А кто-то не понимает и не помнит — он читает и воспринимает буквально. Значит, и написано должно быть понятно и без риска, что это поймут как-то не так, — убежден Краснов.

В качестве обратного примера он приводит формулировку из следующего пункта ПДД:

Пункт 104 ПДД: При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

При включенной стрелке дополнительной секции светофора (одновременно с запрещающим сигналом) водитель, находящийся на крайней полосе проезжей части дороги, должен продолжать движение в направлении указанной стрелки, если его остановка создаст препятствие для движения транспортных средств, движущихся за ним по этой же полосе, если иной порядок движения не определен дорожными знаками «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе» или соответствующей горизонтальной дорожной разметкой.

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений.

— Вот уточнили же, что, если едешь на допсекцию с основным красным, должен уступать, а если на допсекцию с основным зеленым, то имеешь преимущество. Раньше этого не было — про стрелку с зеленым, — и водители должны были догадываться сами. Теперь порядок, все моменты прописаны, — добавляет преподаватель.

-7

Отделить трамваи

— Трамвай должен ездить отдельно от авто, и это должно регулироваться светофорами. Тогда станет меньше ДТП с этим видом транспорта, в том числе не будет ситуаций, подобных той, что сложилась на улице Плеханова в Минске, когда водитель едет на зеленый сигнал светофора, но должен при этом уступать трамваю.

Не должен трамвай ехать вместе с автомобилями, трамвай — это, по сути, поезд, ему нужны специальные условия. Либо трамвай едет на свой разрешающий сигнал, и тогда машины стоят, либо машины едут на свой зеленый, а трамвай стоит.

-8

— И отдельно я бы закрепил в соответствующих стандартах, что на всех трамвайных остановках посадка и высадка пассажиров должны осуществляться на специальной площадке. Выход из трамвая на проезжую часть — это что-то из прошлого, что совершенно не соответствует нынешним условиям на дороге, — добавляет Юрий Краснов.

Разобраться со стоп-линией

— Что нужно сделать при виде знака Stop — «Движение без остановки запрещено»? — спрашивает Краснов и тут же напоминает Правила:

Запрещается движение без остановки перед знаком 5.33 («Стоп-линия») (горизонтальной дорожной разметкой 1.12 — обозначение места остановки транспортных средств), а при их отсутствии — перед краем пересекаемой проезжей части дороги.

Необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 7.13 («Направление главной дороги») — транспортным средствам, движущимся по главной дороге, а также справа по равнозначной дороге.

При подъезде к участку дороги, на котором установлен знак, а также к железнодорожному переезду, движение через который не запрещено, водитель должен остановиться перед знаком 5.33 (горизонтальной дорожной разметкой 1.12).

— Теперь представим ситуацию, которую можно часто увидеть на наших дорогах: знак Stop есть, а стоп-линии нет — где водитель должен останавливаться? Перед краем пересекаемой проезжей части. А на его пути — пешеходный переход. И если он остановится перед краем пересекаемой проезжей части, то хотя бы частично останется на пешеходном переходе, где остановка запрещена. Выходит, соблюдая одно правило, он неминуемо нарушит другое. На мой взгляд, проблему решить не сложно: обязать водителя останавливаться не перед краем пересекаемой проезжей части, а перед знаком, который обязывает его останавливаться. А организаторы подумают, где и как им ставить этот знак.

-9

Кстати, есть и еще одна проблема: водитель подъезжает по второстепенной дороге к перекрестку и останавливается у края пересекаемой проезжей части. А если в этот момент на главной будет разворачиваться другой водитель, которому для разворота необходима вся ширина перекрестка? Возникает конфликт. Причем при аварии виноватым окажется тот, кто находится на второстепенной дороге. То есть правила предписывают водителю выезжать туда, где его признают виновным в случае ДТП.

-10

Та же ситуация с железнодорожными переездами: бывает, что знак есть, а стоп-линии нет. А Правила обязывают выполнить требование знака. И где в таком случае нужно останавливаться, если мы говорим строго о букве закона?

Пункт 127 ПДД: При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться указаниями дежурного по железнодорожному переезду, требованиями светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки, положением шлагбаума и звуковым сигналом.

— При этом в случае, когда движение через переезд запрещено, предусмотрены варианты на любой случай — так и должно быть, — подчеркивает преподаватель.

Пункт 129 ПДД: В случае, когда движение через железнодорожный переезд запрещено, водитель должен остановиться у дорожного знака «Движение без остановки запрещено» или «Стоп-линия» (линии горизонтальной дорожной разметки 1.12), при их отсутствии — перед светофором, при отсутствии светофора — не ближе 5 метров от шлагбаума, при отсутствии шлагбаума — у дорожного знака «Однопутная железная дорога» или «Многопутная железная дорога», при отсутствии технических средств организации дорожного движения — не ближе 10 метров до ближайшего рельса.

-11

ПДД — на всей территории

— Раньше в ПДД было написано, что Правила дорожного движения действуют на всей территории Республики Беларусь. И это правильно. Но ПДД изменили, и теперь формулировка другая.

Пункт 1 ПДД: Настоящими Правилами определяется порядок движения на дорогах Республики Беларусь.

«На дорогах» — что это значит, если подходить к вопросу строго по букве закона? Скажем, тракторист едет в поле — он не обязан придерживаться ПДД, потому что он не на дороге? И пьяный может ехать? Или закрытая территория, даже автодром — это же не дорога. Там тоже можно не придерживаться правил? — задается вопросом Юрий Краснов. — Я считаю, что нужно вернуть ту старую формулировку. Мне вообще трудно сказать, по какой причине изменения появляются там, где все и без того работало хорошо.

-12

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by