Найти в Дзене
Тот самый «Епихин»

Виват, «Шпоры», Виват!

«Шпоры» - это, конечно, грубое и жаргонное название всем известного термина «шпаргалка». Под ним мы понимаем какой-либо объект, призванный «облегчить» жизнь облучаемому в момент аттестации. Я хотел бы поговорить о значимости этого атрибута образовательного процесса, в целом, с позиции того, как можно к нему относиться. Мне встречались случаи, когда преподаватели поощряли наличие шпаргалок. Встречались и случаи, когда лютовали - доводя фактически до отчисления, студента, воспользовавшегося  сим допингом. Я нахожусь в средней позиции по отношению к принятию или неприятию шпаргалок, как неотъемлемого атрибута образовательного процесса. Начнем с конца, точнее с момента обнаружения шпаргалки. Я категорически против удаленою студента из аудитории. На мой взгляд, необходимо забрать шпаргалку, сделать замечание студенту и дать возможность уже самостоятельно подготовиться к ответу. При повторном замечании - логично, конечно, удалить нарушителя с экзамена. Многие преподаватели боятся, мол,

«Шпоры» - это, конечно, грубое и жаргонное название всем известного термина «шпаргалка». Под ним мы понимаем какой-либо объект, призванный «облегчить» жизнь облучаемому в момент аттестации. Я хотел бы поговорить о значимости этого атрибута образовательного процесса, в целом, с позиции того, как можно к нему относиться.

Мне встречались случаи, когда преподаватели поощряли наличие шпаргалок. Встречались и случаи, когда лютовали - доводя фактически до отчисления, студента, воспользовавшегося  сим допингом. Я нахожусь в средней позиции по отношению к принятию или неприятию шпаргалок, как неотъемлемого атрибута образовательного процесса.

Начнем с конца, точнее с момента обнаружения шпаргалки. Я категорически против удаленою студента из аудитории. На мой взгляд, необходимо забрать шпаргалку, сделать замечание студенту и дать возможность уже самостоятельно подготовиться к ответу. При повторном замечании - логично, конечно, удалить нарушителя с экзамена.

Многие преподаватели боятся, мол, он много чего спишет и не покажет реальных знаний по итогу, картина будет смазанной. Но на мой взгляд, это слабое обоснование, поскольку если студент «слишком много» списал, то чей это, прежде всего, промах? Логично же, что преподавателя? Если преподаватель бдит за процессом аттестации, погружен в него, то как может студент смочь много чего списать? Раскрою маленький и страшный секрет - с преподавательского места всегда видно списывающего и если преподаватель не реагирует - ему либо плевать, либо лень как-то реагировать.

Что касается самих шпаргалок. Я отношусь позитивно к любым самостоятельно изготовленным. Все очень просто - если человек перенес на небольшие листочки краткий конспект, значит, он как минимум читал этот конспект. Тоже самое и касается ситуации, если вдруг студент пытается воспользоваться таким вот «рукописным помощником» - ему приходится искать в своем же материале нужную информацию и он волей-неволей повторяет материал. А учитывая стрессовую обстановку - списанная со шпаргалки информация надолго оседает в голове обучаемого. Но я на призываю давать возможность списывать, просто констатирую факт пользы от такой шпаргалки. Поощрять или хвалить за это не нужно, но и устраивать репрессии - тоже.

Категорически негативно отношусь к высокотехнологичным шпаргалкам - смартфоны, умные часы или очки, микро наушники. Все очень просто - здесь нет никакого достижения учащегося кроме попытки сделать все незаметно. Безусловно, умение маскироваться - это тоже компетенция, но она не относится, обычно, к тому перечню, что взращивается в стенах вуза. 

В данном случае очень сильно «облегчается» жизнь обучаемого,  ему не приходится прикладывать усилий к переработке материала, ведь любое техническое средство может запомнить вагон и маленькую тележку информации. Таким образом, педагогический эффект здесь будет просто отсутствовать.  Но обращу внимание, что и в случае обнаружения таких попыток «обхода» условий аттестации, я не буду менять свою стратегию по отношению к обучаемого. Предмет хитрости будет конфискован (до конца экзамена), обучаемый получит соответствующее замечание и в случае повторения нарушения уже будет удален. Я просто не вижу логики выпроваживать человека с экзамена, если он уже лишен  своих вспомогательных  инструментов. Если он без них справится с экзаменом, то все просто - «Победителей не судят».

Резюмируя описание в статье, отмечу, что не так страшны шпаргалки, как их малюют. Да, есть случаи, когда они даже пользу приносят (я про  self-made). Тем не менее, по моему глубокому убеждению, даже использование вспомогательных технических устройств должно «караться» именно конфискацией предмета и замечанием, но не удалением нарушителя с экзамена.

С уважением,

Тот самый Епихин