То, что Петр I был настоящим титаном среди монархов, известно всем. Но вот достойного себя преемника Петр подготовить так и не смог. Точнее говоря, вообще никакого преемника не смог, потому что наследника у него так и не появилось. Сыновья у него, конечно, были. Но до взрослого возраста дожил только Алексей Петрович, да и того убили в тюрьме вроде как за измену. Остальные сыновья умирали в младенчестве, причем, некоторые из них при весьма странных обстоятельствах.
Траурная процессия
26 апреля 1719 года в Петербурге по набережной Невы двигалась необычная траурная процессия. Ее возглавляли 240 одетых во все чёрное гвардейских офицеров. За ними с горящими факелами – 50 ветеранов-преображенцев. Дальше следовали представители высшего духовенства. И только после них чёрные и белые кони тянули колесницу с гробом, обитым алым бархатом и золотой бахромой. бахромой.
За гробом шагал убитый горем Петр I. Его сопровождали знатные вельможи и иностранные дипломаты в траурных мантиях.
На пристани гроб перенесли в шлюпку. Высшие сановники сели на весла, и лодка направилась в сторону Александро-Невского монастыря.
Что же это было? А это были похороны царевича Петра Петровича, скончавшегося в возрасте 3,5 лет.
Петру вообще не везло с сыновьями. В 1689 году его женили на Евдокии Лопухиной. Невесту выбрала мать Петра, при этом она даже не обсуждала ее кандидатуру с сыном. Тем более, что Петр в то время был увлечен Анной Монс, и никакие другие женщины его не интересовали. Тем не менее, в 1690 году у царской пары родился сын - Алексей.
Потом родилось ещё двое сыновей, но оба умерли в младенчестве. С Евдокией жизнь у Петра не задалась, и ее отправили в монастырь. После этого царь отобрал у Меньшикова его любовницу Марту, захваченную в плен в шведской крепости Мариенбург, и женился на ней сам, дав ей имя Екатерина. У них родилось три дочки до свадьбы: Екатерина (умерла в младенчестве), Анна и Елизавета, и две уже после: Наталья и Маргарита, но даже последние прожили совсем недолго. И вот 29 октября 1715 года на свет появился и долгожданный сын – Петр Петрович. Родители в нем души не чаяли и ласково называли Шишечкой.
Тем временем отношения со старшим сыном от первого брака – Алексеем у Петра испортились окончательно: в результате Алексей сбежал за границу, что было расценено Петром как измена. И в феврале 1718 года он объявил наследником Петра Петровича. Алексея чуть ли не под конвоем вернули на родину и заставили присягнуть сводному брату, после чего его жизнь оборвалась в застенках Петропавловской крепости.
Огнедышащий дракон
Наступил 1719 год. С раннего утра 25 апреля Петр I и Екатерина находились в Кронштадте. Но вечером примчался взмыленный гонец со страшным известием: Шишечка при смерти. Более посланец ничего сказать не мог. Петр бросился к причалу.
Прибыв во дворец, Петр опустился на колени перед кроваткой, откинул простыню с маленьким тельцем и застыл в шоке. Придворные удалились на цыпочках. Через час Петр вышел и велел позвать няньку, приправленную к малышу, Александра Меньшикова и Якова Брюса.
Сначала привели няньку, но добиться от нее что-либо внятного не представлялось возможным. Женщина бессвязно бормотала, что она, мол, находилась у окна, а царевич сидел у нее на коленях, когда на улице разыгралась буря. Петр Петрович, по ее словам, не проявлял никакого беспокойства, но неожиданно к ним подлетел «огненный дракон и пыхнул на дитё». Поверить в этот бред было невозможно.
Глупую няньку прогнали, и слово взял Брюс. Он рассказал, что работал в соседней комнате с бумагами, когда услышал страшный грохот и истошный крик няньки. Прибежав, он нашел ее в невменяемом состоянии, а царевича – без сознания в кроватке. Бегло осмотрев мертвенно-бледного ребенка, Брюс тотчас послал за врачом и за Меньшиковым.
Александр Данилович прискакал около 4 часов дня. Петр Петрович был ещё жив, но не издавал ни звука и едва дышал. Осмотрев ребенка и взяв его на руки, Меньшиков с ужасом понял, что у него переломаны практически все кости – тело обмякло, словно тряпичная кукла, а на лбу отчётливо было видно светло-голубое пятно размером с голубиное яйцо.
Меньшиков выслушал те же самые объяснения Брюса. Обычно рассудительный шотландец, образованнейший человек своего времени, был в полной растерянности и только повторял: «Божья кара».
Меньшиков махнул на него рукой и бросился проверять окна и двери в других покоях. Но никакого следа проникновения кого-либо постороннего, ни одного разбитого или хотя бы треснувшего стекла он не обнаружил.
Дежурный офицер уверял, что к комнате царевича никто не подходил. Гвардейцы, стоявшие на часах, клялись, что никто посторонний во дворец не входил.
Странные травмы
Тут наконец-то приехал врач, за которым посылал ещё Брюс. Меньшиков вместе с доктором поспешил к постели мальчика, но царевич к этому времени уже скончался. Доктор лишь развел руками: поскольку он не застал ребенка в живых, то о причине смерти мог только гадать.
Выслушав рассказы своих приближенных, Петр I вернулся в комнату, где лежал его сын. Царю не давали покоя странное голубоватое пятно на лбу мальчика и странная мягкость тела – кости и в самом деле были словно переломаны. Но на коже не было ни ссадин, ни кровоподтёки. Брюс бормотал что-то о шаровой молнии, но откуда она могла взяться?
Так ничего и не выяснив, хоронили царевича в спешке и в закрытом гробу.
Официально было объявлено, что Петр Петрович умер от… гриппа. Он, дескать, вообще был слаб здоровьем, в свои три с половиной года ещё не ходил и не говорил. И разумеется, эта версия не выдерживает никакой критики.
Если бы царевич был серьезно болен, то при нем неотступно находится бы врач. А в реальности за доктором пришлось посылать, да ещё и долго его разыскивать.
А что касается переломанных костей, то они вообще никак с гриппом не вяжутся. И ладно бы, если бы речь шла об одном-двух переломах. Ну, уронила нерадивая нянька своего подопечного, бывает. Но какой же должна быть сила этого удара, и сколько должно быть этих ударов, чтобы все кости ребенка оказались сломаны? Да и странно, что на его теле не осталось ни синяков, ни ссадин. А если кости не были сломаны, то чем тогда объяснить странную гибкость его тела, как у куклы?
И ещё одно соображение против гриппа: если бы царевич на тот момент действительно был болен, то Екатерина ни за что не оставила бы его одного. Она любила сына невероятно. Уже после ее смерти в ее вещах были найдены игрушки именно Шишечки. И хотя от Петра I она родила восьмерых детей, о других она никакой памяти не хранила.
И еще один аргумент против гриппа: утром 25 апреля во дворец заезжал Меньшиков и около часа водится с царевичем, которого очень любил. Ни о какой болезни ребенка речи не было.
Убил Меньшиков?
Правда, этот утренний визит к царевичу отметает подозрения на грипп, но бросает подозрения на самого Александра Даниловича. Может быть, это сам Меньшиков расправился с ребенком? Но зачем? Ведь ни он сам, ни его дети на престол претендовать не могли.
Есть слабая версия, что к этому времени «полудержавный властелин» в очередной раз проворовался, и таким вот диким и варварским способом пытался отвлечь гнев царя от себя. Но версия эта именно слабая: не такой уж был садист Меньшиков, чтобы ради сокрытия своих делишек губить невинное дитя, да ещё таким варварским способом. Ведь он должен был ломать ребенку кости, да ещё при нянька и при Брюса в соседней комнате. Да и мальчик не стал бы при этом душегубстве молчать, а кричал бы как резаный. Не сходится.
Так что загадочная смерть Шишечки остаётся нераскрытой тайной. Факты заставляют усомниться в естественной причине его смерти, но и объяснить ее сколько-нибудь реальными объяснениями, а тем более, найти того, кому она была бы выгодна, не представляется возможным. Точную причину своей гибели знал только маленький Петр Петрович, который и унес ее с собой в могилу.