У Зосимы Панопольского или Псевдодемокрита можно найти указания на первую алхимическую формулу. Процесс трансмутации идёт по стадиям чёрное-белое-жёлтое-красное, от умерщвления своего земного тела до финала Великого труда, отождествляемого с солнцеподобным духовным совершенством.
Герметики прокляли европейское мышление самой идеей поступательного самопреображения; сегодня их далёкие потомки продают курсы по самосовершенствованию в восемь, десять, двадцать ступенек.
Русский поэт не мог обойти стороной такую плодотворную идею. Андрей Белый в эссе «Священные цвета» разбирает феномен цветовой гаммы со свойственной ему дотошностью, но – следите за руками! – позволяет себе очень смешную шутку. Он берёт «белый» и ставит его в конце формулы; он отождествляет красный цвет с адским маревом; желтый теряет солярность и ввергается в пучины «смердяковской» обстановки. Ход превращения становится не последовательным преображением, но поиском в цветах, игрой с пространством. Солнце, всё-таки, и правда белое.
К чему это всё? Самые неожиданные тропы в творчестве – самые простые. Иногда хватает применить старую формулу к новым данным, и она сама, подчиняясь новой логике – например, русской литературы – изменит свой вид. Бери и пользуйся, кайфуй, Бугаев же не просто так «Петербург» написал.
#MBrochet
#НеДиванныйКультуролог
Автор: M.Brochet