Найти в Дзене

«Некрополь мастеров искусств» в Санкт-Петербурге. Вторая часть виртуальной экскурсии по музею под открытым небом

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить виртуальную экскурсию по находящемуся на территории бывшего Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры музею под открытым небом «Некрополь мастеров искусств» Первую часть можно прочесть, перейдя по ссылке Кроме описания памятников я указываю их место расположения в некрополе. Для того что бы было легче ориентироваться предлагаю воспользоваться общей схемой Ну а теперь давайте продолжим нашу прогулку Выдающийся русский хоровой дирижер и композитор. Один из первых Заслуженных артистов республики (1921).
Родился в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии.
С детства пел в церковном хоре Покровского собора в Наровчате. Учился в Краснослободском духовном училище, затем в Пензенской духовной семинарии, где с 1862 года руководил архиерейским хором.
Был регентом церковных хоров сначала в Пензе, а затем в Петербурге.
С 1872 года состоял на службе в Петербургской певческой капелле.
В 1880 г
Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить виртуальную экскурсию по находящемуся на территории бывшего Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры музею под открытым небом «Некрополь мастеров искусств»

Первую часть можно прочесть, перейдя по ссылке

Кроме описания памятников я указываю их место расположения в некрополе. Для того что бы было легче ориентироваться предлагаю воспользоваться общей схемой

Ну а теперь давайте продолжим нашу прогулку

Архангельский Александр Андреевич (1846–1924)

-2

Выдающийся русский хоровой дирижер и композитор. Один из первых Заслуженных артистов республики (1921).
Родился в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии.
С детства пел в церковном хоре Покровского собора в Наровчате.

Учился в Краснослободском духовном училище, затем в Пензенской духовной семинарии, где с 1862 года руководил архиерейским хором.
Был регентом церковных хоров сначала в Пензе, а затем в Петербурге.
С 1872 года состоял на службе в Петербургской певческой капелле.
В 1880 году организовал первый в России смешанный хор, с которым много гастролировал. Автор множества произведений духовной музыки и обработок народных песен.
В 1908 году был председательствующим на первом съезде дирижёров в Москве.

В октябре 1921 года в связи с пятидесятилетием творческой деятельности был удостоен звания Заслуженный артист республики.
Последние годы жизни провел в Праге, где скончался 16 ноября 1924 года. Первоначально был похоронен на православном участке Ольшанского кладбища. Однако уже через год по ходатайству родственников прах был доставлен в Ленинград и перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Надгробие работы Марии Львовны Диллон (1858–1932). Крест на постаменте с барельефным портретом, под которым выбита нотная строка - мелодия из духовного сочинения Архангельского.

-3
-4

Асенкова Варвара Николаевна (1817–1841)

-5

Прима Александринского театра первой половины 19 века.
Была дочерью известной актрисы Александры Егоровны Асенковой, рожденной вне брака.
В возрасте 11 лет поступила в Петербургское императорское театральное училище, но уже через 2 года была отчислена из-за «полного отсутствия таланта».
По просьбе матери знаменитый актёр Александринки Иван Иванович Сосницкий начал заниматься с девочкой частным образом и сумел раскрыть в ней невероятные способности, которые не смогли разглядеть профессиональные преподаватели.

21 января 1835 года Варвара Асенкова дебютировала в бенефисе своего наставника и имела грандиозный успех. Представление, состоявшее из двух одноактных пьес, в которых юная дебютантка играла главные роли, прошло столь успешно, что было повторено через три дня, а затем дирекция Александринки предложила Асенковой место в труппе, но без контракта.

Официальный контракт девятнадцатилетняя актриса смогла заключить только в феврале 1836 года.
Казалось, она добилась чего хотела, но положение сложилось двоякое. С одной стороны публика, особенно конечно, мужская её часть Вареньку Асенкову просто боготворила, с другой стороны коллеги по театру, особенно конечно женская их часть её буквально ненавидела.

Тогдашняя «жёлтая пресса» едва ли не ежедневна печатала заметки о разного рода скандалах, в которых она была замешана. Попытки похищения, самоубийства, дуэли. Вам это ничего не напоминает мои уважаемые читатели? Такое впечатление что нравы так называемого бомонда за 200 лет ничуть не изменились.
Но, к сожалению, все это очень быстро закончилось. 19 апреля (1 мая) 1841 года актриса императорских театров Варвара Николаевна Асенкова умерла от скоротечной чахотки в возрасте 24 лет.

Была похоронена на Смоленском православном кладбище.
Надгробие работы знаменитого мастера Ивана Петровича Витали было выполнено в виде мраморного бюста на гранитном постаменте с эпитафией:

Всё было в ней: душа, талант и красота;
И скрылось всё от нас, как светлая мечта

.В 1936 году прах и памятник были перенесены в формировавшийся тогда «Некрополь мастеров искусств»

Во время блокады памятник был разрушен при артобстреле.
В 1955 году бюст был восстановлен мастером Д. А. Спришиным.

-6
-7

Балакирев Милий Алексеевич (1837–1910)

-8

Композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Основатель музыкального кружка композиторов «Могучая кучка» в который кроме него входили Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918).

«Могучая кучка». Балакиревский кружок. Худ. А. В. Михайлов. 1950 год
«Могучая кучка». Балакиревский кружок. Худ. А. В. Михайлов. 1950 год

Само название «Могучая кучка» появилось благодаря статье Владимира Васильевича Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», опубликованной в 1867 году.

«Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

В марте 1862 года Балакирев стал одним из учредителей, а впоследствии директором «Бесплатной музыкальной школы», находившейся под императорским покровительством.
С 1883 года возглавлял петербургскую Певческую капеллу.

Автор множества симфонических и фортепианных произведений, романсов, песен, обработок русских народных песен Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая 1910 года. Похоронен на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь мастеров искусств).

Архитектурное надгробие с барельефным портретом авторства архитектора Ф. Г. Беренштама и скульптора Н. А. Пыпина сооружено на средства от концертов в память композитора и частные пожертвования. Установлено в 1914 году.
Бронзовый барельеф был похищен ещё до получения Тихвинским кладбищем музейного статуса и воссоздан скульптором Н. В. Дыдкиным в 1948 году.

-10
-11

Бантыш-Каменская Анастасия Дмитриевна (1821–1838)

Дочь историка Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского (1788–1850).

Постамент с бронзовым крестом и горельефным мраморным портретом украшен эпитафией

Отец – Дочери.
Она, как роза, отцвела.
Взросла и, тотчас, помертвела.
Земля земное приняла,
Душа на Небо улетела.
-12
-13

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена, а пока всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.