Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить виртуальную экскурсию по находящемуся на территории бывшего Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры музею под открытым небом «Некрополь мастеров искусств»
Первую часть можно прочесть, перейдя по ссылке
Кроме описания памятников я указываю их место расположения в некрополе. Для того что бы было легче ориентироваться предлагаю воспользоваться общей схемой
Ну а теперь давайте продолжим нашу прогулку
Архангельский Александр Андреевич (1846–1924)
Выдающийся русский хоровой дирижер и композитор. Один из первых Заслуженных артистов республики (1921).
Родился в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии.
С детства пел в церковном хоре Покровского собора в Наровчате.
Учился в Краснослободском духовном училище, затем в Пензенской духовной семинарии, где с 1862 года руководил архиерейским хором.
Был регентом церковных хоров сначала в Пензе, а затем в Петербурге.
С 1872 года состоял на службе в Петербургской певческой капелле.
В 1880 году организовал первый в России смешанный хор, с которым много гастролировал. Автор множества произведений духовной музыки и обработок народных песен.
В 1908 году был председательствующим на первом съезде дирижёров в Москве.
В октябре 1921 года в связи с пятидесятилетием творческой деятельности был удостоен звания Заслуженный артист республики.
Последние годы жизни провел в Праге, где скончался 16 ноября 1924 года. Первоначально был похоронен на православном участке Ольшанского кладбища. Однако уже через год по ходатайству родственников прах был доставлен в Ленинград и перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Надгробие работы Марии Львовны Диллон (1858–1932). Крест на постаменте с барельефным портретом, под которым выбита нотная строка - мелодия из духовного сочинения Архангельского.
Асенкова Варвара Николаевна (1817–1841)
Прима Александринского театра первой половины 19 века.
Была дочерью известной актрисы Александры Егоровны Асенковой, рожденной вне брака.
В возрасте 11 лет поступила в Петербургское императорское театральное училище, но уже через 2 года была отчислена из-за «полного отсутствия таланта».
По просьбе матери знаменитый актёр Александринки Иван Иванович Сосницкий начал заниматься с девочкой частным образом и сумел раскрыть в ней невероятные способности, которые не смогли разглядеть профессиональные преподаватели.
21 января 1835 года Варвара Асенкова дебютировала в бенефисе своего наставника и имела грандиозный успех. Представление, состоявшее из двух одноактных пьес, в которых юная дебютантка играла главные роли, прошло столь успешно, что было повторено через три дня, а затем дирекция Александринки предложила Асенковой место в труппе, но без контракта.
Официальный контракт девятнадцатилетняя актриса смогла заключить только в феврале 1836 года.
Казалось, она добилась чего хотела, но положение сложилось двоякое. С одной стороны публика, особенно конечно, мужская её часть Вареньку Асенкову просто боготворила, с другой стороны коллеги по театру, особенно конечно женская их часть её буквально ненавидела.
Тогдашняя «жёлтая пресса» едва ли не ежедневна печатала заметки о разного рода скандалах, в которых она была замешана. Попытки похищения, самоубийства, дуэли. Вам это ничего не напоминает мои уважаемые читатели? Такое впечатление что нравы так называемого бомонда за 200 лет ничуть не изменились.
Но, к сожалению, все это очень быстро закончилось. 19 апреля (1 мая) 1841 года актриса императорских театров Варвара Николаевна Асенкова умерла от скоротечной чахотки в возрасте 24 лет.
Была похоронена на Смоленском православном кладбище.
Надгробие работы знаменитого мастера Ивана Петровича Витали было выполнено в виде мраморного бюста на гранитном постаменте с эпитафией:
Всё было в ней: душа, талант и красота;
И скрылось всё от нас, как светлая мечта
.В 1936 году прах и памятник были перенесены в формировавшийся тогда «Некрополь мастеров искусств»
Во время блокады памятник был разрушен при артобстреле.
В 1955 году бюст был восстановлен мастером Д. А. Спришиным.
Балакирев Милий Алексеевич (1837–1910)
Композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Основатель музыкального кружка композиторов «Могучая кучка» в который кроме него входили Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918).
Само название «Могучая кучка» появилось благодаря статье Владимира Васильевича Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», опубликованной в 1867 году.
«Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
В марте 1862 года Балакирев стал одним из учредителей, а впоследствии директором «Бесплатной музыкальной школы», находившейся под императорским покровительством.
С 1883 года возглавлял петербургскую Певческую капеллу.
Автор множества симфонических и фортепианных произведений, романсов, песен, обработок русских народных песен Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая 1910 года. Похоронен на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь мастеров искусств).
Архитектурное надгробие с барельефным портретом авторства архитектора Ф. Г. Беренштама и скульптора Н. А. Пыпина сооружено на средства от концертов в память композитора и частные пожертвования. Установлено в 1914 году.
Бронзовый барельеф был похищен ещё до получения Тихвинским кладбищем музейного статуса и воссоздан скульптором Н. В. Дыдкиным в 1948 году.
Бантыш-Каменская Анастасия Дмитриевна (1821–1838)
Дочь историка Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского (1788–1850).
Постамент с бронзовым крестом и горельефным мраморным портретом украшен эпитафией
Отец – Дочери.
Она, как роза, отцвела.
Взросла и, тотчас, помертвела.
Земля земное приняла,
Душа на Небо улетела.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена, а пока всего вам доброго и до скорой встречи.