Если вы хоть раз, листая соцсети, натыкались на желтый ВАЗ-2101 без крыши – поздравляем, вы уже знакомы с работой Ильи (21 год) и Артема (22 года). Эти ребята – не автомеханики, не ретроэнтузиасты и не профи из мира тюнинга. Это просто два друга, которые решили сделать машину, мгновенно привлекающую внимание.
Идея была простой и дерзкой – создать проект, который будет идеально работать в кадре. Никакого глубокого реставрационного смысла, только визуальный эффект и инфоповод. Именно ради этого была выбрана «Жига», удалена крыша и запущена серия стримов и видео, где весь процесс – от задумки до первых покатушек – можно наблюдать в реальном времени.
Проект задумывался для хайпа и контента. Надо сказать, у ребят это отлично получилось. Как пришла идея? Насколько сложно оказалось реализовать задуманное? И почему автомобиль сейчас просто стоит на парковке? Все это – в рассказе парней:
От идеи до покупки
– Честно говоря, идея спилить крышу появилась еще до того, как у нас вообще была машина. Мы просто обсуждали, что можно сделать интересного для хайпа в соцсетях, и родилась мысль: «А давай возьмем «Жигули» и сделаем кабриолет». Конкретную модель мы тогда не выбрали – просто знали, что это должна быть «Жига».
Затем начались долгие поиски подходящего варианта. Через какое-то время наткнулись на объявление: ВАЗ-2101 1981 года выпуска. Машина в неплохом внешнем состоянии, крыша оранжевая, салон аккуратный и даже кожаный. Стоила она $500. Продавец рассказывал, что купил ее у какого-то пожилого мужчины, поездил немного и решил продать за ту же сумму, за которую взял. Мы, конечно, не знаем, насколько эта история правдива, но салон и действительно выглядел ухоженным.
Первые проблемы
Первое впечатление было хорошим: ровный кузов, живые пороги, минимум ржавчины. Казалось, что состояние для такого возраста отличное. Но уже через пару дней стало понятно, что проблем все-таки хватает.
Первое – это цепь ГРМ. Она гремела так, что было очевидно: натяжитель не справляется, и ремонт неизбежен. И, как мы и боялись, через некоторое время цепь пробила клапанную крышку. Пришлось менять мотор.
Первый двигатель нашли за 100 рублей. Установили, завели, и он проработал всего 20-30 минут, после чего заклинил. Пришлось искать другой. Второй мотор обошелся в 250 рублей – до сих пор работает.
Двигатель был карбюраторный, и из-за его состояния машина потребляла почти 20 литров на 100 километров. Плохо заводилась, холостые обороты не были настроены – мотор держал около двух тысяч оборотов даже на светофоре. С этой проблемой мы возились долго, пока не нашли человека, который действительно разбирается в карбюраторах. После его работы машина стала запускаться нормально и перестала тратить так много топлива.
Еще одной серьезной проблемой были колеса. Резина оказалась очень старой, потрескавшейся, с вздутиями. В итоге все четыре колеса по очереди взрывались прямо на дороге. Мы просто ехали, слышали хлопок, и приходилось останавливаться и искать замену. За несколько месяцев мы заменили всю резину, и теперь с этим проблем нет.
Путь к кабриолету
Мы купили «Жигули» где-то 4–5 месяцев назад. Сначала около месяца катались с крышей – просто присматривались к машине и прикидывали, как будем ее резать. Потом настал момент, когда мы решили – пора! Но, скажем честно, было жалко, ведь машина была действительно в хорошем состоянии. Но так как идея спилить крышу была изначальной и только ради нее мы купили машину, решили все-таки это сделать.
Для работы арендовали гараж на четыре дня. Решили совместить сам процесс переделки с прямыми эфирами в интернете. Первые стримы мы вели на Twitch. Аудитория была небольшой – человек 30 в онлайне и примерно столько же подписчиков. Но мы понимали, что главное – начать. Первые дни стримов были разогревочными – чтобы поднять хоть немного интерес к главной затее.
В день, когда мы спиливали крышу, начали с заднего стекла. Илья просто выдавил его ногами изнутри – оно легко вылетело наружу. Дальше сняли обшивку потолка, убрали боковые стекла и начали резать. Нам помогали друзья, которые лучше владеют болгаркой и имеют опыт работы с металлом. Сам процесс резки занял около сорока минут. Тяжелее всего было справиться с задними стойками – они оказались очень толстыми. После спила в салоне было очень грязно – пыль, стружка, копоть. В итоге за четыре дня мы получили именно то, что хотели – ВАЗ-2101 в виде кабриолета.
Затем, когда крыши не стало, начались новые приключения. Лето выдалось дождливым. Мы накрывали машину тентом, но иногда специально оставляли ее открытой, чтобы люди могли видеть. В итоге в салоне скапливалась вода – бывало, что по щиколотку, думали даже, что можно запустить рыбок и сделать импровизированный аквариум. К нашему удивлению и счастью, с электрикой проблем не возникло. Машина продолжала работать как ни в чем не бывало.
После удаления крыши кузов потерял жесткость. Мы не усиливали конструкцию, поэтому на скорости выше 60 км/ч машину начинает трясти. Усилителей и распорок нет – она держится только на порогах и днище.
Стримы, встречи с ГАИ и штрафы
Со временем мы перешли с Twitch в TikTok, где просмотры и аудитория начали расти. Сначала в онлайне было 10-15 человек, но после того, как мы стали кататься без крыши, аудитория выросла. Бывали стримы с 300-350 зрителями, а пик случился, когда нас остановила ГАИ.
Один из запомнившихся случаев произошел во время стрима. Начался дождь, мы укрылись под аркой, оставив двигатель заведенным. Это не понравилось другим водителям, и мы уехали на заправку. Там к машине подошел мужчина с большой камерой, что показалось нам подозрительным, и попросил пофоткать машину. Через несколько минут подъехала ГАИ. К тому времени дождь закончился и мы отъехали, но на следующем повороте нас остановил другой экипаж. Причина – внесение изменений в конструкцию. Сначала обошлось предупреждением, но позже, после того как одно из видео в TikTok хорошо залетело и набрало просмотры, нас вызвали в ГАИ и выписали штраф. Первые два раза это было по 0,5 базовой величины, но в будущем может быть и 100 рублей.
На кабриолет смотрят все, кто не уткнулся в телефон. Пожилые мужчины останавливаются, разглядывают, иногда что-то спрашивают. Молодые девушки почти не реагируют. Жители района уже привыкли к нашей машине, потому что она часто стоит на одном месте.
Наши родители поначалу восприняли проект как шутку. Потом, когда поняли, что мы сделали это всерьез, начали давать советы, но все равно относились с опасением, в основном по поводу безопасности и законности переделки.
Ради шутки мы как-то выставили машину на продажу за $30 000. Многие восприняли всерьез: звонили, писали, кто-то даже угрожал. Продавать мы ее, конечно, не собираемся – слишком уж много в нее вложено нашего времени и сил.
Мы планируем продолжать снимать контент. Не хотим превращать его в откровенный трэш, но понимаем, что интернет может потребовать большего. Мы также думаем о легализации изменений, но пока не знаем, как это сделать официально, ибо на данный момент на автомобиле ездить никто не может. Поэтому если кто-то сможет подсказать, как наши «Жигули» зарегистрировать официально – будем рады помощи!
]]>