ЛИТЕРАТУРА
Культурное развитие русских земель в XIII–XV веках протекало в условиях трансформаций, обусловленных внешнеполитическими факторами. Монголо-татарское нашествие и экспансия с Запада имели катастрофические последствия для всех сфер культурной жизни. Демографический упадок, систематическое разрушение городских и сельских поселений, утрата памятников и изъятие материальных ресурсов привели к экономической деградации, что объективно замедлило темпы развития литературы, зодчества, живописи и иных сфер. Но парадоксальным образом, ордынское владычество, обусловившее частичную изоляцию от византийского и европейского культур, способствовало кристаллизации оригинальных черт местной культурной традиции. Ключевым нарративом литературы данного периода становится осмысление иноземного ига и героики сопротивления. Центральное событие — Куликовская битва — получило многожанровое отражение. Наиболее значительными памятниками куликовского цикла являются: «Задонщина» - лиро-эпическая поэма, стилистически и композиционно ориентированная на «Слово о полку Игореве». Произведение структурно делится на «жалость» (плач по павшим воинам) и «похвалу» (гимн победе), а также «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.): Более поздний и детализированный текст, интегрировавший летописную канву, фольклорные предания и новые сюжеты (благословение Сергия Радонежского, поединок Пересвета и др. ), выстраивающий морально-религиозную противопоставление между благочестием русичей и нечестивостью Мамая. Агиографическая литература достигла расцвета в творчестве Епифания Премудрого, создавшего эталонные жития («Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского»). Его агиография конструирует идеал религиозного подвижника, чья деятельность направлена на укрепление государственных и культурных основ Руси. Зарождение светской литературы ознаменовано произведение «Хожение за три моря» Афанасия Никитина — первым в русской традиции детским описанием светского, торгового путешествия, сочетающим документальность с автобиографическим лиризмом. Параллельно происходило возрождение летописания - был создан первый общерусский свод - Троицкая летопись (1408 г.).
АРХИТЕКТУРА
Монголо-татарское нашествие оказало деструктивное воздействие на развитие древнерусского зодчества. Систематические военные нашествие и масштабные пожары привели к утрате значительного числа архитектурных объектов. Каменное строительство прервалось на период до пятидесяти лет, что вызвало разрыв профессиональной преемственности: утрачивались технологические приемы, распадались строительные артели, нарушалась традиция передачи мастерства. Архитекторы и каменщики, не погибшие или не угнанные в плен, были вынуждены заниматься решением проблем выплаты дани и поиска иных источников дохода. Возрождение каменного зодчества началось в Новгороде, избежавшем прямого разорения. На средства бояр, купцов и ремесленников были сооружены храмы, характеризующиеся компактными объемами, одноглавым завершением, шлемовидными куполами и сдержанным декором: церкви Николы на Липне (1292), Фёдора Стратилата на Ручью (1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Аналогичные архитектурные решения позднее распространились в Пскове. Со второй четверти XIV века каменное строительство активизировалось в Москве, где были возведены первые каменные соборы Кремля (не сохранившиеся Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника и Спаса на Бору). После серии катастрофических пожаров (1343, 1354, 1365 гг.) князь Дмитрий Иванович инициировал строительство белокаменной крепости (1366–1368), территория которой была расширена, а укрепления усилены рвом. Данные укрепления успешно выдержали осады литовских войск (1368, 1370), хотя и пострадали во время нашествия Тохтамыша (1382). В XV веке белокаменное строительство распространилось на города Северо-Восточной Руси (Тверь, Коломна, Звенигород). Ключевыми памятниками раннемосковского зодчества стали Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1423) и Спасский собор Андроникова монастыря (1420–1427). Для этих сооружений характерно усложнение силуэта за счёт декоративных кокошников и общая устремлённость композиции вверх. Архитектура домонгольского периода, представленная около 150 сохранившимися памятниками (Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке; храм Покрова на Нерли; владимирские Успенский и Дмитриевский соборы), демонстрировала синтез византийских и славянских традиций, эволюционируя от монументальных крестово-купольных сооружений к более камерным однокупольным храмам.
ИКОНОПИСЬ
Монголо-татарское нашествие обусловило значительную трансформацию культурно-художественных центров Древней Руси, выразившуюся в перемещении очагов живописи из южных регионов в северные города — Новгород, Псков, Ростов и Ярославль. Культурно-политическая обособленность этих территорий, а также ослабление византийского влияния способствовали формированию самобытных художественных традиций. В XIII–XIV вв. происходило становление двух ведущих иконописных школ — Новгородской и Московской, каждая из которых выработала уникальный стиль, отражающий эстетические и духовные ориентиры своего региона. Значительное влияние на новгородскую школу оказало творчество Феофана Грека (1340 — ок. 1410), византийского мастера, работавшего в Новгороде с 1370-х годов. Его фрески в церкви Спаса на Ильине улице (1378) демонстрируют экспрессивную манеру, ограниченную цветовую палитру и драматическую светотеневую моделировку, что оказало существенное воздействие на местных иконописцев. Под влиянием его стиля были выполнены росписи церквей Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. С 1390-х годов Феофан Грек работал в Москве, где участвовал в росписях кремлёвских соборов и способствовал развитию московской художественной традиции. Становление Московской школы связано с деятельностью Андрея Рублёва, монаха Спасо-Андроникова монастыря. Его творчество характеризуется глубокой одухотворённостью, гармонией композиции и колорита. Наиболее значительным произведением Рублёва является икона «Троица» (1420-е гг.), в которой мастер радикально переосмыслил традиционный иконографический сюжет «Гостеприимство Авраама», сосредоточив внимание на символическом изображении трёх ангелов как воплощения триединого Божества. В древнерусском искусстве доминировали иконопись и фресковая живопись, тогда как мозаика, пришедшая из Византии, применялась ограниченно в силу дороговизны материалов. Среди выдающихся образцов мозаичного искусства — композиции Софийского собора в Киеве и Михайловского Златоверхого монастыря. Особое место в древнерусской живописи занимала Владимирская икона Божией Матери, отличающаяся высоким психологизмом и эмоциональной глубиной, что свидетельствует о рано сформировавшемся мастерстве отечественных иконописцев в передаче сложных духовных состояний.