В период с III века до н. э. по I век н.э. восточные степи, которые сегодня являются территорией Монголии, населял кочевой народ хунну. У них не было формальной государственной структуры, но они являлись настоящей империей, с многочисленными областями, которые платили им дань. Основал эту мощную конфедерацию правитель по имени Модун.
Он держал в страхе весь регион, а китайский император откупался от грозного кочевника, посылая ему богатые дары и принцесс. Только, как оказалось, те были подставными...
Первый правитель
Первым правителем хунну был Тоумань. Именно он первым начал совершать набеги на китайские границы, установленные династией Цинь. Правда, без успеха — его атаки паостоянно отражались и в итоге китайская армия оттеснила неудавшегося захватчика на север. Также Тоуманя теснили со всех сторон другие кочевые племена. Дунху вообще заставили его принести клятву верности и платить дань. Каждый год Тоумань должен был посылать их вождю тысячу лошадей.
Становление вождя
У Тоуманя был сын — Модун. Он его не любил и сделал наследником сына от другой наложницы, а Модуна передал племени юэчжи в качестве откупа. Возможно, он надеялся таким образом избавиться от нелюбимого отпрыска. Тот же сумел украсть коня и сбежать. В итоге всё обернулось тем, что Модун вернулся к своему народу и был встречен как герой. Тоуманю ничего не оставалось, как признать доблесть сына. Он даже доверил ему командовать отрядом из 10 000 всадников.
Сколько лет было Модуну на тот момент, история умалчивает — дата его рождения неизвестна. Историки предполагают, что он родился около 234 года до нашей эры. Модун показал себя блестящим военачальником и сумел собрать вокруг себя верных людей. Управлял он ими весьма жестоко. За неподчинение приказу следовала мгновенная казнь. В качестве проверки на преданность своих приближённых, Модун часто отдавал намеренно абсурдные приказы. Например, он приказал воинам сначала убить своего лучшего коня, а потом любимую жену. К слову, Модун и сам это проделал. Те, кто отказался выполнить это дикое распоряжение, были тотчас обезглавлены. Те же, кто выполнил приказ, не только спасли свою шкуру, но и получили повышение.
Люди, которые прошли такую проверку на преданность, вошли в узкий круг доверенных лиц. Позже Модун поручил им убить своего отца, чтобы занять его место. Также был устранён и его брат, которого Тоумань назначил своим преемником. Вместе с ними были убиты их жёны и прочие родственники, а также все приближённые лица. Тогда никто и подумать не мог, что эта чудовищная кровавая бойня станет началом золотого века хунну.
Вынужденный мир и подставные принцессы
У Модуна была продуманная стратегия: объединить все степные народы под его началом, будь то честными или нечестными методами. Как правило, те, кто чувствовал себя сильнее, пытались сопротивляться, но терпели поражение. Дунху, пытавшиеся воспользоваться бурным течением реки, чтобы занять необитаемые земли, отделявшие их от хунну, потерпели поражение в 208 году до нашей эры.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
х вождь был убит, а сами они с тех пор разделились на два племени: сямбэй и ухуань. Затем последовали динлины и другие северные народы, многим из которых не оставалось ничего другого, как мигрировать на запад, как и усуни.
Одно за другим все племена были покорены, и последними, кто пал, в 203 году до нашей эры, были юэчжи. С тех пор можно сказать, что Модун стал абсолютным хозяином того, что сейчас называется Монголией, и не осталось никого достаточно сильного, чтобы противостоять ему. Единственными, кто мог посоперничать за превосходство — были китайцы. К тому времени в Китае пришла к власти новая династия, Хань. Теперь Китай был более децентрализован, разделён на 13 командорств и столицу. Они заменили предыдущие 10 объединённых княжеств и каждое из них возглавлял член императорской семьи.
До прихода к власти новой династии, в Китае проводилась беспощадная политика репрессий против конфуцианства и его сторонников. Во время этого сотни учёных были похоронены заживо, а их труды беспощадно сожжены. Новый император Лю Бан положил этому конец. После этого правитель столкнулся с другими трудностями. Его начал теснить Модун, который объединился с его вассалом Синь Ханем.
Против этих объединённых сил выступила огромная императорская армия, насчитывавшая более четверти миллиона человек. Лю Бань одержал победу и сумел оттеснить врагов далеко на земли хунну. Воодушевлённый победой, император двинулся дальше. Однако его войска не были должным образом экипированы и страдали от холода, также не хватало и продовольствия. Это вынудило Лю Баня разделить армию. Вперёд он двинулся вместе с 40 000 человек, а остальные остались позади. Этим воспользовался Модун, окружив их своей конницей, отрезав от остальных. С большим трудом императору удалось отступить.
Сражение, вошедшее в историю как битва при Байдэне, убедило Лю Баня в необходимости заключения мира с кочевниками. Так он и поступил. Также он начал проводить политику «хэцинь», то есть брачных союзов: помимо подарков, таких как шёлк, вино и провизия, император отправлял Модуню китайских «принцесс». Так Лю Бань скреплял их отношения родственными связями.
Только вот принцессы были ненастоящими. Хитрый император посылал к своему противнику девушек, которые не имели никакого отношения к его семье — дочери императора оставались дома, в Китае, в полной безопасности.
Неприличное предложение
Всё так и продолжалось до тех пор, пока Лю Бань не умер. Модун не придумал ничего лучше, как сделать предложение его вдове, Лу Чжи. Правда, вождь кочевников не стал утруждать себя личным визитом, произнесением романтических речей и даже не удосужился отправить посольство. Модун отправил ей язвительное и бестактное письмо, написанное в совершенно непозволительном тоне.
В своём послании он написал: «Я – правитель-одиночка, рождённый на болотах и выросший на пастбищах. Я много раз совершал набеги на ваши границы и мечтал захватить весь Китай. Вы теперь вдова и живёте одна. Мы оба несчастны и нам нечем заняться, а потому, считаю, что обладаю всем необходимым, чтобы это всё исправить».
Лу Чжи почувствовала себя оскорблённой и созвала всех министров и генералов. Они были возмущены столь неприличным предложением и посоветовали ей объявить войну дерзкому варвару. Однако один военачальник по имени Цзи Бу возразил, заявив, что армия хунну превосходит китайскую, а лекарство может оказаться хуже болезни. Было решено дать Модуну чисто эпистолярный ответ. Императрица написала, что, конечно, нуждается в защите такого могучего воина, но ей нечего ему дать взамен — она уже стара и немощна, у неё выпадают волосы и зубы, она и передвигается-то с трудом. Взамен Лу Чжи предложила щедрые дары: две императорские кареты и восемь великолепных коней.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
Таким образом, вопрос был решён. Династия Хань продолжила вести политику хэцинь. Степные кочевники, не подозревая о том, что принцессы ненастоящие, с тех пор ограничили свою деятельность мелкими вторжениями. Также они сосредоточили своё внимание на других кочевых племенах, принуждая их к вассальной зависимости. Правда, полная победа конфедерации наступила лишь спустя четыре года после смерти Модуна. К этому времени его неофициальной империей правил уже его сын.
Кочевники Востока были отважными и практически непобедимыми воинами, но что их такими делало? Прочтите в другой нашей статье о том, почему кухня древних монголов вызывала ужас, и какие продукты делали воинов Чингисхана непобедимыми.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210825/65169/