Тайны оставляют ощущение приятной глубины, а истолкования всегда отдают банальностью.
Роберт Шекли. Лабиринт Минотавра.
В древней Греции было все: театры, форумы, торговые центры и автоматы, урбанистка, демократия, центральное отопление, олимпийские игры, и древняя традиция носить сандалии без носок.
Хотя ведь были у них и носки! Но греки надевали их только на ночь, вместе с колпаком, а днем, на человеке, их можно было увидеть только в театре. На шуте.
Но конечно, главное, что было у древних греков (чего, к слову, полно, разумеется, и у нас) - это мифы, мифы, мифы.
И один известный древнегреческий миф - история о Тесее и Минотавре - лег в основу книги Виктора Пелевина, которая называется «Шлем Ужаса». То есть по мотивам одного мифа Пелевин создает свой.
А миф на миф – это миф в квадрате. Но на самом деле, Шлем Ужаса - это миф на миф на миф поэтому он – это миф в кубе.
Кубически мифологический и таинственно конспирологический детективный креатив о Тесее и Минотавре написан не для средних умов (нормальных людей). Последние его не читали и в эту статью не полезут.
У не средних же умов, конец креатива оставляет три огромных вопроса: Что это было? Где это было? С кем это было?
Цель этой статьи, как раз и заключается в том, чтобы ответить на эти вопросы. Чтобы рассказать о том, что вообще происходит в «романе» Шлем Ужаса и в чем там в конце концов смысл и та самая мудрость, которую мы ищем в лабиринте строк автора.
Ответы на все вопросы и правильная трактовка только здесь. Все врут, а я нет.
Наберитесь терпения и прочитайте до конца. Ведь если вы нашли три часа чтобы прочесть Шлем Ужаса, то найдете десять минут и на эту статью.
Миф о Тесее и Минотавре.
Пасынок критского царя Миноса родился с бычьей головой. Минос заказал древнему греку по имени Дедал построить под дворцом лабиринт. В этом лабиринте Минос заточил Минотавра и требовал от древних греков каждый год приносить жертву: семь девушек или юношей на прокорм человеко-быку.
Никто не осмеливался возразить, до тех пор, пока герой Тесей не проник на остров, не нашел Минотавра в лабиринте и не убил его. Выбраться из лабиринта и сбежать с острова Тесею помогла родная дочь Миноса и сводная сестра Минотавра по имени Ариадна.
И вот у Пелевина, каждый в своем гостиничном номере, просыпаются семь (ну ладно восемь) человек. Они быстро понимают, что находятся в разных концах лабиринта, по которому рыщет Минотавр, и начинают искать спасителя Тесея.
Но время идет, а герой не идет. То ли застрял где-то по дороге, то ли прячется.
Миф на миф.
Пелевин конечно был не первым кто переработал этот миф. Американский писатель Роберт Шекли в 1990 году выпустил книгу Лабиринт Минотавра. В ней, в лучших традициях постмодерна, смешивается классический сюжет и поток смелого до бесстыдства литературного остроумия.
Тесей с Минотавром разговаривают по телефону и ходят на вечеринки. Зевс снимает апартаменты на втором этаже царя Миноса. А Дедал в воображаемом пространстве создает бесконечный лабиринт и населяет его парижанами, просто перенеся всех жителей Парижа в лабиринт и оставив столицу Франции опустевшей.
В этом бесконечном лабиринте и происходит все действие. Законы причинности здесь не действуют, а время перемешано в перемешанном же пространстве.
Как результат, вполне закономерным итогом становится то, что Тесей, который в начале книги оказывается на дороге и идёт в таверну, чтобы получить заказ на убийство Минотавра, в самом конце книги, оказывается на той же дороге и идет в таверну, чтобы получить заказ на убийство Минотавра.
Время закольцовывается в бесконечном лабиринте, в котором Минотавр прячется от Тесея, а Тесей в поисках Минотавра теряется сам.
Миф в кубе.
Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти.
Кто это сказал и о чем?
В самом начале Шлема Ужаса Пелевин, пальцами Ариадны подвешивает вопрос. Этим вопросом Ариадна, которая помогает Тесею, дает ему подсказку. Разгадав ее, Тесей найдет Минотавра и выберется из лабиринта.
Но в каком лабиринте находится Тесей?
Чтобы было легче это понять нужно вспомнить еще один известный креатив – «За закрытыми дверями» Жана-Поля Сартра.
Это пьеса, в начале которой герои находят себя в гостинице. Так же, как и персонажи Пелевина они не понимают, как попали сюда. По гостинице бродит таинственный коридорный.
Но вскоре, герои Сартра понимают, что гостиница в которой они оказались – это ад. Коридорный – рогатый сатана, а они сами умерли.
Так же, как и герои Шлема Ужаса. Они умерли и находятся в Сартровском аду. А Сартровский ад, как мы знаем, примечателен тем, что вечные муки в нем грешникам доставляют не языки пламени и раскаленные вилы, а разговоры с другими людьми и чужое мнение.
И семь Пелевинских грешников мучают себя в чате.
У каждого из них свой лабиринт за дверью. Это то откуда они пришли в свои комнаты. Это их прошлые жизни. И где-то в этих жизнях бродит страшный зверь. Так же, на вид, разный у всех, но у всех одинаковый по сути. И имя ему MINOTAURUS.
Все песенки о нем поют. Скажите, как его зовут?
Слова песни — Юрий Энтин, музыка — Алексей Рыбников
Кто же такой этот MINOTAURUS? Чтобы понять это, давайте послушаем что говорила о Минотавре, которого также называли Астерием, наш главный подсказчик и проводник по лабиринту Ариадна:
«Подлинное тайное имя Астерия, которое дает над ним власть, – Астерий, который есть Мы. Маги древних времен много лет скалывали последние буквы на всех надписях, чтобы никто не понял, в чем дело...»
«Главный секрет Астерия заключается в том, что он совершенно не нужен»
Астерий, он же Минотавр, это тот же Симург, которого отправилась искать стая птиц из другой древней легенды, упоминаемой Пелевиным в романе «Generation П». Там оказалось, что птицы искали сами себя, потому что Симург – это стая птиц.
И Минотавр, от которого прячутся, но которого также, вместе с Тесеем и ищут герои Шлема Ужаса, - есть тот, кто его ищет.
В чате, включая Тесея, собрались девять человек со следующими никами:
Monstradamus
IsoldA
Nutscracker
Organizm (-:
Theseus
Ariadna
UGLI 666
Romeo-y-Cohiba
UGLI 666 (да-да, снова, а что такого?)
Sliff_zoSSchitan
Если выставить имена героев в правильном порядке, то по первым буквам их ник-неймов складывается имя MINOTAURUS.
Они все, включая Тесея и есть Астерий. Они все – есть прошлые жизни одной души. И чтобы возродиться и продолжить путь в бесконечном лабиринте шлема ужаса, где они бегут от чудовища, которым сами и являются, Тесей должен занять свое место в слове MINOTAURUS.
Но Тесей отказывается это сделать. Он разрывает круг ужаса и выходит из лабиринта. Тем самым он убивает Минотавра.
Минотавр говорит. «МУ» и умирает.
«Крепись папа», - говорит Ариадна обращаясь к отцу Миносу
«Сынок!» - кричит Минос.
А дальше, оставшиеся герои, в отсутствии Тесея, объединяются в Миносавра. Место в центре занимает Sliff_zoSSchitan, а шлем Ужаса достается им всем.
Ответ на загадку Шлема Ужаса.
Вернёмся к началу креатива и ответим на подвешенный вопрос:
Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти.
Кто это сказал и о чем?
Немного отвлекусь и замечу, что с точки зрения конспирологии, эта загадка уже сама по себе представляется из себя лабиринт, в котором можно затеряться в поисках правильного ответа. И если вы будете искать правильный ответ, то будете делать это вечно, потому что его нет. И, в каком-то смысле, в этом и есть правильный ответ на загадку.
Но, отбросив конспирологию в сторону и соберя (почему нет?) в кучку все, что мы сегодня узнали, сделаем вывод о том, что это сказал Минотавр о своем имени, в котором он спрятал Тесея, который сидит в шлеме Ужаса и придумывает Минотавра.
Этот ответ максимально точный.