Найти в Дзене

Учим историю по фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика»

Про этот шедевр мирового кинематографа я уже написал так много хороших слов, что теперь не уверен — смогу ли найти что-то новое. Потому, дабы не повторяться, давайте поговорим не про фильм, а про войну. Ибо в любом фильме, даже самом дешёвом сериале, всегда можно найти что-то, дающее повод поговорить о реальных событиях, и сие занятие будет весьма полезно для увеличения знаний. Фильм же «Хроника пикирующего бомбардировщика», при всём полёте творческой мысли создававших его людей, при всех их художественных отступлениях, будучи не основан на конкретных событиях, имеет под собой так много реального, что его и смотреть полезно, и обсудить есть что. Хотя в самом фильме нет никакой информации о месте и времени событий фильма, кое-что выяснить несложно, используя книгу, по которой фильм поставлен. Ибо в книге есть конкретные даты со 2-го по 5-е августа 1944 года. Кроме того, у героев книги было сразу несколько прототипов, и все они нас ведут в Белоруссию. А если мы захотим ещё глубже искать,
Оглавление

Про этот шедевр мирового кинематографа я уже написал так много хороших слов, что теперь не уверен — смогу ли найти что-то новое. Потому, дабы не повторяться, давайте поговорим не про фильм, а про войну. Ибо в любом фильме, даже самом дешёвом сериале, всегда можно найти что-то, дающее повод поговорить о реальных событиях, и сие занятие будет весьма полезно для увеличения знаний.

Фильм же «Хроника пикирующего бомбардировщика», при всём полёте творческой мысли создававших его людей, при всех их художественных отступлениях, будучи не основан на конкретных событиях, имеет под собой так много реального, что его и смотреть полезно, и обсудить есть что.

Операция «Багратион»

-2

Хотя в самом фильме нет никакой информации о месте и времени событий фильма, кое-что выяснить несложно, используя книгу, по которой фильм поставлен. Ибо в книге есть конкретные даты со 2-го по 5-е августа 1944 года. Кроме того, у героев книги было сразу несколько прототипов, и все они нас ведут в Белоруссию.

А если мы захотим ещё глубже искать, то относительно легко находим и место, где такие события произошли. Ибо у немцев на том участке фронта была единственная часть с истребителями FW.190 — это 3-я группа 11-й истребительной эскадры (III. Gruppe Jagdgeschwader 11). Причём одна из фамилий, упоминаемых в фильме — майор Ампилов (он являлся консультантом фильма), который был в августе 1944 года командиром эскадрильи 779-го бомбардировочного авиационного полка 241-й бомбардировочной дивизии 16-й воздушной армии. И этот полк мог вести разведку и наносить удары как раз по аэродромам, где базировалась 3-я группа 11-й истребительной эскадры.

Таким образом, действие фильма происходит в ходе Люблин-Брестской наступательной операции. А раз уж мы упомянули операцию «Багратион» — Люблин-Брестская является её частью, то давайте воспользуемся случаем, и поговорим про авиацию в боевых действиях над Белоруссией.

Как знают мои читатели, операция «Багратион» было лишь финальной стадией многомесячных боёв по освобождению Белоруссии. Те же Минск, Витебск, Оршу, наши войска начали пытаться освободить ещё в октябре 1943 года, но за много месяцев так и не смогли. Зато были огромные потери. К операции «Багратион» силы немцев заметно уменьшились, а наши, несмотря на потери, возросли. Это касалось и авиации.

Давайте я приведу вам основные цифры, чтобы представить и огромное число самолётов в белорусском небе, и соотношение сил.

-3

С немецкой стороны нам противостоял 6-й Воздушный флот. В его составе по списку было 873 боевых самолёта, из которых могло подняться в воздух не менее 75-80%. В списочном количестве самолётов было 113 дневных и 39 ночных истребителей, 254 штурмовика, 266 средних и 38 лёгких ночных бомбардировщиков, 46 дальних и 97 ближних разведчиков.

У нас же в составе четырёх фронтов было пять воздушных армий, плюс поддержка Авиации Дальнего Действия. Всего же получается к началу Белорусской наступательной операции 6676 боевых самолётов — 2504 истребителя, 1829 штурмовиков, 1621 бомбардировщик, 510 лёгких ночных бомбардировщиков, 212 разведчиков и корректировщиков. Напомню, что к началу войны во всех наших приграничных округах было сосредоточено немногим более 8 тысяч боевых самолётов. А это лишь в Белоруссии.

«Пешки» и «фоккеры»

-4

Так получается, что из авиационной техники в фильме только два действующих лица. Советский бомбардировщик Пе-2 и немецкий самолёт FW.190. Что интересно, оба этих самолёта объединяет то, что представление у большинства о них не совсем верное.

Причём прямо с названия.

Пе-2 преподносится как пикирующий бомбардировщик. Кстати, фронтовое прозвище «пешка», некоторые даже воспринимают именно от слова «пикирующий», а не от официального названия.

И хотя Пе-2 действительно создавался и официально числился как пикирующий бомбардировщик, но это больше желание советского руководства, чем реальность войны. Изначально проектируемый как истребитель, Пе-2 имел большой запас прочности, который нужен для пикирования. И мы это видим в фильме, где экипаж, дабы уйти от немецких истребителей, сваливается в крутое пике имитируя собственное сбитие. А в последний момент самолёт из пике выходит. Эта операция требует выдержать огромные перегрузки, как машине, так и людям. Кстати, за основу взят реальный случай на фронте, но там после выполнения этого «трюка», самолёт смогли вернуть на аэродром и посадить, однако в таком виде, что смотреть было страшно — машина пришла с негодность.

Но у «пешки» не хватало возможности сбрасывать в пикировании груз из бомболюка. Бомбить таким способом самолёт мог только с крыльевой подвески — двумя 250-кг бомбами. И это ещё ладно, но насколько я знаю, самих пилотов не обучали таким сложностям, как пикирование. Так умели бомбить лишь пилоты некоторых гвардейских полков. Потому Пе-2 бомбил обычно с горизонтального полёта. Ну а для такого у него была совсем невелика бомбовая нагрузка и калибр бомб.

Что касается самолёта FW.190, то у нас его с советских времён упорно считают истребителем, созданным для замены устаревающего Bf.109. Но так получается, что для фронта Западного FW.190 действительно истребитель, ибо в этом качестве и использовался. Тогда как на Восточном фронте в качестве истребителя «фоккер» использовался довольно редко. Собственно, потому так легко и удалось отыскать возможное место действия фильма, поскольку тогда истребители FW.190 и использовались всего на двух участках фронта. Зато штурмовиков было множество, и против Красной Армии этот самолёт показал себя именно отличным штурмовиком.

Я выше дал общее число самолётов 6-го Воздушного флота. Так вот, истребителей FW.190A в его составе к началу операции «Багратион» было 37, причём и тут часть могла быть в штурмовой модификации. Зато имелось 115 штурмовика FW.190F и 33 истребителя-бомбардировщика FW.190G. Цифры говорят сами за себя.

О разведывательной авиации

-5

Поскольку главной темой фильма была разведка, то давайте не пройдём мимо.

Для Вермахта разведывательная авиация играла огромную роль. Каждый корпус поддерживался обычно одной эскадрильей ближней разведки. В начале войны и каждой из танковых дивизий придавалась эскадрилья, но…

Даже вот цифры можно посмотреть. На 1 июня в приграничных округах у советской авиации было в разведывательных полках 127 самолётов СБ и 67 Як-2. Но это без учёта корпусных эскадрилий, а в них могло быть ещё до 300 самолётов, главным образом Р-5 и Р-Z При том что всего более 8 тысяч боевых самолётов. Тогда как Вермахт на ту же дату имел 703 разведывательных самолёта на Восточном фронте, при общей численности около 3500 машин.

Однако давайте посмотрим на год 1944-й, перед операцией «Багратион». Немцы, имели 873 боевых самолёта, и в их числе было 46 дальних и 97 ближних разведчиков. Тогда как у нас имелось 212 разведчиков и корректировщиков, из 6676 боевых самолётов. Причём, разведчики, за редким исключением — это Пе-2, а корректировщики — модификации Ил-2 и истребителей Як.

Например, в 1-й воздушной армии было 27 разведчиков — 16 Пе-2 и 11 Ил-2, плюс 32 корректировщика — 17 Ил-2 и 15 Як-9. В 3-й воздушной армии — 21 разведчик Пе-2 и 41 корректировщик (16 Ил-2, 23 Як-7/9 и 2 американских «Кертис»). В 4-й воздушной армии было 18 разведчиков Пе-2, в 6-й воздушной армии — 15 разведчиков Пе-2 и 27 корректировщиков (17 Ил-2 и 10 Як-1). И в 16-й воздушной армии имелось 13 разведчиков, точная марка не указана, но, скорее всего, Пе-2. Из этих данных мы видим, что, во-первых, разведчиков у нас было меньше, если считать их относительное число, а во-вторых, что практически все они были представлены самолётами Пе-2.

-6

Такой вот получился разговор, совсем не о фильме. Но, надеюсь, полезный и познавательный. А что про фильм говорить, его смотреть надо, и вспоминать полезную информацию, которую я вам предложил.

Ещё порекомендую вам тему:

«Хроника пикирующего бомбардировщика»: так были ли прототипы у героев любимого фильма?