Найти в Дзене

Откуда берутся детские страхи?

Реально научных исследований, в полной мере описывающих причины, формы и «лечение» страхов нет. Мы знаем кое-что о нейробиологии эмоциональных явлений, в том числе – страха, чисто эмпирически можем научиться справляться с ним, имеются некоторые психологические концепции, но всеобъемлющего знания нет. Больше 100 лет назад Джон Уотсон в ходе боле или менее научного исследования показал, что врождённых страхов у детей всего два: страх громких резких звуков и страх потери опоры. Это похоже на правду, по крайней мере, вековую проверку это положение выдержало. Действительно, и дети, и взрослые практически рефлекторно вскидываются при неожиданном резком звуке, а малыши, даже самые неуклюжие, не падают с лестниц. Если посмотреть на ребетёнка, то он нас удивит своей осторожностью: подползёт к ступеньке, развернётся к ней попой и тихонечко начинает лапками свешиваться, пробовать следующую ступеньку. Предупреждая вопрос и критику: да, очень просто отучить ребёнка от этого природного осмотрительно
Автор иллюстрации: Бегунова Амалия https://vk.com/id532491335
Автор иллюстрации: Бегунова Амалия https://vk.com/id532491335

Реально научных исследований, в полной мере описывающих причины, формы и «лечение» страхов нет. Мы знаем кое-что о нейробиологии эмоциональных явлений, в том числе – страха, чисто эмпирически можем научиться справляться с ним, имеются некоторые психологические концепции, но всеобъемлющего знания нет.

Больше 100 лет назад Джон Уотсон в ходе боле или менее научного исследования показал, что врождённых страхов у детей всего два: страх громких резких звуков и страх потери опоры. Это похоже на правду, по крайней мере, вековую проверку это положение выдержало. Действительно, и дети, и взрослые практически рефлекторно вскидываются при неожиданном резком звуке, а малыши, даже самые неуклюжие, не падают с лестниц. Если посмотреть на ребетёнка, то он нас удивит своей осторожностью: подползёт к ступеньке, развернётся к ней попой и тихонечко начинает лапками свешиваться, пробовать следующую ступеньку.

Предупреждая вопрос и критику: да, очень просто отучить ребёнка от этого природного осмотрительного поведения. Мамки-няньки, которые постоянно сзади страхуют малыша, приучают его к ложному чувству безопасности. В районе года у ребёнка ноги такие короткие (а памперс такой мягкий), что падать на попу не очень больно, но зато сразу понятно, что надо учиться держать баланс, если хочешь быть на своих двоих и идти к цели. Если же ребёнка постоянно поддерживать сзади, то, конечно, на первой горке, когда мамка-нянька отвернётся, он упадёт самым опасным способом – на спину. После этого родители уже точно будут знать, что ребёнка ни на секунду оставлять без присмотра и страховки. Ага.

Но вернёмся к нашей теме. Раз страхов всего два – потери опоры и громких звуков, то откуда берутся другие? Страх темноты, страх остаться одному, страх бабаек, страх животных (от насекомых до жирафов)… Ответ прост: из жизни. Иногда это результат формирования реакции по типу условного рефлекса: несколько раз ребёнок слышал окрик или ему было больно за мгновение до вполне себе нейтрального стимула. Иногда мы, родители, сами изощрённо формируем эти страхи:

- Вон, видишь, дяденька стоит. Он уже смотрит на нас. Если ты не возьмешь меня за руку, он к нам подойдёт и заберёт тебя. Он таких непослушных мальчиков забирает.

- Если ты не будешь мыть руки, то заболит живот и мы поедем к врачу. А врач тебе будет делать клизмы, полезет прямо в живот, уколы больнючие сделает.

- Если ты не угомонишься, то я вызову полицию, и тебя отвезут в кутузку.

Сюжеты примитивные, подлые и… бьющие в цель. После этого как относиться к людям, как доверять врачам и полиции, как не впасть в истерику при виде слепня? Ну никак, да. а как мечтать? Как дерзать? Как пробовать новое?..

Умеючи, можно научить ребёнка бояться всего-всего, даже самого интересного и приятного. Не буду вам в этом желать удачи.