Найти в Дзене

Животные как символ мужского и женского начал в славянской культуре

В мифологии славяне, изображая животных, часто не уделяли особого внимания их полу. Исключением являлись такие пары в животном мире, как корова и бык, курица и петух и в какой-то степени козел и коза. Корова была связана с образом богини-матери, воплощением двуединства жизни и смерти. Корова-матушка олицетворение благополучия и счастья. Она являлась самой ценной частью приданного на свадьбе. Бык, в свою очередь, противоположность коровы, он олицетворяет мужское начало, ипостась громовержца. Существовало такое трактование природного явления – дождя, где, дождь – семя, проливаемое в браке с землей. В паре курица/петух, курица – символ женщины, матери, растящей детей. Эта птица и дала наименование русскому головному убору – кокошнику, образованного от слова - «кокошь», что означало курица, наседка. Кокошник женщина в браке до рождения первенца могла носить ежедневно, так как этот головной убор обладал магической силой, обеспечивающей плодовитостью и был призван защитить первенца. После ро

В мифологии славяне, изображая животных, часто не уделяли особого внимания их полу. Исключением являлись такие пары в животном мире, как корова и бык, курица и петух и в какой-то степени козел и коза.

Корова была связана с образом богини-матери, воплощением двуединства жизни и смерти. Корова-матушка олицетворение благополучия и счастья. Она являлась самой ценной частью приданного на свадьбе.

Бык, в свою очередь, противоположность коровы, он олицетворяет мужское начало, ипостась громовержца. Существовало такое трактование природного явления – дождя, где, дождь – семя, проливаемое в браке с землей.

В паре курица/петух, курица – символ женщины, матери, растящей детей. Эта птица и дала наименование русскому головному убору – кокошнику, образованного от слова - «кокошь», что означало курица, наседка.

Кокошник женщина в браке до рождения первенца могла носить ежедневно, так как этот головной убор обладал магической силой, обеспечивающей плодовитостью и был призван защитить первенца. После рождения ребенка, женщина могла носить кокошник только по праздникам.

Ассоциации новобрачной с образом курицы подчеркивались и ритуальным воровством наседки – перед свадьбой ее похищали в доме невесты, а затем выпускали в курятнике жениха.

Петух– чрезвычайно мифологизированное создание, его связь с нечистой силой могла иметь как положительный окрас, так негативный. Общеизвестный факт, что крик петуха отпугивает злую силу, но при этом славяне верили, что при пожаре дома кто-то «пустил красного петуха». Также считалось, что слишком старый петух может снести яйцо, из которого вылупится демонический змей.

Согласно поверьям, без петуха не плодится скот, а молоко становится безвкусным.

Сильно мифологизированным животным являлся олень, и это неудивительно: его ветвистые рога настолько выразительны, что многие могли углядеть в них образ солнечных лучей.

В реальности у оленей определенных видов самки – рогаты, а у других – безроги, но в мифах этот зверь рогат всегда, независимо от пола и времени года.

В хороводных и свадебных песнях олень представлялся полностью сияющим. На левом бедре – светел месяц, на правом бедре – красное солнце, по всему туловищу часты звезды, золотыми рогами он весь двор осветил.

Коза и козел воплощение плодородия. Они же являлись оберегом от нечистой силы: Несмотря на внешнюю схожесть козла с чертом, именно козлятина считалась средством изгнания бесов.

Как и в случаи с курицей, не обошлось и без головного убора для женщины. Головным убором замужних женщин была рогатая кичка – образ козы. Кичку новобрачная надевала на свадьбу, а затем носила по праздникам до конца детородного периода; если же происходило венчание, то поверх кички невеста повязывала платок, а выходя из церкви, снимала его.

Мифологический антипод козла – заяц. Он тоже связан с темой мужской эротики, но при этом является символом крайне негативным. Заяц, перебежавший дорогу – не было приметы хуже для русского человека. Известный российский поэт А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» писал, что Татьяна ждала несчастья, если «быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей».

Заяц как мужской эротический символ фигурирует в многочисленных непристойных байках. Одну из таких рассказывает герой фильма Эйзенштейна «Александр Невский», текст был взят из сборника «русских заветных сказок» А.Н Афанасьева.

Так, если заяц жених, то невеста – ласка (могла быть горностайка, куница, иногда белка). Такой она представляется в свадебном фольклоре, в эротических байках, в названии женских половых органов. В толковании снов любое из этих животных предвещало связь с женщиной.

С лаской связан сказочный мотив женского рукоделия: она «шьет» лапками на снегу стежку следов, и в сказке это превращается в создание серебряной пряжи (снега).

Кукушка– ассоциировалась с безумием. В крестьянской среде бытовало поверье: если кукушка сядет на голову человеку, его ждет безумие.

Кукушка была чисто женским символом и являлась трагичным персонажем. Ее мрачный образ поддерживался легендами и балладами. Она всегда вдовица, и есть несколько версий того, куда девался ее муж: он умер, он утонул, и ее кукование – это безутешный плач. Есть и другие версии смерти ее мужа. Она убила его и спрятала под мостом. Есть и другие трагичные версии. Кукушка оплакивает смерть брата, не вернувшегося с чужбина. Кукушка проклята матерью или брошена своей семьей. Образ несчастной женщины был тесно связан с этой птичкой. Так в «Слове о полку Игореве» Ярославну, плачущую по мужу, автор называет кукушкой.

Считалось, что кукушка способна предсказывать судьбу. Своим кукованием она могла пророчить не только года жизни отведенные человеку, но и сколько женщине ждать замужества.

Особо древними мифологизированными животными в славянской культуре являются волк и медведь.

Волк с изображением мужского и женского начала связан только косвенно.

Волк эпитет в народной культуре – «чужой», «другой». Он символически воспринимался не как животное, а как человек из другого племени.

Речь могла идти не только о жителях другого племени, но и о другой семье. В быту такое встречалось не редко. К примеру, в свадебных причитаниях невеста называла друзей жениха «серыми волками», да и самого жениха рыщущим волком. Но и со стороны жениха не оставались в долгу. Родственников невесты называли волками, а в свадебных песнях невесту именовали волчицей.

Медведь символизировал изобилие, плодородие и сексуальность.

Медведь в народном представлении, в сказках, часто представал в роли жениха, но также были рассказы о том, как под шкурой убитой медведицы люди обнаруживали бабу в сарафане, или похищенную со свадьбы невесту, или сваху.

Брачная символика медведя разнообразно воплощена в свадебных ритуалах. Если девушке снился медведь, то это к скорому визиту сватов. Когда жених приезжал за невестой, мать девушки встречала гостей в вывернутом тулупе, изображая медведицу. Молодым полагалось целоваться по возгласу «медведь в углу». Если женщина оказывалась не девственницей до брака, то говорили «медведь задрал». Если муж изменял жене, то в качестве приворотного зелья использовали медвежий жир.

Так мы видим, что в славянской культуре изображение мужского и женского начал тесно связано с миром животных: Некоторые могли выступать в паре (корова и бык, курица и петух, коза и козел); Не иметь четкого деление по гендеру (волк, медведь); Конкретное животное могло символизировать определенный гендер (заяц, ласка, кукушка).

Точно можно проследить архаичность и привязанность к природе в мировоззрение человека, принадлежавшего к славянской культуре. Даже спустя века христианского опыта люди сохраняли в своих легендах, мифах, поверьях, традициях и обрядах память о верованиях далеких предков.