Новгород – это коренная русская территория, не затронутая монгольским нашествием и сохранившая пласты культуры, восходящие к общеславянским корням. Новгородский традиционный костюм – это яркое и самобытное явление русской культуры.
Он начал формироваться еще в территориальных рамках Новгородской вечевой республики, занимавшей огромные пространства от Карелии до Урала, от истоков Волги до Северного Ледовитого океана, которые в настоящее время обозначаются понятием Русский Север.
Здравствуйте! Меня зовут Очагова Анастасия, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу Вам о традиционных костюмных комплексах Новгородской области, в которые так же входил и мужском сарафан.
Лекция составлена в преобладающей части благодаря книге "Новгородский традиционный костюм" Васильевых и статей историка Виктора Смирнова.
В средневековом Новгороде униформы и любых других отличительных вещей у новгородцев не было. Единственные, кого можно было узнать по одежде, – богослужители. Также бояре выделялись богатством костюма и правом ношения оружия в мирное время. Остальной народ носил то, что мог себе позволить, и то, в чем было удобно, хотелось бы отметить, что речь идет не о вышивке и орнаменте, которым украшалась одежда. Этими сокральными знаками одежда была украшена всегда!
Одежда сельского населения была сделана ими самостоятельно. Состоятельные люди одевались в покупное. Ткани привозились из разных городов мира.
«Наглядное представление о том, как одевалась новгородская знать в XV веке, можно получить, глядя на икону “Молящиеся новгородцы”. Мужчины на ней одеты в некое подобие камзолов красного и зеленого цветов с поперечными нашивками. Из под камзолов видны заправленные в высокие сапоги штаны черного и зеленого цветов. Поверх наброшены охабни – плащи с откидными рукавами и красными отложными воротниками. Женщина на иконе одета примерно так же, как мужчины, только ее одежда доходит до пят», – пишет историк Виктор Смирнов.
И вот мы подошли к интересному факту – бесполая одежда появилась далеко не в современном мире, а в русском гардеробе существовал даже мужской сарафан.
Слово «сарафан» не русское, оно тюркского происхождения, и переводится как «одежда с головы до ног».
Прообраз сарафана — одеяние трапециевидной формы с длинными откидывающимися рукавами, которое носили богатые люди, поначалу — князья. Шилось из бархата, парчи, шёлка, надевалось поверх рубахи.
А в период правления Петра I зажиточные слои населения перестали носить сарафаны — боярам и знатным людям запретили носить традиционную русскую одежду, обязали носить одеяние заморского покроя. Исключение сделали лишь для простолюдинов.
Из чего же все таки состоял костюмный комплекс?
Рубаха
Самая универсальная вещь в гардеробе – рубаха. Их носили все – богатые и бедные, мужчины и женщины, старики и дети. Рубахи делились на верхние и исподние. Мужская рубаха была короткой, женские рубахи доходили до щиколотки.
Согласно средневековым представлениям, магические свойства переходили от тела человека к его одежде. Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Детскую одежду старались кроить не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стираная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет — в священной силе родителей, способной заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.
Женская рубаха
Для новгородского традиционного женского костюма наиболее типична рубаха, состоящая из двух частей:
- Верхняя часть («воротушка», «рукава», «рубаха», «оплечье», «плечики») шилась из домотканой или фабричной ткани.
- Нижняя часть («стануха», «стан», «станик») шилась из более грубой домотканой ткани и только в очень редких случаях — из фабричного материала.
Покрой верхней части рубахи в разных районах губернии имел свои особенности:
- С прямоугольными плечевыми вставками-поликами — на плечах прямоугольные вставки («краси», «наплечники»), которые расширяли верхнюю часть и позволяли собирать ворот в мелкие сборки.
- Со слитными поликами — рукава выкраивались вместе с поликами и пришивались по утку.
- С рукавами, пришитыми к проймам — имела две разновидности: могла быть туникообразной или со швами на плечах.
- С кокеткой — покрой заимствован из городской моды. Кокетка могла быть из домотканой или фабричной ткани, белой или цветной, однотонной или с мелким рисунком.
Мужская косоворотка
Основной вид мужской рубахи на территории Новгородской губернии — рубаха-косовороткас разрезом ворота на левой стороне груди. Во второй половине XIX — начале XX века такую рубаху стали называть «русской».
Сарафан
В традиционном новгородском костюме бытовали два вида сарафана: глухой (косоклинный) и распашной. Со второй половины XIX века косоклинный сарафан активно вытеснялся круглым или прямым, а с конца столетия сарафанный комплекс заменяется юбочным, состоящим из юбки с кофтой.
Головные уборы
В традиционном новгородском костюме бытовали разные виды головных уборов: кокошники, повойники, сороки и венцы. Головные уборы были важным атрибутом любого костюма.
«Новгородские князья на иконах часто изображены в круглых шапочках с меховой опушкой. Высокая горлатная шапка, расширяющаяся кверху, сообщала прохожим, что им навстречу шествует боярин. Голову монаха покрывала скуфья черного сукна или бархата. Мастеровые носили налобные ремешки или повязки, чтобы волосы не лезли в глаза во время работы», – сообщает Виктор Смирнов.
Для женщины важно было появляться на людях с покрытой головой, касалось это в первую очередь замужних. За отсутствие платка или другого убора женщине полагался крупный штраф.
Кокошник — нарядная шапочка, которая плотно охватывала голову и закрывала волосы.
Повойник (подубрусник) — полотняная шапочка с твёрдым очельем. Полностью закрывал волосы, заплетённые в две косы и уложенные на голове.
Со второй половины XIX века повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок — подзатыльник.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Обычно изготавливалась из кумача, шёлка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке.
Венец (коруна, повязка, обруч) — девичий головной убор. В Новгородской губернии бытовал венец с городками — то есть с зубчиками по верхнему краю.
Верхняя одежда
Некоторые виды верхней одежды в традиционном новгородском костюме:
- Для крестьян: кафтан, балахон, армяк, пониток, шугай, шуба, тулуп.
- Для состоятельных горожан: енотовые, соболиные, куньи или беличьи шубы, крытые сукном, атласом или бархатом. Сверху шубу покрывали дорогими тканями.
- В холодное время года при выходе из дома на сарафан надевали душегрейку («шугайка», «душегрейка», «кофта на кудели»).
Долгое время меха даже заменяли деньги и были своего рода валютой.
Также в результате городского влияния в XIX веке в деревне появились поддевка, сибирка, пальто, пальтушка.
Передник
В традиционном новгородском костюме передник входил как в комплекс повседневной одежды, так и праздничной.
В Старорусском, Боровичском и Устюженском уездах зафиксированы будничные передники, сшитые из трех полотнищ, сосборенных по бокам и сзади, которые полностью закрывали одежду. Нередко во время жатвы и даже просто в жаркие летние дни одежда пожилых женщин состояла только из рубахи и такого передника. В Старорусском уезде их завязывали сначала с левой стороны, песле чего, опаясав фигуру еще раз, - впереди.
Пояс
Особое место в гардеробе новгородцев занимал пояс. Он мог даже передаваться по наследству. Это не совсем обычный пояс в привычном нам представлении. Он заменял карманы. Все нужные предметы — ключи, писало, гребень, кресало, нож, ложку, кошелек — носили на поясе.
Рукавицы
В традиционном новгородском костюме использовались кожаные и вязаные рукавицы.
Голицы — так называли кожаные рукавицы, не обшитые тканью и не имеющие меха, а вязанные называли вязаницы.
Обувь
Обувь новгородцы носили исключительно кожаную.
«Кстати, новгородцы стали первыми шить правую и левую обувь, остальная Русь ходила в одинаковых сапогах, попеременно разнашивая их то на одну, то на другую ногу», – отмечает Виктор Смирнов.
Традиционный костюм Новгородской земли демонстрирует удивительную силу культурной памяти народа, что имеет неоценимое значение для понимания уникальности и самобытности русской культуры в целом».
Благодарим Вас, что дослушали эту лекцию до конца, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы с радостью все читаем и отвечаем на каждый отзыв.
С Вами была Очагова Анастасия, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Новгородской области.
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.