Найти в Дзене
Частная Архитектура

Органический дом-скульптура во Франции

Органичная архитектура вне времени: дом-скульптура «Les Troglodytes» («Пещерные люди»), построенный Жаком Куэлем в 1962 году во Франции, — это манифест свободы формы и отказа от прямых линий. Он словно вырастает из ландшафта: текучие очертания, пещерные интерьеры и пластичные стены отсылают к природным формам. Этот дом стал ранним примером биоморфной архитектуры — направления, которое позже вдохновит как футуристов, так и сторонников устойчивого дизайна. Один из пяти домов середины XX века, спроектированных французским архитектором Жаком Куэлем, получил название «Les Troglodytes», или «Пещерные люди». Эта живая скульптура, расположенная высоко над Каннами в деревне Кастелларас, использовалась в качестве летнего дома четырьмя поколениями одной семьи, которая купила его в конце 1960-х годов. Куэль спроектировал дом так, чтобы он гармонировал с окружающей природой, а не перестраивал ландшафт под себя. Этот частный дом, наполненный потрясающими произведениями искусства, является настоящи

Органичная архитектура вне времени: дом-скульптура «Les Troglodytes» («Пещерные люди»), построенный Жаком Куэлем в 1962 году во Франции, — это манифест свободы формы и отказа от прямых линий. Он словно вырастает из ландшафта: текучие очертания, пещерные интерьеры и пластичные стены отсылают к природным формам.

Этот дом стал ранним примером биоморфной архитектуры — направления, которое позже вдохновит как футуристов, так и сторонников устойчивого дизайна.

-2

Один из пяти домов середины XX века, спроектированных французским архитектором Жаком Куэлем, получил название «Les Troglodytes», или «Пещерные люди». Эта живая скульптура, расположенная высоко над Каннами в деревне Кастелларас, использовалась в качестве летнего дома четырьмя поколениями одной семьи, которая купила его в конце 1960-х годов. Куэль спроектировал дом так, чтобы он гармонировал с окружающей природой, а не перестраивал ландшафт под себя.

Этот частный дом, наполненный потрясающими произведениями искусства, является настоящим архитектурным чудом. в конце 1960-х годов пара коллекционеров из Нью-Йорка, космополитов по духу, отдыхала на Лазурном Берегу. По наитию они решили подыскать дом в деревне Кастелларас, расположенной высоко на холме между Грассом и Каннами. Все дома в этом эксклюзивном районе были спроектированы Жаком Куэлем — антикваром из Марселя, ставшим архитектором, — так, чтобы они гармонировали с окружающей природой.

-4

В более крупном сообществе домов в провансальском стиле, построенных в Куэле, располагался комплекс «Les Troglodytes» (или «Пещерные люди») — пять домов. Изначально планировалось построить 50 домов, но их смелый дизайн оказался слишком необычным для большинства покупателей. Один из домов так и не был продан. Эти массивные бетонные конструкции, тщательно расположенные для обеспечения максимальной приватности и панорамного обзора, стирают границы между крышей и фасадом, внутренним и внешним пространством, окружая частные патио, бассейны и сады и сливаясь с ландшафтом. Окна были защищены «сталактитами» и «колючей ежевикой», сделанными из бетона и кованого железа соответственно. Они были специально спроектированы так, чтобы усиливать игру света и тени при движении солнца. Современные художники, такие как живописец Гюстав Синжье (Gustave Singier) и супружеская пара мастеров по металлу Сидо и Франсуа Тевинен (Sido и Francois Thevinin), украшали интерьеры оригинальными картинами, фресками, напольной плиткой, резными дверями, ручками и молотками. Не было двух одинаковых.

-5

Жена была очарована. Как вспоминает её дочь, ныне хозяйка этого легендарного дома, она стояла на лужайке на террасе на крыше, смотрела на долину и далёкие горы и сказала мужу: «Я никогда ни о чём тебя не просила. Я влюбилась. Купи мне этот дом». Он так и сделал, и Дом скульптур стал их домом. Спустя годы их дочь (нынешняя владелица дома), её дети (которые прозвали его «Домом из Флинтстоуна») и внуки по-прежнему без ума от него. Примечательно, что эта скульптура для жизни — единственная из «Троглодитов», которая осталась в той же семье, и мало что в ней изменилось с тех пор, как первая владелица, талантливая декоратор-любитель, вместе с «её дорогим другом Жаком» нанесла последние штрихи, которые сделали дом её собственным.

-6

Будучи молодым человеком в 1920-х годах, Куэль добился успеха, торгуя средневековыми древностями для сверхбогатых клиентов. Его умение находить реликвии побудило американского миллионера-горняка поручить ему найти самое очаровательное место в Провансе и собрать там коллекцию средневековых архитектурных элементов для замка в романском стиле. Куэль выбрал холм в Кастельярасе и построил там величественный дворец, который излучал древность, но при этом был оснащён всеми современными удобствами. Вскоре последовали и другие проекты замков. Помимо того, что Куэль был медиевистом, он также восхищался миром природы. Подобно другому архитектурному бунтарю, Антонио Гауди, он считал, что слияние этих интересов указывает на появление нового типа зданий, вдохновлённых биологией и в значительной степени построенных вручную. Когда из-за надвигающейся войны заказы прекратились, Куэль основал в Париже Исследовательский центр естественных структур, где он изучал новые методы быстрого строительства, в частности напыление бетона на сетчатые каркасы — технику, которая позже была использована при строительстве Les Troglodytes.

-7

«Мои дома — живые существа», — сказал он о своих проектах в интервью 1970 года. «Они построены как мадрепоровые губки». Или как раковины улиток, сказал он, имея в виду, что комнаты расположены концентрически вокруг внутреннего дворика, откуда открываются самые захватывающие виды. Двойные лестницы, которые оживляли основные жилые помещения, были специально спроектированы так, чтобы напоминать вырытые в земле ходы в муравейниках. У покупателей Дома скульптур, которые любили готовить и принимать гостей, была только одна серьёзная претензия к его дизайну: кухня была слишком маленькой. Куэль пошёл им навстречу и передвинул стену, что позволило разместить в помещении круглый стол для неформальных трапез. Для проведения званых ужинов он установил под главным окном гостиной большой выступ, который хитроумно раскладывается и превращается в стол на шесть персон.

Поскольку летом мы в основном жили на свежем воздухе, в доме требовался лишь минимум мебели. Жена попросила Куэля сделать встроенный изогнутый диван, который можно было бы использовать как место для бесед у камина, а над ним она повесила белый мобильный телефон Колдера. Вместо прикроватных тумбочек в спальнях она попросила сделать в стенах ниши и полки. Что касается остальной мебели, она выбрала несколько простых предметов французского деревенского антиквариата и заказала Диего Джакометти (Diego Giacometti) — который, как отмечает дочь, «тогда ещё не был знаменит» — кованый журнальный столик и пару торшеров. В качестве декора она повесила на угловую стену коллекцию гравюр Жана Дюбюффе (Jean Dubuffet), выставила на полках керамику Валлориса (Vallauris), созданную Пикассо, и разбросала по дому работы местных художников. Что мастер сказал о завершённом декоре дома? «Что бы ни делала моя мать, — говорит дочь, — он всегда отвечал: «Vous avez compris Couelle!»» Перевод: «Ты поняла Куэль!»

Посмотрите также:

Дома-землянки Петера Ветша
Дом Пьера Кардена
Дома-пещеры Каннского залива

Название: Дом скульптур (Sculpture House)
Расположение:
Франция
Архитектура:
Jacques Couelle
Строительство:
1962
Фото:
byFrancesco Lagnese

А наш ТГ-канал обновляется ежедневно - подпишитесь!