Усть-Цильма – старинное село в Республике Коми, находится оно на берегах реки Печоры и бережно хранит в себе уникальные традиции и обычаи. Одним из самых ярких проявлений этой самобытности является усть-целемский народный костюм. Это не просто одежда, а настоящий памятник истории, рассказывающий нам о быте, верованиях и эстетических предпочтениях предков.
Здравствуйте! Меня зовут Грянко Ульяна, я участница проекта «По России, танцуя» и я хочу Вам рассказать про костюм русских староверов села Усть-Цильма, Республики Коми.
Лекция составлена совместно с нашим консультантом Вакуевой Татьяной Дмитриевной - Председателем представительства межрегионального общественного движения по развитию и сохранению ценностей русской культуры «Русь Печорская».
До наших дней Усть - Цилемский костюм сохранился в первозданном виде благодаря тому, что это село было долгое время скрыто от остального мира из-за своей труднодоступности. Сохранился не только костюм, но и особый говор, обрядовые праздники, фольклор и староверчество.
Первые поселенцы на территорию Усть-Цилемского района пришли из Новгородских земель. Так что Усть-Цилемский костюм – изначально это русский традиционный костюм, но местные жители привнесли в него много своего. Например, жительницы Новгорода носили сарафан над грудью, закрывая ее, а устьцилемки стали носить сарафан под грудью: зачем же красоту прятать! Историки подчеркивают, что женщины в этих краях были совсем не покладистые, а своенравные, любому мужику фору могли дать.
Костюм любит, уважает, ценит и бережно хранит каждая его обладательница. В нем немало элементов и скрытых смыслов. Например, крупные складки на задней части сарафана, придают женщине округлые формы, что в старые времена особенно ценилось у мужчин.
Устьцилема говорят: «Спереди должна быть баба, а со спины лошадь». Брошь, скрепляющая борты рукавов рубахи на груди, должна быть как можно ярче и красивее, чтобы уберечь от сглаза. Узлы, которых в костюме немало, делаются для того, чтобы нечистая сила в них запуталась. Их вяжут на сарафане, поясе и даже цепях.
Главным элементом женских головных уборов был и остается плат, который носили с младенчества до последних дней земной жизни. Он был первым подарком девочке от крестной вместе с нательным крестиком и поясом при крещении. Ношение платка было знаком приличия девушки. Выражение «утерять с головы плат» характеризовало девушек неприличного поведения. На покупку платка не жалели денег. Мужчины закупали самые дорогие, расшитые золотыми нитями, которые привозили на Крайний Север из восточных стран. Женщины ценят его до сих пор: если во время гуляний пойдет дождь, каждая уважающая себя устьцилемка поднимет подол сарафана над головой, чтобы защитить старинный плат от влаги.
Женщина, в зависимости от ее занятий, в день могла переодеваться по 7-8 раз.
Первое дело после пробуждения – молитва. Для этого существует специальная одежда – кабат.
После молитвы приходит время ухаживать за скотиной, для этого в сенях висел рабочий кабат, в дом его не заносили. А для работы внутри дома, печь растопить, еду приготовить, убраться, были специальные передники. Чтобы в гости пойти или еще какие дела на улице сделать, надевали костюм на выход. Для похода в свет, например, на именины, нужно было одеться нарядно, но при этом с чувством такта, чтобы не затмить красотой именинницу. На Горку, главное событие в году, всегда надевали самое лучшее. Ткани для костюмов привозили купцы, за покупки отвечали мужчины, которые не скупились: костюм, который показывался на Горке, был мерилом статуса и достатка хозяина дома.
Многослойность из глубины веков
Из чего же состоит знаменитый усть-цилемский костюм? Элементов в нем немало, каждый из них надевается по особым правилам и в строгой последовательности. Сначала надевают "рукава" - рубаху ниже колен. Чем рукава шире – тем невеста или жёнка богаче. Сверху изделие сделано из парчовых, репсовых, шелковых тканей, это именно та часть, которая будет видна, а снизу пришивается хлопковая ткань – стан или ласково станушка – она всегда скрыта под сарафаном. Под низ для пышности особо стройные девушки могли надеть юбку с множеством складок.
Стоечка на горловине рубахи называется "борок", сегодня на многих костюмах пришиты пуговицы, а раньше вместо них надевали запонки. Красивые расшитые вставки по плечам – ластовицы. Чтобы борты не разлетались, на груди обязательно должна быть брошь, чем ярче и блестящей, тем лучше. Она выполняет не только техническую функцию, но и сакральную – это сильный оберег. Человека с плохим помыслом будет отвлекать своим блеском.
Цепи
– обязательное украшение костюма. В основном носили медные, серебряные, золотые цепи в несколько рядов: до одиннадцати! Эту ношу было нелегко выдерживать, зато женщина себя несет гордо, подняв голову: согнешь – не поднимешь под такой тяжестью.
Сарафан
Следующий элемент костюма – сарафан. Отношение к нему было особенно уважительное, надевали и снимали его только через голову, через ноги – ни-ни! Затем надевали фартук, а на него с левой стороны завязывали пояс особым узлом, продев концы в петлю, чтобы нечистые силы во всех узелках и петельках запутались. Мужчины завязывали пояса на правую сторону, а женщины – на левую. Если парень идет по улице, поигрывая концами пояса – значит, холостой, невест завлекает. А уж после свадьбы - молодая жёнка вставала с правой стороны от мужа: тут уж хвостом – концом пояса, не повиляешь.
Девушки до свадьбы и молодые жёнки (5 лет после свадьбы) надевали по моему мнению самый красивый элемент костюма – короʹтеньку. В ней ты как куколка – я ее испробовала на себе, когда встречалась с Татьяной Дмитриевной на празднике «Гажа Валяй»
Волосы незамужние девушки заплетали в косу, сверху надевали расшитую золотыми нитями повязку - хаз, иногда складывали в узкую полоску плат (платок) и завязывали под косой.
Замужние женщины заплетали длинные косы, укладывали их спереди в виде короны и полностью убирали под кокошник, сверху повязывали плат. Завязывали его особым способом, так, чтобы надо лбом по обе стороны образовывались "рожки". Сейчас такие густые и длинные косы, как раньше, почти не носят, но под платом все равно должны быть рожки. Для этого по бокам чаще всего волосы собирают в хвостики.
На ноги в старину надевали кожаные "ступни", сейчас - туфли.
Теперь можно и на Горку!
Горка – это традиция сложных хороводо-игровых действ, где каждый хоровод исполняется по строго определённым правилам, а все их участники облачены в красочные старинные наряды.
А носить костюм каждая устьцилемка рада и по сей день. А главное, повод есть, и не один в год. Летом проводятся три Горки: на Троицу, Иван-день и главная – на Петров день.
А еще даже в нынешнем XXI веке принято надевать костюм еще и на второй день свадьбы. Еще бы, по своей красоте он не уступает белому свадебному платью.
Сегодня усть-цилемский костюм переживает новую волну интереса. Мастера и мастерицы, вдохновленные красотой и глубоким смыслом традиционных образцов, создают современные костюмы, адаптируя его элементы к современной моде. Важно, чтобы это творчество не теряло связи с корнями, чтобы в новых изделиях чувствовался дух усть-цилемской земли.
Благодарю Вас, что дослушали эту лекцию до конца, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы с радостью все читаем и отвечаем на каждый отзыв.
С Вами была Грянко Ульяна, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Республики Коми, села Усть-Цильма!
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.