Водь — яркий пример сохранения древних ремесленных традиций и своеобразной этнической идентичности, передаваемой из поколения в поколение. Их национальный наряд отличается особым стилем, богатством орнаментов и использованием натуральных материалов, что делает его важным объектом этнографических исследований и культурной гордостью народа.
Здравствуйте, меня зовут Мигунова София, я участница проекта «По России, танцуя» и прослушав эту лекцию, Вы погрузитесь в историю и особенности уникального традиционного костюма малочисленного народа Ленинградской области Водь.
Лекция составлена опираясь на этнографические труды Коньковой Ольги Игоревны - Основателя и первого директора Центра коренных народов Ленинградской области и переводы старинных текстов Пауля Аристе, сделанные специально для этой статьи!
Несмотря на то, что численность народа Водь составляет 99 человек (судя по переписи 2021 года), его представители бережно хранят свои традиции. Особое внимание водь уделяла своим культуре, традициям, и конечно же, костюмам. Одежда их была красива, функциональна и информативна.
В книге Ольги Игоревны Коньковой написано, что предки води поселились вблизи Финского залива еще в эпоху мезолита (примерно 12 тыс. лет назад), а в III тысячелетии до н.э. начали смешиваться с новыми обитателями здешних мест - древними финно-уграми, пришедшими со стороны Урала, образовав новую этническую общность - общих предков эстонцев и води.
Предположительно во II веке н.э. общность была разделена политической границей, проходившей по реке Нарве, и народы стали развиваться своими путями, становясь все менее похожими друг на друга. Однако и сегодня северные эстонцы и водь понимают друг друга без труда.
Сложно судить о том, как жили вожжане в средневековье, однако все этнографы XVIII-XIX веков описывают их как очень зажиточный народ, который живет лучше, чем русские соседи. Возможно, это было связано с тем, что когда вожжане переселились на почти безлюдные территории современной Ленинградской области из Эстонии, они выбрали себе самые плодородные земли этого края и полторы тысячи лет не покидали их.
Историю можно прочитать не только в летописях и книгах, но еще и в костюме Водский сарафан уникален, в ближайшие пару столетий (по крайней мере) ему нет аналогов ни среди традиционных одеяний соседних с водью народов, ни среди одежды других финно-угорских народов мира.
Интересной особенностью сарафана является то, что его надевали на голое тело, а короткая рубаха располагалась сверху. Женщины носили синие суконные сарафаны, а девушки - белые льняные. В мире на данный момент известно только два сохранившихся образца - два девичьих сарафана, находящихся в коллекции Музея культур в Финляндии.
У этих сарафанов есть интересная особенность:
Наличие плечевого шва, хотя обычно у финно-угров одежда кроилась с перегибом на плече, т.е. совсем без шва. У водских сарафанов шов не только есть, но он интересно обработан: отдельно тщательно подвернуты и подшиты припуски передней части, отдельно - задней, а потом, они притянуты друг к другу прочной ниткой специальным швом.
Интересно, что пропорции сарафана близки к пропорциям дорического хитона или пеплоса, которые также просто скреплялись на плечах, но не нитками, а фибулами. Просвет для руки же образовывался за счет провисания горизонтального верхнего края, который мог свисать даже до талии, образуя напуск над поясом. Похожие напуски мы видим в старинных рисунках водских сарафанов.
Подобную одежду носили не только древние греки, но и древние римляне, и кельты, и древние германцы.
Традиционный костюм малочисленного народа Водь Ленинградской области включал элементы, характерные для мужской и женской одежды. Со временем самобытная одежда дополнялась предметами, заимствованными у русских крестьян.
Мужской костюм
Исторические и археологические исследования предоставляют богатый материал для описания традиционного костюма коренного малочисленного народа водь, однако информации о мужской одежде сохранилось совсем немного. Достоверно известно, что в теплое время мужчины отдавали предпочтение льняным или тканевым кафтанам, а зимой они надевали меховые шубы и шапки с меховой отделкой.
Мужской костюм вожан полностью потерял свои национальные черты в начале XIX в. и был заменен одеждой русских или финнов.
Женский костюм
Женская одежда варьировалась в зависимости от возраста носительницы:
- Костюм незамужней девушки — сдержанный, с преобладанием двух цветов. Обычно белое платье дополнялось красными нагрудниками и набедренниками. Волосы оставались распущенными, круглая шапочка украшалась бисером, подвесками и иноземными ракушками каури. Образ дополняли серьги и ожерелья.
- Замужние женщины после свадьбы надевали белую рубаху и синий сарафан с передником, украшенный вышивкой, жемчугом и полудрагоценными камнями. Волосы коротко стриглись, на голове носили белоснежную шапочку с декором.
- С появлением ребёнка вожанки надевали красный головной убор, расшитый бисером светлых оттенков, под которым находился холст, а сверху — шёлковый платок. Одежда становилась скромнее, а украшений почти не было видно.
- Примерно после 30 лет женщины надевали «старушечий» наряд — длинную белую подпоясанную рубаху и полотенчатый головной убор. Украшений больше не носили.
Амы — старинную одежду типа сарафана шили из белого полотна, и предназначалась она только для девушек. На свадьбу, как и на последующую замужнюю жизнь, для невесты изготовляли аналогичную одежду из синего сукна — рукку.
И амы, и рукку носили непосредственно на голое тело, а уже сверху надевали короткую рубаху-рукавник ихад (букв. «рукава»). Ихад не сшивали по боковым швам, и рукава были соединены с основой только в верхней части. Девушки на выданье носили передник под названием чесярятид из двух узких полос белого полотна. Позже эти полосы стали сшивать в одну, оставляя снизу разрез. Женщины под этот передник надевали еще один — пыльвилина из синего сукна. Молодые женщины (в отличие от пожилых) его богато украшали. Кроме того, с двух сторон по бокам надевали красные шерстяные набедренники каатырыд, украшенные кораллами, бисером, монетками и ракушками каури.
Старые женщины носили уммику — длинную холщовую рубаху без украшений с длинными рукавами. Позже вошли в употребление русские косоклинные сарафаны.
Пояса
К праздничным нарядам вожанки надевали два тканых пояса: нижний назывался широким, а верхний, узкий, — пестрым. Кожаный пояс пуута с оловянными бляшками девушке дарил жених. Общее количество поясов в костюме невесты, в давние времена доходило до девяти.
Головные уборы.
Девушки обычно носили волосы распущенными, а по праздникам украшали их маленькой шапочкой пяясиэ, целиком расшитой бисером, ракушками каури, оловянными бляшками. На затылке у нее была петелька, в которую пропускали волосы. По форме пяясиэ была похожа на девичьи шапочки финно-угорских народов Поволжья: мариек, мордовок и удмурток, а также татарок.
Украшения
Вышитый бисером и каури большой нагрудник мюэци из красного сукна в форме полумесяца и аналогичный, но меньшего размера риссико украшали грудь замужних вожанок. В старости эти нагрудники снимали. Помимо них носили многочисленные бусы и височно-ушные украшения: на серьги подвешивали кольца пелдушкад, а на них подвески ойтанад (по-русски гайтан). Крест на двойной нитке бус носили, не снимая, с юности до конца жизни.
Обувь
Кожаные постолы вожанки носили с короткими чулками с обмотками или наголенниками, придававшими их ногам излишнюю толщину («модную» у всех народов Поволжья).
Свадебный наряд
Когда женщина выходила замуж, ее наряд становился ярким и поразительно нарядным. После венчания невесте коротко отрезали или брили волосы, а затем стригли их через каждые две недели.
Делалось это для того, чтобы духи-покровители рода невесты (всегда враждебные роду жениха) не перешли вместе с невестой в дом мужа. Такой обряд в отголосках существовал у многих европейских и азиатских народов, а у води он дожил до начала XX в.
На бритую голову надевали белый сложный высокий головной убор пайкас (paikas), сшитый из полотна на жесткой основе — «шапку, подобную гренадерским... вышитыя и выстроченныя на холсте самом чистом белом, и от шапки вниз по плечам пущены длинные и широкие лопасти». Наверху этого головного убора было украшение в виде цветка из бисера и раковин каури, под него подвязывали полотенчатое покрывало пяяпюхдэ (pääpyhde), спускавшееся на спину, а поверх убора повязывали шелковый платок. Под пайкас надевали необычное украшение ушниккаад, прикрывавшие уши и защищавшие их от проникновения «злых» духов — два куска красного сукна, украшенные желтым и зеленым бисером, а по краю и раковинами каури. Они крепились к полосе холста, перекидываемой через голову.
Серьги, бусы, нагрудные украшения и пояс у «молодки» были такими же, как у девушек. Если у девушек кофта была простая холщовая, то у «молодок» она у запястий и на плечах украшалась сложнейшей многоцветной вышивкой, бисером, жемчугом, полудрагоценными камнями.
Было отличие и в передниках: замужние женщины под полотняным передником обязательно носили второй, из синего сукна, украшенный бисером, бронзовыми колечками и пронизками, монетами и бубенчиками пылвилиина (põlviliina).
Эта часть одежды не сохранилась в коллекциях музеев и была известна лишь по рисункам XVIII века. До недавнего времени считалось, что она утеряна безвозвратно, но прошлое все время возвращается к нам — в сентябре 2009 г. в деревне Валья Кингисеппского района обнаружили удивительный клад. В старинном бронзовом котле был уложен костюм замужней женщины XVII века, и самой лучшей сохранившейся частью оказался как раз передник пылвилиина!
Такую одежду «молодка» носила два года после свадьбы, но иногда этот срок ограничивался одним годом либо отодвигался до рождения первого ребенка (или именно мальчика).
Таким образом, традиционный костюм водь представляет собой богатое наследие, отражающее уникальную культуру и историческую самобытность этого малочисленного народа. Его сохранение и изучение позволяют не только лучше понять особенности этнической идентичности водь, но и ценить богатство народных традиций, которые продолжают жить в современности.
Вот такую лекцию у нас получилась собрать благодаря старинным текстам Пауля Аристе и этнографическим книгам Марии Коньковой, если Вам есть, чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы все просматриваем и отвечаем на каждый отзыв!
С Вами была Мигунова София, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры малочисленного народа Ленинградской области «Водь»
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.