Традиционный костюм – это бесценное наследие удмуртского народа, которое отражает его историю, культуру и самобытность. Различия в костюмах северных и южных удмуртов свидетельствуют о разнообразии и богатстве удмуртской культуры, а также о влиянии различных исторических, географических и культурных факторов на ее формирование. Изучение этих различий позволяет нам лучше понять и оценить красоту и уникальность удмуртского народа и его костюма.
Здравствуйте дорогие зрители! Меня зовут Новикова Анна, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня мы должны осветить тему различий костюма северных, срединных и южных удмуртов, но, прежде чем перейти к различиям, важно отметить некоторые общие черты, характерные для удмуртского костюма в целом. Это:
- Натуральные материалы: Основными материалами для изготовления одежды служили лен, конопля, шерсть и крапива.
- Ручная работа: Практически все элементы костюма изготавливались вручную, что делало каждый наряд уникальным и неповторимым.
- Функциональность: Одежда не только украшала, но и выполняла важные практические функции: защищала от холода, солнца и непогоды.
- Символизм: Каждый элемент костюма, цвет, узор и украшение несли в себе определенный символический смысл, связанный с жизненным циклом человека, его социальным статусом и мировоззрением.
Наша лекция - это самостоятельное исследование, опирающееся на специальную литературу, научные статьи и архивные записи.
Теперь давайте перейдем к самому интересному – к различиям в традиционных костюмах северных и южных удмуртов. Эти различия проявляются в покрое, цветовой гамме, орнаментах и украшениях.
Удмурты — финно-угорский народ, который подразделяется на северных и южныхэтнические группы. Различия между ними прослеживаются в элементах материальной культуры, обрядах и языке, и, я предлагаю обратиться к истории:
Важно: разграничение удмуртов на северных и южных сохранялось длительное время, так как они находились в составе двух политических образований: Московского княжества и Казанского ханства. Лишь к середине XVI века обе группы были включены в состав единого государства, что способствовало формированию единой удмуртской народности.
Давно известно, что женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами, и в этой области им не было равных. Уже с 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они садились за ткацкий станок, ткали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры - красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна готовить себе приданое. Обязательно - свадебный костюм, повседневные платья, ну и подарки для семьи будущего мужа и его родственников.
Приданое богатой девушки могло состоять из 40 пар вышитой одежды, 20 головных полотенец, налобных повязок, а еще она ткала к будущей свадьбе мужские рубахи, ковры, детские зимние и летние одеяла, скатерти и просто отрезы домотканины.
Северные удмурты
Северные удмурты рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в 1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.
То есть северные удмурты :
- Испытали влияние русской культуры, так как вошли в состав России в составе Вятской губернии.
- В удмуртском языке выделяется северный диалект.
- В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы.
Изучая костюмы, мы обратимся к конкретным комплексам, чтобы детально рассмотреть различия.
Нижне чепецкий костюмный комплекс (косинский вариант).
Территория распространения нижнечепецкого костюмного комплекса косинской группы удмуртов - Унинский, Богородский, Зуевский районы Кировской области, в прошлом Глазовского и частично Слободского уездов Вятской губернии, т.е. бассейн реки Косы.
Костюмный комплекс состоит из рубахи и кафтана. По назначению и оформлению выделяют до шестнадцати костюмных пар. Название костюмной паре дает распашной кафтан, его оформление.
Манера ношения своеобразна - с большим напуском. Поверх рубахи повязывают пояс, делая напуск, затем надевают распашной кафтан и пояс и снова - напуск.
Нижне чепецкий костюмный комплекс (слободской вариант)
Территория распространения слободского костюмного комплекса - Слободской уезд Вятской губернии, ныне Слободской район Кировской области.
Комплекс одежды состоит из распашного кафтана и рубахи. Дополняют нательную одежду вышитый съемный нагрудник, фартук, пояс, головное полотенце, шелковый платок, красный небольшой платок, белый цветной платок.
Носят одежду без напуска.
Если верить преданиям, одно из ранних мест жительства удмуртов находилось в районе нынешнего города Кирова. Потомки тех удмуртов и ныне живут недалеко от этих мест, в Слободском районе Кировской области.
Для костюма данного куста характерна белая холщовая рубашка дэрем и халат шортдэрем. Шьют их из перегнутого поперек прямого полотнища и двух боковых полотнищ той же ширины. Рукава пришиваются к центральному полотнищу. Под рукавом квадратные ластовицы. Грудь, рукава и подол рубашки украшает красная вышивка. Халаты шортдэремы имеют свои отличительные черты - они бывают рабочие, праздничные и свадебные. Названия им даются по технике украшающей их вышивки: гордэн, биньыса, бичаса и др. У шортдэрема есть ложные рукава с продольным разрезом, они заправляются вовнутрь.
Верхне чепетский костюмный комплекс.
Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов - Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы УР.
Летняя одежда состоит из распашного кафтана и рубахи, дополняют их фартук без грудки и аппликатувный нагрудник.
Костюм Срединных удмуртов:
Срединные удмурты — этнографическая группа удмуртов, расположенная в центре этнической территории удмуртов. К ней относятся удмурты этнографической группы калмез и верхнеижско-шарканской.
Ареалы срединных удмуртов вытянуты в широтном направлении, с севера отгорожены крупным лесным массивом от бассейна реки Чепцы, населённого удмуртами этнографической группы «ватка», а с юга — от территорий другой этнографической группы — собственно южных удмуртов.
Если мы говорим про язык, то в удмуртском выделяют срединные говоры — они совмещают признаки северных и южных диалектов, причём в различной степени каждый из них.
Итак:
Шарканско якшурбодьинский костюмный комплекс.
Территория распространения костюма - Шарканский, Якшур-Бодьинский, частично Дебесский и Увинский районы УР (бывшая территория Сарапульского уезда Вятской губернии).
Основу женского костюма составляет рубаха. Она такая же, как у верхне чепецких удмуртов. Покрой туникообразный с овальным шейным вырезом, рукава тканые красно-белого цвета. К рубахе готовят аппликатурный нагрудник. Поверх рубахи надевали распашной кафтан из белой льяной домотканины, фартук без грудки.
Женский головной убор - аппликатурный треугольный платок, его надевали поверх шапочки.
Нагрудное украшение было из крупных серебренных монет. Серьги - это рублевые монеты, женщины их пришивали к шапочке, на руках носили узкие браслеты.
Калмезкий костюмный комплекс.
Территория распространения костюма - Кильмезкий, Униниский, частично Малмыжский, Вятско-Полянский районы Кировской области, Селтинский, Сюмсинский, Увинский, Вавожский, частично Можгинский (Большеучинский куст), Кизнерский районы УР (бывшая территория Малмыжского, частично Глазовского уездов Вятской губернии).
Летняя женская одежда шилась из белой льняной домотканины, туникообразного покроя, с щелевидным шейным вырезом и грудным разрезом справа. Фартук без грудки.
Южные удмурты
Южные удмурты рано попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства. С падением последнего в 1552 году присоединены к Русскому государству.
То есть они:
- Подверглись тюркскому влиянию из-за нахождения под властью Казанского ханства.
- В удмуртском языке заметно влияние татарского языка и культуры.
- В южных районах Удмуртии значительная часть населения, наряду с родным языком, пользуется и татарским.
Национальная одежда южных удмуртов
По крою, способу оформления одежда южных удмуртов делится на четыре группы: южно удмуртский, завятский, закамский, бавлинский.
Закамский костюмный комплекс.
Территория распространения костюма - Куединский район Пермского края, Балтачевский, Бураевский, Калтасинский, Кушнаренковский, Татышлинский, Янаульский районы Республики Башкортостан.
Костюм закамских удмуртов впитал в себя значительные элементы башкирского национального костюма и то же время сохранил свои архаичные черты. Основу костюма составляет нательная рубаха. Широкая оборка до 50 см начинается чуть ниже пояса. На грудь под рубаху женщина надевала аппликатурный нагрудник, а поверх рубахи под камзолом носили нарядный нагрудник прямоугольной формы. Фартук с высокой грудкой, праздничный обычно шился из клетчатой домотканины с розетками выборного ткачества. Праздничный наряд женщины завершает камзол безрукавка.
Бавлинский костюмный комплекс.
Территория распространения костюма - Бавлинский район Республики Татарстан, Ермекеевский район Республики Башкортостан.
Женщины носили высокий головной убор с платком покрывалом. В остальном бавлинский костюмный комплекс идентичен собственно комплексу южных удмуртов.
Южно удмуртский костюмный комплекс.
Территория распространения комплекса - Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можгинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы УР, Агрыжский, Менделеевский районы Республики Татарстан.
В комплекс входит рубаха с оборкой до 30см. Выше основной оборки пришивается еще одна из фабричной ткани, фартуки с высокой грудкой, на концах головных полотенец массивные узорные концы, выполненные в технике браного, выборного, закладного ткачества.
На изготовление одежды шла узорная домотканина - клетчатая или полосатая, только одежда для моления в конце XIX века шилась из белой домотканины.
Мужская повседневная одежда включала в себя рубаху, сшитую из мелкоклеточной домотканины красных тонов. Для штанов использовали продольно полосатый материал синих тонов. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски.
Завятский костюмный комплекс.
Территория распространения костюма - Мари-Турекский район Республики Марий Эл, Малмыжский район Кировской области (частично), Мамадышский, Кукморский, Балтасинский районы Республики Татарстан.
Основу женского костюма завятских удмуртов составляют рубаха, фартук, платок покрывало с конусообразным головным убором. Праздничная рубаха всегда шьется из мелко клетчатой или сине красной, или сине черной домотканины. К подолу рубахи пришивается оборка шириной 15-20 см из фабричной ткани красных или бордовых тонов.
Одежда мужчин шилась из мелкоклеточной домотканины красных тонов, штаны из продольно полосатой.
Предлагаю упорядочить все различия:
Северные удмурты, проживающие в более лесистых районах, традиционно использовали в своих костюмах более сдержанную цветовую гамму, отдавая предпочтение белому, чёрному, коричневому и приглушенным оттенкам красного. Это связано как с доступностью природных красителей, так и с особенностями быта. Простота и функциональность ценились превыше всего.
Одним из ключевых элементов северного костюма является куртка-камзол (лэсьтэм дэрэм), часто изготавливаемая из домотканого полотна и украшенная скромной вышивкой или тесьмой. Рубахи также отличались прямым кроем и небольшим количеством декоративных элементов. Особое внимание уделялось практичности головных уборов, которые должны были защищать от непогоды. Женщины часто носили сюлык - сложный головной убор из холста, украшенный монетами и бисером, символизирующий семейный статус.
Южные удмурты, напротив, проживая в более открытых и плодородных землях, создавали костюмы, поражающие своей яркостью и разнообразием красок. В их нарядах доминируют насыщенные оттенки красного, зелёного, жёлтого и синего. Использование ярких красителей отражало богатство и изобилие южных земель.
Южный костюм отличался большим количеством декоративных элементов. Рубахи обильно украшались вышивкой, бисером, монетами и ракушками. Большое значение придавалось поясам, которые служили не только функциональным элементом, но и важным символом плодородия и благополучия. Женщины носили айшон - украшение на спину, щедро расшитое бисером и монетами, символизирующее благополучие и плодовитость. Головные уборы южных удмурток отличались более сложной формой и обилием декора.
Итак:
1. Покрой и состав костюма:
• Женский костюм северных удмуртов обычно состоит из длинной рубахи-платья (дерэм), надеваемой поверх штанов, передника (айшет), пояса (кускерт) и головного убора (сюлык). Рубаха часто имела прямой покрой, была достаточно широкой и длинной.
- Южный женский костюм отличался более сложным и разнообразным составом. Помимо рубахи (дэрем), передника (передник), пояса (кускерт), он мог включать в себя нагрудник (камали), наплечные украшения (уско), а также различные виды верхней одежды (шуба, кафтан). Рубаха часто была отрезной по талии, а подол присобирался в сборки.
2. Цветовая гамма:
- Северные удмурты: В костюме северных удмуртов преобладали более спокойные и приглушенные цвета: белый, серый, коричневый, черный. Яркие цвета использовались ограниченно, в основном в вышивке и отделке.
- Южные удмурты: Южный костюм отличался более яркой и насыщенной цветовой гаммой. Здесь можно встретить красный, синий, зеленый, желтый цвета. Яркие цвета символизировали жизненную силу, плодородие и благополучие.
3. Орнаменты:
- Северные удмурты: Орнаменты северных удмуртов отличались геометрической строгостью и лаконичностью. Основными мотивами были ромбы, квадраты, треугольники, кресты и линии. Орнаменты располагались в основном по краям одежды: на подоле рукавов, вороте и нагрудных вставках.
- Южные удмурты: Орнаменты южных удмуртов были более разнообразными и сложными. Помимо геометрических мотивов, здесь можно встретить изображения животных, птиц, растений и антропоморфные фигуры. Орнаменты располагались более плотно и обильно, покрывая значительную часть одежды.
4. Украшения:
- Северные удмурты: Украшения северных удмуртов были достаточно скромными и сдержанными. В основном использовались бусы, бисер, монеты и раковины.
- Южные удмурты: Южные удмурты славились своими богатыми и разнообразными украшениями. В костюме использовались серебряные и бронзовые монеты, бусы из стекла и янтаря, раковины, перья птиц, металлические бляшки и подвески. Украшения не только выполняли эстетическую функцию, но и служили оберегами, защищающими от злых сил.
5. Головные уборы:
- Северные удмурты: Головные уборы северных удмурток были более закрытыми и скромными. Наиболее распространенным был сюлык – полотенчатый головной убор, закрывающий голову, шею и плечи.
- Южные удмурты: Головные уборы южных удмурток отличались большим разнообразием и нарядностью. Они могли быть в виде высоких шапок, украшенных монетами, бисером и перьями, платков, повязок и венков. Головной убор указывал на социальный статус женщины: была ли она замужем, сколько у нее детей.
Различия в традиционных костюмах северных, срединных и южных удмуртов являются ярким примером того, как природные, экономические и культурные факторы влияют на формирование материальной культуры народа. Эти различия не ослабляют единство удмуртской культуры, а, наоборот, подчёркивают её богатство и многогранность, подтверждая, что идентичность может проявляться в самых разных формах.
С Вами была Новикова Анна! Благодарю Вас, что дослушали эту лекцию до конца! Если Вам есть, чем с нами поделиться, оставляйте комментарии, мы все читаем и отвечаем на каждый отзыв!
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации!