Традиционный костюм – это не просто одежда, это своеобразная "визитная карточка" народа, отражающая его историю, культуру и мировоззрение. В полной мере это относится к мокшанскому и эрзянскому костюму. На протяжении веков одежда не только защищала от непогоды, но и служила маркером идентичности, указывая на принадлежность к определенному роду, возрасту, социальному статусу. В этой статье мы рассмотрим основные отличия в традиционном костюме мокшан и эрзян, чтобы понять, как история и культура повлияли на формирование этих уникальных образов.
Здравствуйте! Меня зовут Малышева Екатерина, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я бы хотела заострить внимание на деталях и отличиях костюма основных этнических групп Мордовии - Эрзя и Мокша.
Лекция создана на основе коллекций Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи.
Закройте глаза и представьте традиционный костюм мордвина. А теперь – другой, но тоже мордвинский. Вероятно, вы увидели разные образы. И это неудивительно, ведь мордва – это не единый народ, а два – мокша и эрзя. И если язык и культуру этих народов еще можно спутать, то традиционный костюм дает четкое представление о том, к какой группе принадлежит его владелец. Эта статья посвящена ярким и самобытным отличиям в традиционной одежде мокшан и эрзян – различиям, которые отражают глубокие исторические и культурные корни.
В традиционном женском мордовском костюме ярко выделяются два направления – эрзянское и мокшанское – по названию исторически сложившихся общностей внутри древнемордовских племен. Внутри каждого направления имеются варианты и нюансы, сформировавшиеся в отдельно взятой местности. Повседневный наряд был прост и удобен. Праздничная же одежда отличалась сложностью декора, драпировкой.
Костюмы мордвы-эрзи и мокши (мокшан) различаются по покрою, отделке и некоторым элементам. При этом в костюмах есть и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.
Рубаха
Эрзя
Рубаха (панар) — туникообразного покроя без воротника. Эрзянки шили рубаху из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке.
Главным украшением рубахи была плотная вышивка. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.
Мокша
Рубаха — из перегнутой по поперечной нити холста, к которой по бокам пришивались более короткие полотнища. Такой покрой образовывал у плеча квадратную пройму для рукавов.
По праздникам надевали несколько рубах. Верхняя, самая нарядная, имела широкую вышивку по всей длине рукава
Рубаха носилась иначе: у мокшанок она была поддернута у пояса и не спускалась ниже колен, у эрзянок — доходила почти до пят.
Поясное украшение
Эрзя
Эрзянские девушки носили на бедрах «Пулай»- это тканный пояс-валик, выполненный из конского волоса и шерсти, который может весить от трёх до пяти килограмм. Лицевую сторону украшали вышивкой, плоскими пуговицами, раковинами, позументом, бахромой из медных цепочек и цветного бисера.
Пулай имел сакральное магическое значениеи выполнял защитные функции оберега: дурной глаз запутывался в чёрных тугих нитках и не мог сделать женщину бесплодной.
Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая; даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника.
Тяжёлый пулай делал тело женщины более сильным, а бёдра и икры более округлыми.
Мокша
Мокшанки же носили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, иногда по два, четыре и даже шесть.
Помимо кеска руцят, в мокшанском костюме были и другие поясные украшения, например декоративные кисти-подвески из бус, шёлка, жетонов, меха.
Головные уборы
Эрзя
Носили высокие головные уборы, на твёрдой основе, имели варианты форм в виде цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже — лопатообразные.
Для девушек самым распространённым видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом. В праздники взрослые девушки носили специальную шапочку — пехтим. Её очелье было украшено бумажными цветами, бубенчиками, бахромой из бисера.
Замужние женщины носили головные уборы, которые полностью скрывали волосы. Некоторые из них:
- Панго. Высокие головные уборы на твёрдой основе конической, прямоугольной формы. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть.
- Сорока. Сложный головной убор, представляющий собой чепец из холста. Его украшали вышивкой, бисером, позументом. Под сороку одевали чехлик или волосник. Этот головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили его самостоятельно, покрывая сверху платком.
- Венец. В отличие от девичьего головного убора, венец был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни — длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными монетами, они спускались на грудь спереди.
Мокша
Носили головные уборы рода мягкого чепца трапециевидной формы, состояли из двух-трёх частей.
У мордвы-мокши были традиционные головные уборы — «панга» и «златной».
- Панго, кстати, переводится как «гриб» На голове панго крепили с помощью завязок, которые прикрепляли к внутренним сторонам головного убора. В селах Инсарского, на севере Наровчатского уездов вид «панго» отличался монументальностью.
- Златной назван так по широкой налобной вставке из золотного шитья.
В сёлах Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянский район РМ) — этот головной убор был высоким, из чёрного бархата и шёлка, с декором из шёлковых лент, подшитый ситцем.
В Темниковском уезде Тамбовской губернии (ныне Темниковский район РМ) —выглядел как трапециевидная шапочка из конопляного холста, верхний край теменной части укреплялся изнутри узкой дощечкой.
К головным уборам в височной части крепились украшения из ракушек, пуговиц, монеток, гусиного или лебединого пуха (которым, кстати, могли украшаться и серьги).
Вышивка
Эрзя
У эрзянок вышивка была довольно плотной, как некоторые говорят «ковровой». Основные цвета в вышивке были красный более темного цвета и черный. Дополнительным цветом был зеленый.
Стежки так же выполнялись по косой, но у эрзянок он получил развитие -прием мордовского креста, когда по косой стежке прокладывается встречным наклоном второй ряд, усиливающий рельеф линии. Основная изюминка эрзянской вышивки-это эрзянская звезда. Практически вся вышивка была выполнена из этой звезды, даже основные фигуры- ромбы. Иногда мастерицы проходили по контуру ромба , так же как мокшанки, черным контуром.
Во многих костюмах у эрзянок располагались вертикальные полосы счетной вышивки.
Мокша
Мокшанки в своих работах использовали геометрию. Часто можно было видеть сильно геометризированный растительный орнамент на полотенцах.
Одно из мест где располагалась основная вышивка проходила по подолу рубахи. Начиналась она со стежков, были разные способы их выполнения, но в большей степени использовали косой стежок. После нескольких рядов стежек начиналась вышивка, где в большинстве случаев изображалась восьмиугольная «звезда», которая была символом солнца, тепла и добра. Выполнялась она гладью.
В цветной вышивке по мимо красного мокшанки использовали зеленый и желтый цвет. По всей границе проходили черным или темно-синим контуром. Вышивка по переднем и заднем полотнище обязательно должна была сойтись.
Черный или темно-синий цвет использовали для счетной вышивки, которая на ткани выглядит как ажурная тесьма.
Нагрудные украшения
Эрзя
Сюлгам
Так же, уникальным аксессуаром являлась традиционная застежка сюлгам, хорошо известная археологам и просуществовавшая до наших дней. Это пряжка с подвижной булавкой. К пряжке прикреплялись цепочки, бисерные нити, пуговицы, бусины, бубенчики, монетки.
Традиционный костюм мордвы-мокши и мордвы-эрзи включал нагрудную застежку сюлгам. Как и в наряде эрзянок, так и мокшанок фибула выполняла функцию застежки, являлась композиционным центром нагрудных украшений, считалась оберегом. Но есть существенные отличия, прежде всего они касаются формы.
Мокша
Тифкс
Тифкс — круглый воротник на холщовой подкладке, сплетённый из зелёного, белого, чёрного, жёлтого, красного крупного бисера.
Особенности:
- Застёгивается сзади на две металлические пуговицы.
- Сзади возле застёжки — две лопасти, спускающиеся на спину.
- Посередине лопастей — общий ряд крупных белых и коричневых бусин, с каждой стороны к нему пришито по три металлические крупные пуговицы.
- Конец каждой лопасти обшит тремя крупными металлическими жетонами в виде пуговиц с изображениями оленей и крылатых коней, а также полосой плетёного бисерного орнамента на твёрдой подкладке, обшитой холстом, и длинной бахромой из разноцветного бисера.
Тифкс был характерен для центральных и северо-западных районов Мордовии.
Если мы говорим обо всех украшениях мокша и эрзя, то есть, как минимум 6 видов:
- Височные. К ним относятся шары из белого пуха (сёргт), которые прикрепляли к белому нижнему платку у висков. Также часто использовали перья селезня.
- Налобные. Известна бахрома из перьев селезня (иногда курицы), пришитых к тесьме. Бытовали узкие полосы материи с нашитыми на них рядами пуговиц, бусин, стекляруса, бисера.
- Серьги. Чаще всего были в виде небольших колец из латунной или медной проволоки (встречались и серебряные) с подвесками из монет или бусин.
- Наушники. Представляли собой обтянутые материей кружки, вырезанные из картона или бересты. На лицевую сторону нашивали блестящие бусы.
- Накосники. В качестве накосников широко использовали (особенно мокшане) кисти из шёлка, нитей бисера, пуговиц и раковин.
- Наспинные. Их основу составляла полоса шерсти, плотной ткани или парчовой ленты шириной 3–4, длиной до 55 см. На неё нашивались пуговицы, монеты, раковины, жетоны, конец украшали бахромой из бисера и шерсти, бусами, бубенчиками.
И завершает наш образ, конечно же обувь!
Обувь
Традиционная обувь – лапти, дополнявшиеся онучами (ленты из плотной ткани, которыми обматывались ноги) или остроносые сапожки.
Ноги приобретали вид «березового ствола», были довольно широкими, что в то время считалось красивым.
Традиционные костюмы эрзи и мокши, несмотря на общие корни и географическую близость, являют собой две самобытные и яркие ветви одного древа мордовской культуры. В каждом узоре, каждом элементе декора, каждом способе ношения одежды запечатлен уникальный взгляд на мир, отражены особенности истории, быта и духовной жизни народа.
Изучение этих различий – это не просто сопоставление деталей, а погружение в глубины народной души. Это возможность понять, как формировалась идентичность эрзи и мокши, как они сохраняли свою самобытность, несмотря на влияние времени и внешних факторов.
Благодарю Вас, что дослушали эту лекцию до конца, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы с радостью все читаем и отвечаем на каждый отзыв.
С Вами была Малышева Екатерина, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры своего народа, своей родины - Республики Мордовия!
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.