Карелия – край суровой природы, глубоких озер и богатой истории. И, как зеркало, отражает эту самобытность карельский традиционный костюм. В его орнаментах зашифрованы древние верования, в крое – мудрость поколений, а в каждой детали – любовь к родному краю. Больше, чем просто одежда, это – зримое воплощение души народа, его традиций и культурного наследия.
Здравствуйте! Меня зовут Асапова Анна, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу вам про праздничные костюмы Пудожья, Северо-Западного Приладожья, южных и беломорских Карел! А так же, мы уделим особое внимание Карельскому ткачеству!
Наша лекция- это настоящее открытие, это экскурсия "Центра народного творчества и культурных инициатив Республики Карелия", которой с нами поделилась заведующая отделом декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства Драгун Виктория Игоревна.
Начнем рассказ с разбора гардероба жителей города Пудожь, в Обонежье!
Обонежье буквально значит «местность вокруг Онежского озера» —
северо-восточная пятина Новгородской земли в XV - XVIII веках. Одним из главных городов обонежья является - Пудога.
Город Пудож является одним из старейших городов России, находится на реке под названием Водла - некогда одном из главных водных путей Новгорода. По Водле из Новгорода купцы выходили в Белое море.
Довольно популярна теория о том, что название города произошло от русского слова "пуд", так как Пудога поставляла Новгороду мед и лен пудами. Земли Пудожа издревле были новгородской вотчиной, какая-то их часть принадлежала монастырям. Долгое время Пудож фигурировал на картах в качестве Никольского Пудожского погоста, затем по указу Екатерины Великой получил статус уездного города Олонецкой губернии.
Оказалось, что именно многовековая неизменная труднодоступность этих мест способствовала тому, что прекраснейшее крестьянское искусство, жившее там веками, смогло дойти до наших дней в произведениях рубежа ХIХ-ХХ вв.
Пудожская вышивка тамбуром, крестом
до сих пор является одной из самых уникальных вышивок России. Золотное шитье, которому обучились местные крестьянки у жен священников соседнего города Каргополь получило большое распространение и в Пудожье. За летний период в плохую погоду и праздники пудожанки вышивали до 10 золотных платков. Конечно, не каждая крестьянская семья могла себе позволить такую роскошь, а если уж и имели у себя в доме такой плат, то он являлся огромной гордостью и показателем достатка семьи.
Женскими головными уборами были бархатные кокошники, также расшитые золотой нитью. Основными рисунками были цветочные букеты и двуглавые орлы среди цветущих ветвей.
Девичьими праздничным, а так же свадебным головными уборам был венец, местное название «подзор» или «козырек», который украшали речным жемчугом, который добывали в местных реках, цветным стеклом, красивыми брошами и пуговицами. Обязательным дополнением к венцу была сетка - поднизь, сплетенная из белого конского волоса, состоящая из пяти воланов унизанных речным жемчугом и серег «бабочки». Также девушки носили праздничные перевязки, которые расшивались позументом, натуральным жемчугом, бисером, канителью, золотой и серебряной фольгой. Сзади к головному убору крепился атласный или шелковый бант с большим количеством ярких лент или рюши, которые закрывали девичью косу.
Девушки и молодые женщины носили сарафаны из ситца, шелка, тафты, подпоясывали их ткаными поясами с кистями. Замужние женщины носили платья «парочки», состоящие из юбки и кофты «казачка», праздничным элементом женского костюма был передник. Передники украшались вышивкой, хлопчатобумажным кружевом, атласными лентами. Под влиянием городской моды одевали нанковые или хлопчатобумажные вязаные перчатки до линии локтя с пальчиками и без. На которые одевали кольца, браслеты и цепочки.
Ниже Вам представлены фотографии из Музея изобразительных искусств Республики Карелия, на которых демонстрируется праздничный девичий костюм Пудожского уезда Олонецкой губернии. Конец XIX- начало XX веков.
Мужской праздничный костюм состоял из длинной красной рубахи, подпоясанной тканым или шелковым поясом, портов, которые заправлялись в кожаные сапоги с длинным голенищем, местное название «франтоськи». Поверх рубахи одевали суконный кафтан со сборами, отделанный по краю воротника, рукавов белой кожей. В летнее время его могли просто накинуть на одно плечо, чтобы покрасоваться перед девками на гулянье. На шею могли повязать пестрядинный платок, а на голове картуз.
Переходим к костюму представительницы племени Корела
(Северо-Западное Приладожье), версия наряда XIII в.
Женщины носили льняную рубаху, ворот застегивался маленькой подковообразной фибулой.
Женская одежда типа длинной юбки состояла из двух полотнищ плотной шерстяной ткани. Верхние концы заднего полотнища перекидывались на передние, слегка касаясь друг друга, а на плечах скреплялись овально- выпуклыми фибулами, края обрабатывались светлой или ярко окрашенной тканью.
Медно - литейное дело в древне-карельских землях развивалось в русле лучших новгородских традиций. Для изготовления-предметов украшения использовались сложные, аналогичные новгородским сплавы.
Ювелирные изделия несут большой объем информации, что нельзя сказать о кузнечных, повторяющих по форме и технологии вещи древнерусских центров, с которыми были связаны ремесленники-карелы.
Цепи из серебра, бронзы, железа — обычные ювелирные изделия, носимые женщинами на груди. Они соединяли нагрудные украшения, от которых спускались дополнительные цепочки с висевшими на одном конце копоуш-кой, на другом — ножом и т. д. Нагрудные цепи состояли из одинарных, двойных, тройных колечек различной толщины и диаметра. Фантазия мастеров-ювелиров привела к созданию цепей из бронзовых пластин, костыльков с ушками, крупных железных восьмеркообразных звеньев. У древних карел, проживавших на Карельском перешейке, использовались железные цепи.
В нагрудных украшениях между овально-выпуклыми фибулами и цепедержателями располагались пронизки, своей формой напоминающие букву «Ф». Через них пропускался шнур, один конец которого привязывался к верхнему украшению, другой — к нижнему. Иногда между «Ф»-образной пронизкой и цепедержателем помещались металлические цилиндрические бусины. К ушкам подвешивались миниатюрные украшения в виде бубенчиков - одногоиз распространенных видов привесок, лапок водоплавающих птиц. Пронизки характерны для древне-карельской культуры главным образом центральной части Карельского перешейка.
Ножи — наиболее распространенные и универсальные предметы. Среди них есть боевые, бытовые и ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах. Последние, нарядные, искусно украшенные, принадлежали обычно женщинам. Их прикрепляли к нагрудным цепочкам, свисавшим чуть ниже пояса с правой или левой стороны. Мужчины же, как правило, пользовались обыкновенными, простыми ножами, имевшими чисто практическое назначение.
Ножи хранились в кожаных ножнах, украшенных орнаментированными бронзовыми пластинками.
Стеклянные бусы разнообразны: черные с белой спирально-волнистой инкрустацией, мозаичные, синие, коричневые, зеленоватые, золоченые бочонкообразные. Чаще употреблялись скромные цилиндрические бусы из медных сплавов.
Головной убор - платок крепился с помощью подкововидной латунной фибулы, такой способ ношения исследователи считают типично корельским. Вокруг головы обвязывается шнурком плетеным в технике «фингерлуп» из трех разноцветных нитей.
В приладожских курганах обнаружены фрагменты шелковых, шерстяных и льняных тканей, золотных лент, шерстяной и полушерстяной тесьмы, а также нити из шерсти и шелка, которые использовались для шитья и декорирования текстиля.
Наплечная накидка из четырехниточной ткани тоже отделывалась по краям бахромой. Она застегивалась под грудью брошью. Средние века не было больших ткацких станков, поэтому ткали ткань нужной длинны, а не вырезали из огромного куска. Поэтому края не подшивали, кромка края образовывалась в ходе процесса ткачества, начало и конец изделия тоже не подшивали.
Передник шерстяной домотканый. По периметру украшался спиральками. На конце передника бахрома 5 см. Верхний край перекидывается назад и подпоясывается тканым поясом.
Следующий костюм – это
Наряд беломорской карелки.
Реплика середины XIX вв., (Кемский уезд Архангельской губернии.
Северная Карелия включает в себя территорию бывшего Кемского уезда Архангельской губернии и Повенецкого уезда Олонецкой губернии.
Благодаря развитию отходничества во второй половине XIX века северные карелы имели более тесные контакты с финнами и саамами, нежели с русскими и c более южными группами карельского населения. Поэтому севернорусские черты здесь сказывались слабее, чем в южнокарельской культурной зоне. В силу сложившихся исторических условий материальная культура северных карел в XIX веке сохранила целый ряд архаических элементов, нашедших свое отражение и в одежде.
Повседневный женский костюм северной Карелии состоял из рубахи и сарафана. Будничная женская рубаха шилась из белого льняного или конопляного холста. Как и традиционная женская рубаха на Севере России она состояла из нижней части и рукавов.С рубахой женщины носили в будни косоклинный сарафан «костыч» с пуговицами по всей длине переднего шва.
Особой красотой отличался праздничный костюм северных карелок. Рукава праздничных рубах выполнялись из красной или белой материи.
Старинные женские рубахи в северной Карелии еще в середине XIX века украшались вышивкой.Вышивка на крестьянских севернокарельских рубахах располагалась на вороте, плечах и подоле. Отличительной особенностью севернокарельской вышивки являются полихромные геометрические узоры, исполненные техникой «набора» и «косого креста» многоцветными шелковыми, шерстяными и бумажными нитками. В композиционном отношении она представляет собой мелкоузорный, почти ковровый орнамент с преобладанием косых крестов, S–образных, ромбических, скобчатых элементов.
Замужние женщины в отличие от девушек заплетали волосы в две косы, каждая в три прядки, обвивали ими голову и прятали под головной убор. Головным убором замужних женщин в северной Карелии была сорока. Сорока северных (ухтинских) карелок имеет оригинальную форму, изгиб надо лбом. Нарядный головной убор из церковной парчи, отделанный золотной тесьмой и вышивкой в технике сажения по бели, требует некой нижней шапочки, ведь его нужно беречь от засаливания, прикосновения к волосам и коже.
Верхней одеждой северных карелок летом и осенью был кафтан. У поморских карелок женский кафтан, как и мужской, носил название бострюк. Зимой северные карелки носили овчинные полушубки, суконные или байковые шугайчики, ситцевые полукапоты на вате или шубки на меху. Шугай – разновидность верхней однобортной одежды с длинными рукавами, с цельными передними полами и спинкой, отрезной по линии талии или лопаток. Вторая разновидность верхней одежды северных карелок – полукапот. Он шился отрезным по фигуре, из ткани фабричного производства, имел зауженные к запястью рукава, длину чуть выше колена, по талии собирался в сборку.
В качестве праздничной обуви северные карелки носили башмаки из черной или белой кожи, а также ботинки и полусапожки. К праздничной обуви в северной Карелии принято было надевать белые чулки.
Далее переходим к
Традиционному крестьянскому костюму Южной Карелии.
Мужской костюм состоял из портов, рубахи, пояса, сапог и верхнего платья. Головным убором служил картуз или валяная шляпа в форме усеченного конуса. Неотъемлемой деталью костюма южно-карельского крестьянина был шарф или шейный платок. Одежда носила сезонный характер и шилась из тканей домашнего производства: холста, сукна и тканей, выполненных «рибушной» техникой.
Из домашней выработки сукна шили зимние порты, кафтаны, армяки. Кафтан– разновидность демисезонной верхней одежды. Кафтаны шились двубортными с застежкой справа налево на крючках или пуговицах; с длинным рукавом и шалевым, отложным или стоячим воротником.
Армяк надевался поверх шубы, полушубка или кафтана в дорогу. Он напоминал собой длинный широкий однобортный халат с запахом справа налево, с широкими рукавами и большим воротником. Подпоясывался широким кушаком или подпояской длиной до 3 метров.
Зимняя одежда состояла из домашнего овчинного, своей выделки полушубка и наверх суконного серого армяка домашней работы, бараньей шапки (у иных с ушами), рукавиц с русскими варежками, сапогов из белой кожи (высмоленных) с русскими носками и суконными онучами или высоких шерстяных валенок. Под «русскими» варежками и носками понимались изделия, связанные древней техникой вязания одной иглой. Носки вязались без пятки, а рукавицы имели в верхней части завершение в виде трапеции. Носки носили зимой с сапогами на работы в лес, для большей сохранности на шерстяные рукавицы сверху надевали кожаные.
На спицах южные карелки вязали для своих мужчин шарфы. Чаще всего они были одноцветными или украшались скромными полосками по краю.
Женский состоял из домотканой сорочки с длинными рукавами, юбки и головного убора. Молодые девушки в будни носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние женщины убирали волосы под повойник– небольшую шапочку из мягкой ткани, имеющую круглое донце с пришитым к нему по краю околышем. К раздвоенным сзади рылышкам околыша пришивалась тесьма, фиксирующая повойник на голове. Иногда у пожилых женщин повойник заменялся платком. Повседневный костюм дополнялся передником из домотканой или покупной ткани.
Традиционной повседневной одеждой южных карелок была полосатая полушерстяная или холщовая юбка. В таких юбках летом и весной отправлялись на рыбалку, сеяли репу, возили дрова . У олонецких ливвиков юбки чаще всего шились из однотонного крашеного холста, оборка выкраивалась по прямой и декорировалась снизу горизонтальными цветными полосами.
Верхней весенне–осенней одеждой женщин были кафтаны (понитку) из шерстяного сукна. Верхнюю одежду часто красили натуральными красителями. Краску делали сами из коры ольхи, парили, получалась красная вода.
Осенью и весной карелки носили сапоги из желтой кожи с начерненными голенищами и чулки, связанные из льняных ниток. Нитки для чулок пряли насухо, то есть не смачивая слюной. Зимой носили сапоги, реже валенки.
Разновидностью рабочей обуви в южной Карелии были лапти. Лапти носили при работах на подсеке. Кроме того, их носили пастухи. Южно-карельские лапти, имели десять ушек, через которые пропускались веревочки.
Их обводили вокруг голени и завязывали чуть ниже колена. Служили лапти около недели, но во время разработки подсеки за один день могли износить две пары лаптей.
Верхней зимней рабочей одеждой карелок были овчинные полушубки. Головным убором в зимнее время были платки. Под платком замужние женщины носили чепчик. Замужние носили чепчики и в летнее время. Зимой для тепла под сарафан надевали юбку: бумазейную, льняную или домотканую шерстяную полосатую.
Ткачество в Карелии
В конце XIX – начале XX вв. на территории Олонецкой губернии выращивали лен. Причем в Пудоже он был качественнее изготовляемого в Пскове – центре льняного производства. Им торговали в Олонце, отправляли в Петербург. Крестьяне выращивали лен, прежде всего, для собственных нужд. Тогда они ходили в домотканой одежде. Предметами из полотна украшали дом.
Долгое время применялось конопляное волокно, из которого изготавливались рыбацкие снасти, веревки, ткани для юбок и матрасов. Овечью шерсть использовали не только для вязания. В ткачестве шерстяная нить часто служила уточной, которая частично или полностью перекрывала льняные или конопляные основные нити. Образцом могут служить красивейшие одеяла в полоску.
Ткали полотно различной плотности и качества. Грубое шло на паруса, одеяла, тонкое – на праздничные полотенца, постельное белье. Нарядные рубахи и скатерти изготавливали изо льна высшего сорта, «тонкого», называемого также «лен польну». Повседневную одежду шили из более грубого полотна: «пачесного» или «изгребного» из льняных или конопляных нитей первого и второго очеса.
Хозяйки декорировали избы нарядными скатертями, узорными полотенцами с вышивкой, постельниками, одеялами с яркими подзорами, уютным половикам в полоску.
На Севере ткачество было исключительно женским занятием. Мужчины изготавливали ткацкий стан, ремонтировали при необходимости. Все остальные операции были заботой хозяйки. Работа на станке была тяжелой физически, требовала терпения, повышенного внимания при расчетах.
Девочки с раннего возраста приучались к рукоделию, в 5−7 лет они уже могли плести пояса. Но чтобы стать умелой ткачихой, молодая девушка должна была пройти все этапы обработки льна.
Каждая ткачиха могла работать в разных техниках.
Существовало множество видов ткачества, самые распространенные из них:
- полотняное переплетение – древнейшая техника, применялась в производстве однотонных белых, серых и многоцветных полосатых и клетчатых полотен для одежды; так ткали половики, одеяла, сукно;
- закладное ткачество – узорчатая техника, популярная в Сегозерье; таким образом делали традиционные красно-белые полотенца и половички из разноцветных лент;
- двухуточное браное ткачество, узнаваемая техника: на белом фоне красной нитью создавались рисунки – геометрические фигуры, люди, животные, деревья; применялась карелами Сегозерья, Олонца, русскими Поморья и Пудожья;
- одноуточное браное ткачество, при котором узор формировался мелкими уточными или основными настилами, сгруппированными в строгие формы – квадраты, прямоугольники, линии;
- многоремизное ткачество на нескольких педалях и нитченках, распространенное у русских; поверхность получалась рельефной, с вдавленными ячейками или ажурной; к этому виду относится саржевое переплетение, когда на поверхности образуются диагональные полоски; из таких тканей шили верхнюю одежду;
- ажурное ткачество – вид браного, при нем геометрический узор формируют мережки; встречалось у карелов и русских Пудожья;
Уже в начале прошлого века из-за большей доступности фабричных материалов домашнее ткачество стало исчезать. Сохранялось лишь изготовление лоскутных половиков.
Итак, мы совершили небольшое путешествие в мир традиционного карельского костюма. Мы увидели, как он отражал историю, культуру, верования и уклад жизни карельского народа. Каждый элемент, каждая деталь – от вышивки и орнамента до кроя и материала – несли в себе определенный смысл и значение.
Для меня традиционный карельский костюм – это символ связи поколений, символ любви к своей земле. Я надеюсь, что и вы почувствовали что-то подобное сегодня, а если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы с радостью все читаем и отвечаем на каждый отзыв.
С Вами была Асапова Анна, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Карелии.
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.