Останнiй бастiон | Украина
Вооруженные силы России продвигаются на Украине все быстрее, одновременно сокращая количество своих потерь, пишет "Останнiй бастiон". При этом они добиваются успехов на всех участках фронта. Особое же давление на боевиков ВСУ оказывается на Красноармейском направлении.
Орест Зог
Россияне продвигаются все быстрее, уменьшая потери.
Экономика уже на дне: Финляндия умоляет Россию о мире на Украине
С января 2025 россияне продвигаются быстрее, а умирают меньше. Мы отслеживаем динамику продвижения и потерь противника уже два с половиной года, и сейчас ситуация самая плохая. Также читайте в статье о ситуации на конкретных участках фронта.
Об этом пишет газета texty.org.ua.
По данным DeepState, в июле россиянами занято 564 квадратных километра территории, то есть примерно сколько же, как и в июне. На фоне минимальных территориальных приобритений россиян за прошедшие месяцы эти захваченные несколько сот квадратных километров кажутся чуть ли не рекордными.
Хуже всего то, что их потери уменьшаются, то есть украинская стратегия обмена территории на большое количество смертей россиян перестает работать.
Тревожные тенденции
На карте ниже данные о занятых территориях мы брали из DeepState, данные о потерях россиян — из ежедневных сведений украинского Генштаба (Отметим, что украинский генштаб не предоставляет достоверной информации о потерях — прим. ИноСМИ). Под "потерями" понимаются убитые и раненые.
На графике две кривые. Верхняя — темпы продвижения россиян, нижняя — их потери. Идеальный график в условиях численного превосходства противника выглядел бы так: верхняя линия идет ровно, а нижняя стремительно вверх. Ситуацию можно было бы считать "сложной, но контролируемой", если бы продвижение быстрее приводило к большим потерям, то есть если бы две линии шли синхронно. С января 2025 года ситуация стала ухудшаться, россияне продвигаются быстрее, а умирают меньше.
Это свидетельство того, что в армии накопилась критическая масса проблем, о которых давно говорят и которые никто, а прежде всего, главнокомандующий Сырский не решает.
Первая проблема — наличие целой прослойки некомпетентных прикрывающих друг друга командиров, решения которых приводят к гибели бойцов, жизнь которых можно было бы уберечь, если бы у них было разумное руководство.
Неадекватные приказы, приводящие к необоснованным смертям бойцов, происходят во всех армиях мира, даже в самых продвинутых. Но на Украине, хотя данные о потерях и закрыты, судя по публичным заявлениям то одного, то другого комбата, а также учитывая результаты нашего опроса о причинах СЗЧ, это приобретает угрожающие масштабы. А мы не можем себе этого позволить, потому что наш противник намного сильнее и многочисленнее нас.
Мы можем выиграть только благодаря лучшей тренированности, большей организованности и инициативности. К сожалению, сейчас армией руководят командиры, привыкшие к своей профессиональной неспособности закрывать человеческими потерями. И Сырский ничего не делает, чтобы изменить это. Ему, очевидно, с такими подчиненными комфортно. Но эти военные руководители, как свидетельствуют данные, постепенно проигрывают.
Вторая проблема — тотальная ложь в отчетах и украшение реальности. Формирование культуры честности или культуры лжи зависит от первого руководителя. Если руководитель не хочет слышать правду или те, кто ее говорит, теряют должности, остальные тоже будут врать. Это то, что происходит в ВСУ сейчас.
Третья проблема — инновационность. Украинские бойцы и оборонка не раз придумывали инновационные методы ведения боевых действий, такие как применение FVP-дронов или сбивание дронов-разведчиков зенитными дронами, но россияне быстро перенимают наши изобретения и быстрее, чем мы, их масштабируют. Речь идет не только о масштабировании производства, но и о более быстрой организации обучения и скорее массовом применении новых видов вооружения.
Корень проблемы объясняет полковник британской армии в отставке, военный эксперт Глен Грант: "Генеральный штаб занимается непосредственно ведением боев вместо того, чтобы планировать завтрашний день".
Отдельно над всем этим нависает проблема мобилизации, которую должны решать гражданские власти во главе с Зеленским, а не третьестепенные полковники Сухопутных войск. Мы и другие журналисты уже устали повторять, что политическая власть ничего не делает для того, чтобы мобилизация проходила адекватно, законно и в то же время пополняла состав ВСУ в достаточном количестве.
В очередной раз отметим, что проблема мобилизации, как сообщающиеся сосуды, связана с проблемой неадекватных командиров. Когда в стране все знают родственника или знакомого, который служит, каждое неадекватное решение на фронте создает огромное эхо в тылу среди родных и друзей бойцов. И когда таких решений становится очень много, то это эхо превращается в громкий звон, как бы его ни игнорировали медиа и как бы ни пытались заглушить бравые сообщения пресс-служб.
Подробнее о проблемах ВСУ, приводящих к отступлению и уменьшению смертности в российских войсках, читайте в переводе статьи The Wall Street Journal.
Смена главкома на человека, который дал бы надежду на лучшее, может повысить боевой дух армии, что в такой критической ситуации крайне важно. И сами изменения тоже не будут ждать, хотя дадут результат не сразу.
Бои вокруг Красноармейска, Константиновки, наступление противника на Лиман и на запорожском юге, попытки взять под контроль Купянск — все это говорилось и месяц назад. Но за последний месяц-полтора ситуация на упомянутых направлениях почти синхронно ухудшилась.
Еще совсем недавно казалось, что россияне выберут одну точку для своих усилий, как они это делали раньше. Красноармейское направление остается для них приоритетным, но они пытаются обострять ситуацию и на других участках фронта. По всей видимости, россиянам удалось набрать людей, натренировать их, снарядить и отправить в бой.
Как видим, россияне сделали акцент на продвижении у Красноармейска на правом фланге. На левом им традиционно не везло — украинские войска в свое время не только остановили их продвижение, но даже отбили определенные территории, срезав российскую "клешню". Теперь противник понемногу гнет свое, пытаясь захватить на левом фланге город Родинское, что позволит ему контролировать логистику до агломерации Красноармейск — Димитров.
По состоянию на начало августа россиянам это так и не удалось сделать, однако их присутствие рядом с Родинским уже сказывается: логистика до Красноармейска резко усложнилась, есть свидетельства, что добраться до города гражданским транспортом из-за засилья российских БПЛА почти невозможно. Россия активно использует FPV-дроны для уничтожения украинской логистики и контроля линии фронта.
Пытались россияне зайти и в сам Красноармейск. Официально сообщалось о том, что в город выдвигались диверсионно-разведывательные группы (ДРГ) численностью 150 человек.
Из-за большой численности противника (более сотни бойцов), похоже, речь шла не о диверсионной группе, а о полноценном подразделении. Если посмотреть видео со взятием в плен россиян из этой группы в центре города, можно заключить, что ситуация крайне серьезная, но ее удалось взять под контроль. Однако будет лучше, если официальные источники не будут преуменьшать опасность и не будут прибегать к разным эвфемизмам, называя 150 человек диверсионной группой.
Ситуация в соседней Константиновке развивается по схожему сценарию и имеет тенденцию к ухудшению. Как и в случае с Красноармейском, россияне пытаются окружить город по флангам, уже понемногу вырисовывается остряка пресловутой российской "клешни" с правой стороны.
Они также пытаются выдавить украинские войска с южных позиций от города, ведя наступление в направлении поселка Клебан-Бык. Пока ситуация находится в развитии, но имеет тенденцию к ухудшению.
А вот южнее Красноармейска дела совсем плохи. По данным DeepState, больше всего территориальных потерь пришлось на район Новопавловки. Противник сумел занять здесь достаточно территории, выйдя на административную границу Донецкой и Днепропетровской областей, а в районе поселка Дачное даже перевалив за нее.
Купянск — стабильно напряженно
Ухудшилась ситуация и на Купянском направлении. Россияне сумели продвинуться к северу от города и, прибегая к своей традиционной тактике, теперь пробуют продвинуться с западного фланга Купянска.
Севернее противник понемногу расширяет плацдарм на правом берегу реки Оскол. Конечно, выход на другой берег этого природного рубежа представляет опасность. Но, несмотря на угрозу, россиянам не удалось существенно улучшить здесь свои позиции. Хотя это направление может быть довольно угрожающим, учитывая, что еще севернее у границы в районе поселка Милово они создали небольшой анклав. Однако ни ресурсов, ни сил развить его у противника пока, по-видимому, нет.
В районе Волчанска в июле также наблюдалась определенная активизация российских войск, однако на сегодняшний день здесь затишье.
Дорога на Славянск
К сожалению, фронт претерпел изменения и на тех участках, где украинские войска традиционно держали крепкую оборону. В частности, есть продвижение в Серебрянском лесу, что стало символом украинского сопротивления. Лишь одного взгляда на карту достаточно, чтобы увидеть "коридоры", пробившие российские войска в этом месте. Под ударом на границе серой зоны оказалось Торское, за которым виднеется уже силуэт Лимана.
Чуть южнее противник пытается добраться до еще одного стратегического города севера Донбасса — Северска. Фронт, который благодаря удачной обороне очень долго здесь был статичен, также претерпел изменения.
Намерения россиян очевидны: движение к Лиману и Северскому. Заключительным этапом должно стать Славянск. Насколько противник сможет увеличить здесь свои достижения, покажет время.
Костя в горле противника — Степногорск
В своей попытке показать активность по всей линии фронта россияне, конечно, не могли обойти Запорожское направление. В последней декаде июля они имели определенные успехи — им удалось занять поселок Каменское и часть села Плавные на берегу бывшего Каховского водохранилища.
Противник попытался продвинуться дальше. Стали появляться свидетельства, что некоторые русские солдаты доходили почти до Степногорска, но откатились назад. Видимо, попытки захватить поселок они будут предпринимать и дальше, но сегодня можно констатировать, что реализовать свои планы им не удается.
Сумской позитив
Не все направления в последнее время демонстрировали негативную динамику. Были и такие, где украинские войска достигли определенных положительных сдвигов. Речь идет, в частности, о Сумском направлении.
В июле здесь наблюдалось определенное продвижение россиян: им удалось занять поселок Яблоновка и продвинуться в сторону Юнаковки. Однако украинские бойцы отвергли их и уволили Кондратовку.
(Не)прорыв
И, вероятно, самая нашумевшая новость за последние несколько недель — сообщение DeepState о скором продвижении россиян более чем на 10 километров в глубь украинских территорий возле Красноармейска в начале августа.
Уже через несколько дней украинские войска частично отразили это выступление. Однако говорить, что ситуация на этом полностью иссякла, еще рано. Боевые действия продолжаются, полной информации обо всех населенных пунктах в этом районе пока нет.
Сегодня можно четко говорить об занятии украинцами Золотого Колодца, что действительно важно, поскольку рядом лежит одна из линий украинских укреплений. ВСУ еще раз доказали, что не потеряли способности локализовать такие прорывы.
Очевидно, что ситуация находится в развитии. Очень возможно, что где-то в российском Генштабе висит карта с большими и маленькими стрелками. Некоторые из них тянутся в Краматорск и Славянск, а какие-то еще дальше — в глубь Украины. Конечно, события последних недель не дают оснований для большого оптимизма, но мы не потеряли, по крайней мере, пока ни Красноармейск, ни Константиновку, ни Купянск. И есть все шансы выйти победителями в борьбе за них.
Напомним, россияне пытаются взять под контроль тот же Красноармейск еще с конца прошлого года — и безрезультатно. К тому же украинская армия еще раз доказала, что может достойно исходить из самых безнадежных ситуаций.