Обучение чтению на английском языке требует грамотного подхода, действенных методик и полезных материалов. В статье наставник учителей и специалист по обучению чтению на английском языке поделилась опытом и советами для преподавателей, включая выбор учебных пособий и использование игровых заданий. Узнайте, как быстро можно научиться читать и как развить у ребенка интерес к чтению. Обогатите свой педагогический арсенал вдохновляющими идеями, чтобы открыть и для ваших учеников двери в мир английской языка.
Почему вы решили заниматься обучением детей чтению?
Когда я работала в школе, моими первыми учениками были малыши, которые еще не умели читать. Я пробовала с ними разные методы обучения. Это было нелегко, особенно в условиях школы, где классы большие и деление на группы отсутствует.
Позже мне дали 5-7 классы, и я сразу поняла, что у некоторых детей даже в средней школе проблемы с чтением на английском языке. Тогда я начала искать метод, который был бы универсальным и подходил не только для малышей, но и для детей постарше. Экспериментируя, изучая тему и применяя свои идеи, я создала свою методику. Моя младшая сестра была моим первым и главным помощником в доработке методики. Когда ко мне начали приходить совсем маленькие ученики, я начала применять ее на них и увидела невероятно быстрые результаты. Именно тогда я поняла, что обучение чтению – это мое призвание.
Сейчас у меня ученики от 5 до 16 лет. Чаще всего ко мне приходят школьники с уже сформированными навыками чтения или дошкольники 5-7 лет, которые только начинают знакомство с английским языком, без какой-либо базы знаний. Когда ученику исполняется 16 лет, я завершаю его обучение, выдаю ему официальный диплом с моей печатью как подтверждение окончания моих курсов.
Есть ли разница обучению чтению дошкольников и школьников?
Да, разница действительно есть, и она ощутима.
С малышами-дошкольниками (5-6 лет), которые совсем не умеют читать, работать легче. Их мышление чисто, не заполнено ошибочными подходами или неправильными ассоциациями. Важно с самого начала научить их правильному произношению и аккуратно выстраивать базу знаний.
В их обучении игра занимает важное место. Чтение по книгам для многих дошкольников них может показаться скучным, поэтому я активно использую игровые форматы. Например, карточки с буквами, которые прячу, чтобы дети их искали, подвижные игры с элементами обучения, интерактивные задания, где ребенок должен показать или найти букву, или слово. Такой подход позволяет удерживать внимание детей и помогать им усваивать материал, не перегружая их.
Со школьниками (8-9 лет и старше) работа строится иначе. Узнайте как именно в полной статье.
Какие трудности чаще всего возникают у детей разного возраста при обучении чтению?
У дошкольников (5-7 лет):
- Сложные буквосочетания: Одной из главных сложностей для малышей становится чтение сочетаний, где две буквы произносятся как один звук. Например, «ee» – долгий звук «и», «s» + «h» – звук «ш», «c» + «h» – звук «ч».
Такие сочетания часто требуют дополнительного внимания и объяснений, поскольку в английском языке много исключений. - Путаница при обучении сложным звукам. Например, буква «c» может обозначать звук «к» в словах типа «cat» или звук «с» в словах типа «city». На начальном этапе я обычно объясняю букву «c» как «к», так как слова с этим вариантом звучания проще для восприятия.
- Понимание правил и исключений. Изучение исключений, например, звуков, которые не произносятся («silent letters»), может вызывать путаницу у дошкольников. Здесь важно использовать визуализацию, игровую методику и частые повторения.
Какие проблемы у школьников (7–11 лет) и подростков (12 лет и старше) читайте тут.
Какие навыки и умения развиваются в процессе обучения чтению?
Обучение чтению помогает ребенку развивать широкий спектр когнитивных, лингвистических и творческих навыков, которые пригодятся не только в учебе, но и в повседневной жизни:
- Расширение словарного запаса.
- Понимание контекста.
- Развитие памяти.
- Воображение.
- Навык выразительного чтения.
В чем особенность вашей методики обучения чтению?
Особенности моего подхода:
- Индивидуализация.
- Игровой формат.
- Изучение звуков без привязки к алфавиту.
- Постепенное усложнение.
- Чтение слов по слогам сначала из двух фонем, потом из трех и четырех и постепенное развитие беглости речи.
Кроме занятий на уроке, я всегда даю задания на дом и записываю правильное произношение для родителей, чтобы они могли проконтролировать процесс. Родители записывают незаметно от детей для меня аудио, как ребенок читает, чтобы я могла оценить его прогресс и внести коррективы.
Таким образом, моя система позволяет детям быстро и эффективно осваивать навыки чтения, делая процесс интересным и увлекательным.
Как быстро можно обучить ребенка чтению?
Обучение чтению с нуля может занять всего 2 недели.
Занятия с дошкольниками длятся 20 минут. Уроки проходят 5 дней в неделю. Первые 10 минут посвящены изучению разговорной лексики: вопросы о настроении, погода, базовые темы. Мы начинаем с небольшой разминки, например, песни «If I'm happy, happy, happy». Оставшиеся 10 минут уделяются чтению. Регулярные короткие занятия позволяют детям запоминать за 2 недели материал без перегрузки.
Занятия для школьников длятся 1 час и обычно проводятся дважды в неделю. Этот формат лучше подходит для детей старше 7 лет, учитывая их школьную нагрузку. Процесс обучения идет медленнее из-за меньшей частоты занятий и отвлекающих факторов (домашние задания, кружки и т.д.). У тех детей, у кого есть сильное желание учиться, освоить базовые навыки чтения можно примерно за 2 месяца. Однако дети, которые не мотивированы или чьи родители не обращают внимания на их успехи, к сожалению, остаются на том же уровне чтения.
Изначально я думала, что можно научить всех. Но в школе я столкнулась с реальностью: обучение напрямую зависит не только от учителя, но и от желания ученика, а также поддержки со стороны родителей.
Какие игры и упражнения делать с детьми, чтобы учиться читать?
Моя методика включает игровые подходы, которые делают обучение увлекательным и понятным для детей.
Примеры упражнений для тренировки чтения:
- Игра «Найди звук». Я показываю карточки с буквами, прячу их, а ребенок должен найти нужную букву из набора своих карточек и произнести ее.
- Прыжки по звукам: я пишу на стикерах буквы и звуки. Ребенок должен передвигать персонажа по ним, называя звуки по порядку или выполняя задания, например, найти определенный звук. Это упражнение помогает развивать внимание и закреплять, какая буква дает определенный звук.
Что делать, если ребенку не дается чтение?
В моей практике был случай. У меня была ученица, которая плакала, кричала, хотела к маме, и полностью игнорировала урок. Я решила не давить на нее, а просто продолжать вести занятие, словно разговаривая со стеной. Я использовала игрушки, которые надеваются на руку, и продолжала играть. В какой-то момент ребенок услышал какое-то слово, которое привлекло его внимание, и повернулась ко мне. Самое удивительное, что даже несмотря на слезы, ребенок запомнил новые слова, которые я произносила во время занятия. Этот случай стал для меня уроком: терпение и спокойное продолжение работы способны заинтересовать ребенка, даже если он находится в стрессовой ситуации. Именно это помогло мне понять, что я могу найти подход к каждому ребенку.
Как исправлять ребенка, если он неправильно произносит?
Я придерживаюсь нескольких принципов, которые выработала за годы работы.
Во-первых, наблюдение и самокоррекция. Пока ребенок читает текст, я не вмешиваюсь. Часто ребенок сам осознает ошибки, когда читает следующее знакомое слово, возвращается и исправляет произношение слова. Это важный этап самостоятельного обучения.
Во-вторых, целенаправленная работа над ошибками. Если какая-то ошибка повторяется часто, я готовлю специальные упражнения на следующем уроке, чтобы закрепить правильное произношение и больше не повторять одну и ту же ошибку.
В-третьих, индивидуальный подход. Все дети по-разному реагируют на исправления, поэтому я корректирую произношение только там, где это необходимо, чтобы не перегрузить ребенка исправлениями.
По каким учебникам чтения работать и как прокачивать свои навыки преподавателям и как работать с родителями для укрепления навыков чтения вне уроков читайте в полной статье.