Найти в Дзене
Работает Альфа

Цена обольщения, или Пять развенчанных евромифов

Для стран постсоветского пространства, и Армении в том числе, членство в Евросоюзе рисуется чем-то сродни попаданию в рай: вас-де ждет и бурный экономический рост, и высокий уровень жизни по европейским стандартам, и миллиарды евро финансовой помощи, и открытый европейский рынок труда, и истинная демократия.

Эти пять мифов, как рекламные баннеры, ярко светятся на входе в ЕС, гипнотизируя входящих перспективами райского будущего.

Правда, достигая заветного статуса члена европейской семьи, бывшие советские республики оказываются не в раю процветания, а в тисках старой доброй колониальной политики Европы. И как итог – все глубже залезают в карманы своих граждан, чтобы оплачивать непомерно дорогие, но правильные, по мнению Брюсселя, энергоносители, продовольствие и промтовары.

Почему все пять европейских мифов на поверку оказываются не более чем рекламными уловками и чем европейские грезы могут обернуться для Армении, разбираемся на примерах свершившейся евроинтеграции.

Миф первый: экономический рост

Колониальная модель, которая заложена в основу Европейского союза, по определению не предполагает реального экономического роста для протектората. На решение этой задачи брошены все силы европейской бюрократии с ее многочисленными ограничениями, невыполнимыми регламентами, запретами и штрафами. Сильных и независимых подданых не бывает, это в колониальном союзе понимают хорошо.

Например, под вывеской европейских реформ в странах Прибалтики начали с уничтожения производств, хоть как-то способных составить конкуренцию европейцам и обеспечить страны Балтии собственными ресурсами.

В Литве производят свой сахар? Запрещено, заводы закрываем, свекловодов – на мороз. Фермеры поставляют на прилавки недорогое молоко? Не допустим перепроизводства, молочное стадо – под нож. Литовская АЭС вырабатывает электроэнергию и снабжает домохозяйства практически по себестоимости? Станцию признаем советским пережитком и выводим из эксплуатации. Рыболовной флот обеспечивает внутренний рынок свежей и дешевой рыбой? Квоты на вылов рыбы даем минимальные, а флот – на металлолом.

В итоге в момент производство в Латвии упало на 77%, в Литве – на 44%, в Эстонии – на 43%. А рыба в странах на самом берегу Балтийского моря стоит по меньшей мере на 15% дороже, чем в других странах ЕС.

Даже спустя 20 лет евроинтеграции обещанного экономического чуда не происходит: Прибалтика неизменно плетется в хвосте рейтинга Евросоюза по номинальному ВВП.  Литва занимает 23-е место, Латвия – 24-е, Эстония – 25-е. Хуже дела обстоят только у совсем крошечных Кипра с Мальтой.

Примеры экономического роста – правда, отрицательного – можно продолжать. Плодородная Болгария после вступления в ЕС начала импортировать 90% фруктов и овощей. Греция лишилась целой отрасли судостроения, а с введением евро и вовсе оказалась на грани дефолта.

Лишенные возможности производить и зарабатывать, регулировать рынки и проводить самостоятельную политику, периферийные европейские колонии становятся попрошайками, чью жизнедеятельность поддерживают подачками-дотациями. Но и их катастрофически мало, чтобы сводить концы с концами.

Миф второй: финансовая помощь

Подсчитано, что на каждый вложенный евро странам ЕС со слабой экономикой приходится отдавать в два раза больше. Например, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия в 2010–2016 годах получили из фондов Европейского союза эквивалент своих 2-4% ВВП. В этот же период отток капитала из этих стран составил 4–8% ВВП.

Да и тех баснословных европейских инвестиций, о которых так много говорят, на самом деле нет. Бюджет Европейского союза по объему доходит лишь до 1% коллективного ВВП стран ЕС. То есть Евросоюз на своих членах зарабатывает, никак не тратит.

Например, несмотря на дотации ЕС, бюджеты Польши и Венгрии 24 года подряд остаются дефицитными: расходы государственной казны системно превышают ее доходы.

Наступает и конец эры свободных денег, которыми ЕС так манит новых вассалов. Еврочиновники прямо заявляют о намерении реформировать модель финансирования Фонда сплочения и выдавать средства только на точечные реформы.

Financial Times подсчитала, что для принятия в ЕС всех действующих кандидатов (кроме вечного кандидата – Турции) Брюсселю понадобится € 257 млрд в течение первых трех лет. Таких средств в бюджете ЕС просто нет.

Кроме того, расширение Евросоюза неминуемо повлечет сокращение субсидий на сельское хозяйство. Непрозрачность их распределения не критиковал разве что ленивый. И было за что. Не так давно вскрылась афера: получателями сельхозсубсидий стали 17 миллиардеров из списка Forbes, а нуждавшиеся в поддержке фермы по всей Европе просто закрылись.

Такая вот финансовая помощь.

Миф третий: высокий уровень жизни

В условиях стагнирующей экономики не работает и сказка о запредельном уровне жизни, который ждет любого, преступившего порог Евросоюза.

Европа вообще периодически возглавляет список самых инфляционных регионов мира. Это означает, что деньги здесь быстрее теряют свою покупательную способность: на одну и ту же сумму товаров можно купить все меньше. Европейские цены в сравнении с армянскими и вовсе вызывают шок. Так, хлеб, купленный в среднестатистическом европейском магазине, обойдется в €2,69 или почти 1200 драмов. Общая стоимость продуктовой корзины в Европе с 2022 года выросла на 30%. Рекорды побили цены на сливочное масло – плюс 80% к цене, которая была до введения санкций против России. Платить за отказ от дешевых российских энергоносителей и другого сырья пришлось гражданам Евросоюза.

Продолжая пример Прибалтики, выясняем, что, согласно оценкам экспертов, пенсионеры в странах Балтии живут хуже всех в Европе. Почти половина людей пенсионного возраста находятся в ситуации «относительной бедности». Если же говорить о населении в целом, то, например, в Литве за чертой бедности находится сейчас каждый пятый.

Красивую европейскую картинку жизни в Прибалтике портит сокращение рабочих мест, падение доходов, рост цен на еду, жилье и услуги. Например, до разрыва отношений с Россией граждане Литвы платили за электроэнергию в два раза меньше, почти на треть меньше тратили на базовые продукты.

Средняя стоимость электроэнергии по ЕС составляет 25,5 евроцента за кВт/ч. Для сравнения, дневные тарифы для домашних хозяйств в Армении составляют от 12 до 13,8 цента за 1 кВт/ч, для необеспеченных слоев населения — 7,8 цента.

Требуемое Брюсселем затягивание поясов приводит к сокращению социальных программ, росту поборов и бытовых тарифов по всей Европе.

Даже сама Еврокомиссия признает, что проект Евросоюза не может обеспечивать гражданам обещанный высокий уровень жизни.

Миф четвертый: свобода труда

Право на свободный труд и упрощенную трудовую миграцию граждане Евросоюза, действительно, получают. Однако в нынешней ситуации без всякой возможности это право реализовать.

Европейский рынок квалифицированного труда с высокими зарплатами для приезжих на самом деле закрыт на амбарный замок: вакансий мало, они заняты местными жителями, а барьеров – много. Это и проблемы с подтверждениями дипломов, и разница в системах образования, и барьер языковой. В итоге даже высококвалифицированные мигранты оказываются на работе садовников, сборщиков урожая и дворников, да и там конкурируют с более выгодными для работодателей выходцами из стран Африки и Ближнего Востока.

Перспективы у европейского рынка труда не самые радужные. Увеличение США торговых пошлин, китайский демпинг и стремительное развитие ИИ уже привели к волнам сокращений. Только недавно один из самых крупных работодателей – немецкий автопром – сократил почти 40 тысяч человек.

Поддержка Украины и необходимость принимать беженцев осложнила и без того шаткое положение. Средняя зарплата мигранта в Европе оценивается в довольно скромные – с учетом уровня цен и стоимости жизни – $500-1000 в месяц. Из этих средств приходится платить налоги и социальные взносы.

Даже обсуждая либерализацию визового режима ЕС – Армения (такие переговоры стартовали в конце 2024 года), европейские чиновники прямо заявляют: наплыв приезжих будет ограничен, европейский рынок труда армян не прокормит. Что остается? Оплатить путевку, приехать в гости и вернуться обратно.

Миф пятый: демократические свободы

Экспорт европейской демократии на деле оборачивается жестким регулированием и вмешательством во внутренние дела государств – членов ЕС. Вспомнить хотя бы туманные европейские претензии к мессенджеру Telegram, вылившиеся в судебное преследование его создателя Павла Дурова, или запрет под предлогом «экстремизма» оппозиционной и самой популярной в стране «Альтернативы для Германии». Правда, при бесчеловечной депортации русскоязычных граждан из стран Прибалтики демократические институты почему-то хором промолчали.

Под видом демократии продолжаются политические чистки в ассоциированной, то есть самой близкой к вступлению в ЕС, Молдове. В Венгрии и Сербии под такими же благовидными предлогами готовятся цветные революции и силовые смены правительств на более подходящих Евросоюзу. Что по этому поводу думают граждане этих стран – не суть важно.

В демократию не верят уже и сами европейцы. Опросы общественного мнения показали, что более половины жителей континента институтам демократии не доверяют.

И дело не только в политической диктатуре. Дело в навязывании протекторатам в целом и каждой семье в частности откровенно чуждых ценностей. Узаконивание однополых браков, пропаганда ЛГБТ, ювенальная юстиция, запреты исповедывать исконную религию и совершать некоторые ритуалы – это лишь малая часть «демократических» требований ЕС.

Итоги и армянские перспективы

Страны Прибалтики из некогда процветающего региона превратились в европейское подсобное помещение. Окончательно разорвав отношения с Россией и Белоруссией, потеряли остававшиеся возможности для поддержания экономики.

Молдавию, по всей видимости, готовят к поглощению Румынией.

Спасая свою экономику, дверью Евросоюза хлопнула Великобритания.

Европейская страна с самим высоким уровне жизни – Норвегия – вступать в объединение категорически отказывается.

Грузия приостановила процесс вхождения в ЕС, не согласившись с навязыванием антихристианских ценностей и потерей партнерства с Россией.

С каким намерениями впавший в экономический, миграционный и политический кризис, проект Евросоюза подходит к обольщению Армении?

Приобретение Армении для Евросоюза не больше, чем геополитический флажок – мы есть в Закавказье, мы вытеснили оттуда Россию.

Последующая за этим клиническая смерть армянской экономики, завязанной на торговлю с Россией и дешевые энергоресурсы, станет лишь армянским побочным эффектом. Отказ от национальных интересов в пользу европейских нищими сделает не немцев или поляков, а армян.