Найти в Дзене
Бытовая техника Kitfort

Почему "Убить Билла" - лучший фильм Квентина Тарантино? Часть 2.

Разобравшись с делами в Японии, Невесте остается только наведаться в родную Америку в поисках оставшихся членов отряда «Смертоносные гадюки» и того, кто ответственен за резню в часовне «Две сосны». После всех испытаний останется убить лишь одного. Останется только убить Билла.

Вступление сразу показывает нам Невесту, которая направляется в дом к Биллу.
Вступление сразу показывает нам Невесту, которая направляется в дом к Биллу.

Хоть первый фильм был перенасыщен жанровыми цитатами, оммажами и теплой синефильской любовью к жанровому кино, вторая часть картины показала как много Тарантино-рассказчик приготовил для второй половины своей амбициозной истории о мести. «Убить Билла. Часть 2» отличается от первой так же сильно, как и в то же время похож на нее. На смену самурайской эстетике пришел гонконгский боевик. На этот раз с вестерном режиссер начал смешивать картины о боевых искусствах. В фильме нет массовых побоищ, только жесткие схватки один на один, наполненные стильной хореографией и впечатляющей жестокостью. Но чего действительно стало больше так это разговоров. Зритель наконец получает ответы на часть своих вопросов, оставшихся со времен первого фильма. Нам подробно показывают, что случилось в несчастной часовне во время венчания. Шикарный черно-белый пролог не только показывает нам Билла, которого до этого ни разу не показывали, но и постепенно объясняет природу их с Невестой отношений.

Непобедимый враг наконец-то обретает лицо.
Непобедимый враг наконец-то обретает лицо.

Вторая часть оказывается гораздо более многословной и нарративно наполненной. У всех персонажей вырисовываются отношения, часть врагов Невесты на дух не переносит друг друга, а финальное противостояние преподносит не меньше сюрпризов, чем оба фильма вместе взятые. Тарантино не хочет объяснять слишком много, так что в пространстве картины продолжают существовать убийцы, которые выполняют заказы за баснословные деньги. Они проходят обучение у древних китайских мастеров и владеют самурайскими клинками от еще одного мастера, на этот раз из Японии. Всем этим явлениям едва ли есть объяснение, и картина только выигрывает от такого сдержанного раскрытия деталей. Мир фильма едва ли стал интереснее, если бы нам все объяснили, а вот нашему воображению определенно есть где поработать, ведь всяких мелочей в картине полно.

Элл Драйвер точно занимает место среди лучших злодеев Тарантино.
Элл Драйвер точно занимает место среди лучших злодеев Тарантино.

Сдержанный темп по началу искренне удивляет. После стремительных событий первой картины ожидаешь такого же ударного продолжения, но вместо этого режиссер предпочитает медленно разыгрывать свои карты по очереди, чтобы к концу напряжение достигло своего пика. Сфокусированность на боевых искусствах подарила нам не только запоминающиеся драки, но и великолепный центральный эпизод, в котором нам показывают прошлое Невесты и ее тренировки у мастера боевых искусств Пэй Мея. Персонаж был полностью позаимствован Тарантино из старых гонконгских боевиков и приукрашен легендой собственного изобретения. Седовласый старец с длинными волосами и невероятно густыми бровями брутально тренирует героиню и учит пробивать кулаком противника, пока он всего в паре сантиметров. Сегмент снят на нарочито зернистую пожухлую пленку, чтобы сегмент выглядел неотличимо от картин 70-х.

Безупречная стилизация под гонконгские боевики 70-х.
Безупречная стилизация под гонконгские боевики 70-х.

Суровые тренировки призваны не только показать стоический характер главной героини, но и подвести нас к самой эффектной сцене фильма. Закопанная братом Билла Невеста будет проламывать деревянную крышку кулаком и выбираться из могилы, чтобы в очередной раз избежать смерти и устремиться навстречу своей цели. Тот самый брат Билла столкнется с Элл Драйвер – женщиной, которая пыталась отравить Невесту в самом начале первого фильма. Эпизод со змеей в чемодане денег стал культовым не просто так. Майкл Мэдсен и Дэрил Ханна играют лучшие роли в карьере, не смотря на то, что сам эпизод длится не так уж много. Харизмы и актерского мастерства обоих хватает на создание прекрасной в своей напряженности и жестокости сцены.

Майкл Мэдсен без труда играет лучшую роль в карьере.
Майкл Мэдсен без труда играет лучшую роль в карьере.

Брутальная схватка с Элл Драйвер разделяет картину пополам, и после этого на экране еще очень долго не произойдет ни единой смерти. Отработав обязательные стычки с последними врагами из списка, Тарантино наконец-то с удовольствием принимается делать то, что любит больше всего – писать филигранные диалоги и давать героям выговориться как следует перед финалом. Сцены становятся больше похожи на театральную постановку, фразы становятся длиннее, а размышления глубже. Словно режиссеру нужно восполнить тот дефицит многословной болтовни, образовавшийся из-за того, что первому фильму категорически некогда было распыляться на пространные речи. В распоряжении второго фильма оказывается почти час хронометража, который умело будет потрачен на безупречно написанные, а самое главное очень интересные словесные дуэли.

Майкл Паркс играет в обоизх фильмах разные роли.
Майкл Паркс играет в обоизх фильмах разные роли.

Встреча с Биллом становится совершенно не тем, чего можно было бы ожидать от картины, в которой счетчик убийств героини переваливает за сотню еще в первой части. Невесте предстоит встреча с человеком, который все еще любит ее, хоть и довольно своеобразно. Но что самое важное – она тоже любит его. Хоть название фильма и окажется правдивым, и Билл будет убит, в этой победе будет чувствоваться трагизм, окрашивающий историю новыми тонами. Героям дадут обсудить их разногласия, нам покажут еще один флэшбек, дающий важный контекст, а природа их отношений станет чуть более ясной. Невеста оказывается ровно той, кем мы ее видели все это время – хладнокровной убийцей, не щадящей никого, кто встанет у нее на пути. Благородная цель в виде мести оправдывала ее чрезмерную кровожадность, а обстоятельства выстраивались так, что иногда у нее просто не было выбора. Но дело в том, что она была такой и до клинической смерти и кажущейся потери ребенка. И Билл был единственным мужчиной, рядом с которым она могла чувствовать себя на своем месте. Жалкая попытка бегства была бегством от самой себя, хоть в глубине души она и понимала, насколько большую ложь она пытается доказать самой себе.

Билл, как и Хан Соло, стреляет первым.
Билл, как и Хан Соло, стреляет первым.

Монолог Билла о Супермене и Кларке Кенте наглядно иллюстрирует положение Невесты в мире. Она не человек, надевающий маску. Она убийца, которая пыталась притвориться нормальным человеком. Финальное противостояние не становится затяжным поединком, а оканчивается меньше чем за минуту. В этой изящной быстроте и принятии Биллом своей судьбы есть особая красота, ставящая финал фильма на ступень выше по сравнению с большинством триллеров о мести. Тарантино меньше играет в стилизацию, а больше поддается собственному чутью и демонстрирует очень зрелый подход к завершению картины. Наигравшись в самурайский боевик, вестерн, фильм о боевых искусствах и много что еще, он к финалу оставляет постмодернистскую игру и наконец-то добавляет героям человеческие черты. Они больше не похожи на героев комиксов, они становятся объемнее. В первой части фильма фигура Билла напоминала того самого Будду, которого сможет разрубить клинок Хаттори Ханзо. Во второй же части Тарантино низвергает его до взрослого человека, который хоть и жалеет о своих поступках, не намерен меняться и собирается честно остаться таким какой есть. И смерть такого живого человека воспринимается гораздо интереснее, чем смерть очередного едва ли победимого криминального босса.

Последний удра, разрывающий сердце злейшего врага.
Последний удра, разрывающий сердце злейшего врага.

Красота финала не просто в том, что умирает персонаж, наконец-то обретший на экране плоть и кровь, а в том, что это единственное убийство, которое нанесет рану главной героине. Несгибаемая и непобедимая, она проронит слезу только после убийства того, кого некогда любила всей душой. Но то, что она обретет в результате этой победы будет стоить для нее всех нечеловеческих усилий и ран, сопутствующих ее мести. «Убить Билла» заканчивается однозначно и элегантно, демонстрируя редкий случай Тарантиновского хэппи-энда. Он дает героине гораздо больше, чем она ожидала и даже заслуживала, и финальные кадры показывают нам, что она точно будет ценить этот дар, посланный ей творцом.

Невесту будет дана редкая возможность среди тарантиновских героев - выплакаться и жить дальше.
Невесту будет дана редкая возможность среди тарантиновских героев - выплакаться и жить дальше.

«Убить Билла» не просто самый насыщенный фильм Тарантино, смешивающий в себе, казалось бы, несовместимые вещи в безумных количествах. Не просто до слез трогательное любовное послание любимому кинематографу. Картина стала фактически его магнум опусом и редким примером того, когда огромная амбиция молодого режиссера полностью оправдывается и приносит плоды потрясающей красоты. Это поэтичная и нежная история, обвинять которую в кровожадности кажется просто глупым. Это всего лишь способ связать слова в единое произведение, в каждом кадре которого чувствуется как много от себя вложил режиссер в этот фильм. Четвертый фильм Квентина Тарантино стал безусловно успешным, а его дальнейшие работы только сильнее развивали его идеи, стиль и становились все сложнее и комплекснее. Но именно фильм о Невесте стал его лучшей работой, которую даже не имеет смысл перепрыгивать. Она безупречна в своей красоте и кристальной ясности, а это качество по-настоящему прекрасного фильма.