Найти в Дзене

«Москва» и «Петербург» вернут парадный блеск Ленинградскому вокзалу

К двум огромным мозаичным панно готовят главный зал старейшего вокзала столицы. После модернизации здесь будет больше света, воздуха и торжественности — как задумывали авторы XIX века. Главные герои обновления — два монументальных полотна с панорамами столиц. На визуализациях в центральном холле над галереями отчётливо читаются:
— слева панорама Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, бриг «Алые паруса»),
— справа — Москва (Храм Христа Спасителя, Кремль, собор Василия Блаженного). Исторически здание Ленинградского вокзала служило дебаркадером — большим крытым пространством для приёма поездов. За десятилетия оно «обросло» лестницами, переходами и вставками, из-за чего исчезло ощущение единого, высокого зала. При реконструкции эти элементы упорядочат и расчистят, чтобы вернуть парадный масштаб и сделать интерьер светлым и просторным. Максим Козлов — один из самых заметных молодых монументалистов Москвы. Его команда делала 12 мозаичных панно с рыбами для станции «Нагатинский Затон» Б
Оглавление
Художественный нейро-арт коллаж
Художественный нейро-арт коллаж

К двум огромным мозаичным панно готовят главный зал старейшего вокзала столицы. После модернизации здесь будет больше света, воздуха и торжественности — как задумывали авторы XIX века. Главные герои обновления — два монументальных полотна с панорамами столиц.

Что появится

  • Два панно — «Москва» и «Петербург». Каждое — около 84 м в длину и почти 5 м в высоту; суммарно это ≈830 м² мозаики. Материал — смальта в смешанной технике с элементами «римской» кладки. Автор — художник-монументалист Максим Козлов.
  • По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, это будут ключевые визуальные акценты и новая достопримечательность вокзала.

На визуализациях в центральном холле над галереями отчётливо читаются:
— слева панорама Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, бриг «Алые паруса»),
— справа — Москва (Храм Христа Спасителя, Кремль, собор Василия Блаженного).

Зачем это делают

Исторически здание Ленинградского вокзала служило дебаркадером — большим крытым пространством для приёма поездов. За десятилетия оно «обросло» лестницами, переходами и вставками, из-за чего исчезло ощущение единого, высокого зала. При реконструкции эти элементы упорядочат и расчистят, чтобы вернуть парадный масштаб и сделать интерьер светлым и просторным.

Сроки модернизации и как сейчас работает вокзал

  • Здание закрыто на ремонт с 11 августа 2024 года. Железнодорожное сообщение не прерывалось: поезда ходят по расписанию, изменены только маршруты прохода через площадь и парковку.
  • Завершение модернизации ориентировочно — конец 2025 — начало 2026 года.

Кто автор панно

Максим Козлов — один из самых заметных молодых монументалистов Москвы. Его команда делала 12 мозаичных панно с рыбами для станции «Нагатинский Затон» Большой кольцевой линии: карась, щука, бычок и др. Эти работы хорошо известны пассажирам и критикам.

Коротко об истории Ленинградского вокзала

  • Это первый железнодорожный вокзал Москвы, построенный в 1840-х — начале 1850-х годов по проекту Константина Тона. Первый поезд между Санкт-Петербургом и Москвой отправился в 1851 году.
  • Вокзал — часть узла «Три вокзала» на Комсомольской площади и один из самых загруженныхжелезнодорожных хабов страны.
  • Дебаркадер с металлическим шедовым перекрытием — характерная черта первоначальной конструкции; в XX веке его перестраивали, а простор дебаркадера частично заняли залы и сервисы.

Что получат пассажиры

  • Цельное пространство главного зала без визуального «шумa».
  • Новые маршруты движения с более ясной навигацией.
  • Наследие и искусство на пути к поезду: две панорамы, которые станут точкой притяжения и местом встреч.
  • Фотогеничный интерьер — современный, но с уважением к исторической идее большого парадного зала. (Обобщение по материалам проекта и заявлениям Москомархитектуры.)

Иллюстрации

  • Фото 1. Проектное решение, центральный холл Ленинградского вокзала. Слева вверху — мозаичное панно с видами Санкт-Петербурга (бриг «Алые паруса», Петропавловская крепость). Справа вверху — панно с видами Москвы (Храм Христа Спасителя, Кремль, собор Василия Блаженного).
  • Фото 2. Проектное решение, правая часть центрального холла. Над галереей — панно «Москва» (Храм Христа Спасителя, Кремль, собор Василия Блаженного).
📷 1.1: Проектное решение, центральный холл Ленинградского вокзала. Слева вверху — мозаичное панно с видами Санкт-Петербурга (бриг «Алые паруса», Петропавловская крепость). Справа вверху — панно с видами Москвы (Храм Христа Спасителя, Кремль, собор Василия Блаженного).
📷 1.1: Проектное решение, центральный холл Ленинградского вокзала. Слева вверху — мозаичное панно с видами Санкт-Петербурга (бриг «Алые паруса», Петропавловская крепость). Справа вверху — панно с видами Москвы (Храм Христа Спасителя, Кремль, собор Василия Блаженного).
📷 1.2: Проектное решение, правая часть центрального холла. Над галереей — панно «Москва» (Храм Христа Спасителя, Кремль, собор Василия Блаженного).
📷 1.2: Проектное решение, правая часть центрального холла. Над галереей — панно «Москва» (Храм Христа Спасителя, Кремль, собор Василия Блаженного).

Итог

Ленинградский вокзал возвращается к своей изначальной логике «большого зала», а две мозаики превращают его в публичную галерею между Москвой и Санкт-Петербургом. После реконструкции пассажиры будут не просто спешить к поездам — они задержатся на пару минут, чтобы поднять голову.

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники: Правительство Москвы, АО "Мосинжпроект", интернет-ресурсы.

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересна тема железных дорог рекомендуем подборку: МЦД/ЖД