«Сделаю себе филлеры, приведу лицо в порядок», «Все проблемы решаются у косметолога, были бы средства!»… Инъекционная косметология уже стала панацеей от любых эстетических проблем, особенно на фоне возрастных изменений. Но какие неочевидные последствия скрывают в себе модные «техники омоложения»? Объясняет ведущий эксперт нашего женского пространства IQ Ladies.
1. Коррекция овала «гиалуронкой»
Пожалуй, одна из самых популярных «омолаживающих» процедур последних лет — это контурная пластика лица филлерами с гиалуроновой кислотой.
Объемный филлер выполняет сразу две задачи:
- Создание нужного контура. При помощи объемного филлера мастера инъекционной косметологии создают нужные очертания в области скул и подбородка.
- Маскировка несовершенств. Филлер также вводят в мягкие ткани для маскировки эстетических дефектов с разницей в объемах тканей: морщин, глубоких заломов, носогубных складок и т. д.
Но, увы, такая методика «омоложения» может приносить больше вреда, чем пользы.
Да, с возрастом наше лицо «плывет» вниз. Снижается выработка коллагена и эластина в клетках-фибробластах глубокого слоя кожи (дермы), атрофируются глубокие жировые пакеты, которые создают очертания лица, ослабевают лицевые связки. В результате мягкие ткани начинают провисать, и «треугольник молодости» переворачивается — нижняя треть лица прибавляет в объеме, начинает «оплывать».
И вот, мы пытаемся исправить положение филлерами. Но, во-первых, гиалуроновая кислота — это гидрофильное вещество. Она притягивает и удерживает жидкость из клеток и межклеточного пространства. А, во-вторых, объемный филлер в мягких тканях нарушает местную микроциркуляцию: передавливает кровеносные и лимфатические сосуды.
В итоге вместо подтянутого «помолодевшего» лица мы получаем повышенную отечность и добавление объема в и без того чувствительной к объемам зоне. Лицо постепенно становится более одутловатым.
Но и это еще не все. Недавние исследования показали, что филлеры гиалуроновой кислоты — вовсе не такое «временное» решение, как кажется. Многие косметологи обещают, что филлеры постепенно растворяются в течение 6–18 месяцев. Но исследования выявили, что гиалуроновая кислота может оставаться в мягких тканях более 10–15 лет и постепенно мигрировать.
И тут мы сталкиваемся с еще одной проблемой — накопительным эффектом. В погоне за подтянутым овалом многие женщины делают филлеры с ГК на регулярной основе — как только снижается эффект от предыдущих «уколов красоты», и очертания теряют четкость. Из-за этого в мягких тканях накапливается все больше гидрофильного материала, микроциркуляция еще сильнее нарушается, отечность растет.
И, казалось бы, проблема решаема при помощи гиалуронидазы — вещества, которое помогает ускорить рассасывание филлера. Но, во-первых, в косметологии его используют «off-label» — то есть, НЕ по показаниям в инструкции, а на свой страх и риск, без каких-либо гарантий от производителя.
Во-вторых, гиалуронидаза может рассасывать не только филлер, но и нужные лицевые структуры. Это вещество с пролонгированным эффектом, оно остается в тканях до 20 месяцев. И, помимо гиалуроновой кислоты, может атаковать полисахарид хондроитин, который входит в состав наших хрящей, связок и костей.
И, в-третьих, гиалуронидаза вовсе не гарантирует удаление «лишнего» филлера. Чтобы ввести ее в нужную область, нужно знать точное расположение филлера после введения и миграции. Для этого нужны полноценные обследования и визуальная диагностика с МРТ и УЗИ мягких тканей. Но в кабинете косметолога зачастую доступен лишь укол гиалуронидазы в «предполагаемую» область филлера.
2. «Стимуляция коллагена» полимолочной кислотой и Радиесс
Еще одна филлерная техника — но более «свежая» и модная — это стимуляция выработки коллагена при помощи филлеров с полимолочной кислотой и гидроксиапатитом кальция (Радиесс).
Эти материалы сейчас на пике популярности благодаря двум особенностям.
Во-первых, «полимолочка» и Радиес не обладают гидрофильными свойствами и не притягивают к себе лишнюю жидкость. Поэтому риск отеков при объемной коррекции у них ниже, чем у гиалуроновой кислоты. Но он все еще остается: по данным исследований, около 43% случаев побочных эффектов от этих филлеров — именно повышенная отечность лица. Так происходит, потому что эти плотные филлеры серьезно нарушают микроциркуляцию в мягких тканях.
А, во-вторых, эти филлеры активно рекламируют за способность стимулировать выработку коллагена и эластина — структурных белков, которые синтезируются клетками-фибробластами глубокого слоя кожи (дермы), и делают кожу упругой, эластичной. Исследования подтверждают это свойство. Но какой ценой оно достигается?
Как и гиалуроновая кислота, гидроксиапатит кальция и полимолочная кислота — биоразлагаемые вещества. Но организм все же воспринимает их как чужеродные материалы. Поэтому с ними борется наша иммунная система. После введения филлеров у нас активируются «патрульные» клетки-макрофаги. Эти клетки должны поглощать чужеродные вещества. Но так как полимолочка и Радиесс не токсичны и не агрессивны, этого не происходит. Вместо уничтожения филлеров макрофаги начинают вырабатывать сигнальные белки-цитокины, которые запускают вялотекущий воспалительный процесс для постепенной нейтрализации чужеродных материалов.
Именно это «искусственное воспаление» после филлеров и запускает процесс «омоложения». При воспалениях у нас повышается активность регенерации кожи: клетки-фибробласты быстрее вырабатывают коллаген и эластин для восстановления «поврежденной» зоны.
В норме слабая и хроническая воспалительная реакция не вредит коже. Но проблема в том, что так происходит далеко не всегда. У многих людей макрофаги иммунной системы реагируют на филлер чересчур резко. И вместо слабого воспаления происходит мощная иммунная реакция: микрочастицы филлера буквально «облепляются» иммунными клетками и фиброзной тканью — тем самым «желанным» коллагеном, но в чрезмерном количестве.
В результате под кожей образуются одиночные или множественные гранулемы — уплотнения размером с фасолину или больше. При этом исследования показывают, что гранулемы могут формироваться НЕ сразу, а в течение 6–24 месяцев после введения филлера. А главное — ученые все еще не могут объяснить, почему конкретно это происходит. Такой побочный эффект может проявиться у каждого — даже если мастер подобрал оптимальную дозировку и не совершал ошибок при введении.
Но и это еще не все. Согласно недавним исследованиям, второе по распространенности осложнение (на первом месте отеки) — инфекции, 41% случаев. И это серьезная проблема: зафиксированы уже как минимум 9 случаев некроза (отмирания) тканей и слепоты после введения филлера.
При этом у полимолочной кислоты и гидроксиапатита кальция НЕТ вещества-рассасывателя, который можно было бы ввести для ускоренного удаления филлера. Поэтому при инфекции, стойкой аллергии, миграции или асимметрии филлеров остается лишь прямое удаление.
3. Нитевой лифтинг лица
Наконец, тройку самых популярных «омолаживающих» техник замыкает подтяжка лица нитями.
Это введение под кожу рассасывающихся нитей из биоразлагаемых материалов. Можно выделить 2 ключевых вида таких нитей:
- Мезонити. Полностью прямые, двойные или спиральные. У них принцип действия примерно тот же, что и у предыдущих плотных филлеров: мезонити вводят под кожу сеткой-каркасом для стимуляции выработки коллагена и эластина. Но при помощи некоторых техник мезонитями добиваются прямого и лифтинг-эффекта: например, вводят нити своеобразными «петлями» для подтяжки тканей.
- Нити с насечками (коги). Это нити со сцепляющими элементами: насечками, узелками-конусами. Такие нити вводят в кожу, фиксируют на определенных областях (чаще на скуловой связке) и натягивают: при этом насечки расправляются, сцепляются с мягкими тканями и подтягивают их в нужном направлении.
Опять же, звучит хорошо: исследования показывают, что легкий лифтинг-эффект действительно заметен первые 1–2 месяца после введения нитей (в том числе на фоне отечности после процедуры), а сами нити рассасываются, все временно и безопасно… Или нет?
Во-первых, лифтинг-нити работают «не на всех». Изначально они продвигались в азиатских странах, и корейские ученые отмечали их эффективность именно для азиатского типажа старения — мускульного. А это лица с плотной и упругой кожей, с крайне небольшим объемом подкожно-жировой клетчатки, с развитой лицевой мускулатурой. Лица с таким морфотипом очень долго остаются подтянутыми, — во многом именно отсюда и пошел миф о «вечномолодых азиатках», которые наверняка пользуются «секретными средствами».
Но для славян и европейцев характерны другие морфотипы — прежде всего усталый и деформационный. У этих типажей менее плотная кожа и менее выраженная мускулатура, зато более развитая подкожно-жировая клетчатка и объемные жировые пакеты. Отсюда и более заметный возрастной птоз: явные носогубки, брыли, второй подбородок…
И нити изначально НЕ предназначены для таких «объемным» морфотипов, особенно — при наличии избыточного веса. Из-за этого нити часто не выдерживают нагрузки: растягиваются и рвутся прямо внутри мягких тканей. В результате эффекта от процедуры или вообще нет, или он пропадает в течение первых дней-недель после введения.
А, во-вторых, у нитей есть целый ряд опасных осложнений. Согласно последним исследованиям и мета-анализам, с осложнениями сталкивается больше трети клиентов (34%):
- Смещение и прорезывание нитей. Одна из самых распространенных проблем: нити меняют свое положение под кожей, создают ассиметрию тканей, контурирование (просвечивание под кожей) и ямочки на коже. А при разрыве нити могут прорезываться и торчать из-под кожи своими кончиками.
- Рубцевание. Еще одно частое осложнение — фиброз. Причина та же, что и при гранулемах у объемных филлеров: иммунная система реагирует на нити слишком резко, организм начинает «обволакивать» чужеродный материал фиброзной тканью, — и мы получаем продолговатые рубцы, а также асимметрию мягких тканей.
- Повреждение нервов и сосудов. Нити могут повреждать кровеносные сосуды под кожей при введении, смещении или разрыве. Результат — нарушение кровообращения, заметные синяки и гематомы. Но куда опаснее повреждение лицевого нерва: оно грозит хроническим болевым синдромом, слабостью и параличом мимических мышц, асимметрией лица, проблемами со зрением.
- Инфекции. В норме нити — шовный материал, его используют в хирургии в условиях полной стерильности. Но в косметологии нити применяют без всех этих предосторожностей. Нестерильные поверхности, случайные прикосновения мастера к лицу, одежде и необработанным предметам… Но инфекция также может проникнуть через места проколов и деформационного прорезывания нитей: это своеобразные «входные ворота», которые остаются открытыми после процедуры.
Да, инъекционная косметология имеет много преимуществ: это быстро, удобно, выгодно… И с осложнениями сталкиваются далеко не все. Но риски такого «омоложения» все же весомые, поэтому их важно знать и учитывать.
И минутка рекламы:) Если вы хотите опробовать омолаживающие процедуры БЕЗ риска травматизации — приглашаем вас на антивозрастной массаж лица в нашей московской студии. В программу входит расслабляющий массаж для проработки мышечных зажимов и борьбы с морщинами, лифтинг-массаж для укрепления лицевого каркаса и борьбы с возрастным птозом, лимфодренажный массаж для избавления от отеков и другие мануальные техники, а также очищающие, увлажняющие и питающие маски для лица. Будем рады вас видеть!)
А какие рискованные процедуры для лица знаете вы? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Другие статьи по теме:
Эффект постаревшего лица: как сжатая челюсть искажает овал, и что с этим делать?
Кожа после менопаузы: правила ухода за лицом 45+
Милые девушки! Вы — наш главный источник вдохновения. Подписывайтесь, делитесь своим опытом в комментариях, задавайте вопросы!
И мы с радостью ждем вас в нашем женском пространстве IQ Ladies.
Любим вас)