Ребёнок идёт в садик, в школу, знакомится с новыми ребятами. А как понять, с кем дружить? Как научить ребёнка отличать настоящего друга от неискреннего, ненадёжного, токсичного? Советует психолог Светлана Филяева.
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт
Почти у каждого из нас, взрослых, есть воспоминания о таком «друге», который обижал, использовал, передаривал старые подарки, забирал лучшеи игрушки и забывал позвать к себе на день рождения… Как так получается, что дружба не приносит радости, а только расстраивает?
Дети любого возраста очень тяжело переживают предательство, обман, пренебрежение. Поэтому родителям важно говорить с ними о дружбе, помогать находить настоящих друзей, учить отличать их от тех, кто тебя не ценит. А как это сделать?
Для начала разберёмся, кто такие друзья. Это люди, с которыми нам интересно, с которым есть что-то общее. Что может объединять:
- интересы, например, компьютерные игры, домашние животные;
- пространство: бывает, мы дружим потому, что вместе ходим в школу, живём по соседству в городе или на даче;
- прошлое: в школе часто дружат ещё с садика;
- эмоциональный комфорт: характеры подходят, вместе друг с другом хорошо, можно спокойно чем-то поделиться, что-то делать вместе (смотреть мультики, пить чай);
- взаимопомощь: иногда важно встать с кем-то в пару, объединиться на экскурсии, договориться делать домашку по очереди. А бывает, что и все эти варианты совпадают.
Пока ребёнок маленький, задача родителей — помочь ему организовать пространство и придумать занятия, благодаря которым можно найти друзей. Предложить погулять вместе, отвести в кино, пригласить домой. Подсказать, с чего начать разговор, о каких увлечениях рассказать, чем поделиться. Кажется, что это всё очевидно, но для маленького ребёнка — вовсе нет.
С ребёнком надо разговаривать о том, что такое настоящая дружба, и обсуждать, как быть, если происходит что-то неприятное.
Без ссор и ошибок в дружбе не обойтись, друзья делают что-то не то, злятся и обижаются. И это нормально. Такое будет происходить время от времени.Сейчас мамы и папы после любого мелкого конфликта моментально начинают писать родителям другого ребёнка в мессенджеры («Займитесь уже воспитанием своего хулигана!»), включаются в отношения. Если речь не идёт о чем-то опасном, сдержите себя. Не надо вмешиваться, не надо сразу выносить вердикт: «Всё, это тебе не друг!». Лучше помогите ребёнку самому преодолеть конфликтную ситуацию, разобраться в ней и понять, что он сам думает и чувствует.
Друга можно назвать токсичным, если в отношениях с ним эпизоды недопонимания, конфликты случаются постоянно, ваш ребёнок практически всегда чувствует себя несчастным, обманутым.
Читайте также:
Скоро в первый класс: как помочь ребёнку найти друзей в школе?
Буллинг в детском саду. Травля или просто игра?
Какие бывают типы токсичных друзей?
Нарцисс
Ему нужно, чтобы друг его обслуживал, восхищался, соглашался, был всё время на вторых ролях. Ему необходимо безоговорочное подчинения, а друг воспринимается как свита. Такая дружба не развивает, не обогащает, а скорее травмирует.
Вечный конкурент
Человек, который постоянно вовлекает в соревнование, спор, кто прав, кто лучше, кто круче. Понятно, что в любой дружбе есть элемент конкуренции, — это нас развивает, подстёгивает лучше учиться, рисовать, чеканить мяч. Но вот этот тип — выматывающий, ребёнок устаёт от постоянного состязания.
Друг против кого-то
Такая дружба начинается с предложения: «А давай мы им всем покажем!». Как правило, дети совершают вместе не очень хорошие поступки, розыгрыши, подставы, но при этом друг другу не очень-то интересны.
Потребитель
Он появляется, только когда ему что-то нужно. Когда нужно списать домашку, поиграть с игрушкой. Или если у вашего ребёнка приближается день рождения и вы собираетесь устраивать большой праздник, то такой друг сразу объявляется: «Ты же меня пригласишь? Я тебя так люблю!».
Подстрекатель
Это такой серый кардинал, который сам остается в тени, но подговаривает ребёнка сделать что-то неприглядное: украсть конфету, утащить игрушку у кого-то в саду, нахамить учителю, разрушить чужой замок в песочнице. В итоге подстрекателю весело и интересно, а ваш ребёнок получает все шишки.
Ненадежный
Это тот, на кого нельзя положиться. Он то есть, то нет, по разным причинам. Это друг, который не ценит вашего ребёнка: может договориться поиграть вместе в субботу и забыть, взять и куда-то уехать, не предупредив. Если появляется кто-то третий, с интересными игрушками и породистыми котиками дома, «друг» сразу переключается. Такому человеку доверять не получается.
Фото: Freepik
Как быть, если ребёнок столкнулся с кем-то похожим, переживает? Не делайте выводы за него, помогите разобраться самому, например, так начав разговор: «Как думаешь, почему он так поступил? А ты бы так сделал?»Не надо давить: «А я тебе говорила»! Лучше — посидеть в обнимку, налить чайку, почитать вместе «утешительную» книжку, рассказать о похожих ситуациях в вашем детстве, посочувствовать, помочь ребенку залечить эту душевную рану.
Какие книги о дружбе почитать с ребёнком?
Разобраться в сложных отношениях помогают и хорошие книги.
1. Первой посоветую психологическую новинку «Ключ к себе. Книга для знакомства с самим собой». (Подойдёт детям от 5 до 9 лет).
Это очень милая книжка-картинка с богатым визуальным рядом. Тут рассматриваются разные вопросы к ребёнку: как ты можешь себя описать, что ты умеешь, чем интересуешься, какой ты?
Почему советую эту книжку? Для того чтобы найти друга, неплохо бы знать себя и ценить себя. Здесь есть и важная глава о том, как меня видят другие. То, как мы себя воспринимаем, может отличаться от того, как воспринимают нас другие. Поэтому важно, чтобы и родители говорили, какой ты. Весёлый, придумываешь истории, много читаешь, умеешь выбирать вкусную еду, делаешь классные поделки.
Заходите на наш сайт: https://www.kanal-o.ru
Подписывайтесь на нас!
В Телеграм: https://t.me/telekanal_o
ВКонтакте: https://vk.com/kanal_o
Rutube:https://rutube.ru/channel/26106804/
Дзен: https://dzen.ru/kanal_o
"Самокат" 6+
2. Для чтения с самыми маленькими (3−5 лет) -- книжка «Твой друг Медвежонок». У девочки Эмили появляется друг медвежонок, встретились они во время прогулки. Читаем и разговариваем про то, кто такой друг, как можно встретиться и познакомиться. Эмили заблудилась, а медвежонок ей помог. Он её проводил, по дороге она ему предложила печенье. Это про первые опыты коммуникации: что-то предложить, помочь, поговорить.
3. Комикс «Клуб друзей» (от 4 до 8 лет). Здесь несколько персонажей — змейка, медвежонок, птичка. Мне очень нравится позиция взрослых в этом комиксе. Вначале мама-змейка говорит: «Опять ты разговариваешь с растениями, пора бы тебе покинуть болото и завести настоящих друзей». То есть полезно немножко подтолкнуть, отпустить ребёнка и доверять ему — родители не всё должны организовывать в твоей жизни. Это очень уютная история о поиске друзей.
4. Очень важная книжка «Веста-Линнея и ее друзья». (на 6−9 лет). Здесь описывается классическая история ненадежного друга. Девочка Минди — такой микс: она и нарцисс, и потребитель, и ненадежная. Она обещала позвонить Весте-Линнее и вместе провести выходные. Но не звонит… Веста-Линнея очень переживает, не отходит от телефона. История про то, как отличить токсичного друга от настоящего. (Минди потом сообщает, что уехала на все выходные и ей очень весело).
5. «Уно. Невероятный друг». История по начальную школу: в класс приходит новая девочка-тигренок и ей рассказывают про Уно, всеобщего любимца, который много странного вытворяет. Он может менять цвет, у него длинный лягушачий язык. Это серия коротких рассказов про Уно и его невероятные выдумки. Книжка напоминает о том, что друг привносит в рутину то, что делает жизнь нескучной. Друзья — это веселье, сюрпризы, фокусы, шум-гам, игра, праздник, то, что озаряет наши будни.
6. «Клевер удачи» (5−8 лет)из серии «Друзья-динозаврики» про то, как справляться вместе с какими-то неприятностями, неудачами. Сначала динозаврики обнаруживают, что в пятницу, 13-го, всё ломается, портится, (ужас! даже бабушка упала в аквариум с пираньями). Они отправляются за средством, которое поможет справиться с неудачами. История про то, как дружба помогает пережить неприятности, если один поддерживает другого.
7. «Анна и Фрога» (на 6−9 лет). Знакомимся с постоянной компанией друзей: девочкой Анной, котиком Рене, лягушкой Фрогой, собачкой Бубу и червячком Кристофом. У каждого свой характер: вот Бубу — как раз типичный конкурент в дружбе. Здесь собраны смешные маленькие истории о разных ситуациях, о том, учиться договариваться, обходить острые углы, принимать хорошее, что есть друг в друге, с юмором относиться к слабостям друзей.
"Розовый жираф" 0+
"Самокат" 0+
"Белая ворона" 0+
МИФ 6+
"Мелик-Пашаев" 0+
"Бумкнига" 6+
ИДЕЯ! Помните раньше в школах были популярны такие «анкеты для друзей»? Сейчас продают готовые. Но я советую купить тетрадку, блокнот, скетчбук и предложить ребёнку составить собственную анкету для друзей.В покупных скучные общие вопросы (твой любимый цвет, твой любимый фильм). Интереснее сочинить собственные, например:твой самый счастливый день,
сколько друзей ты хотел бы иметь,
чему мы можем научить друг друга,
что у тебя получается лучше всего,
что у тебя получается хуже всего,
твоя любимая шутка,
твой самая большая мечта.
Такая анкета поможет ребёнку лучше разобраться в себе и найти единомышленника, друга по интересам.