Все это и еще более 200 тыс. экспонатов собрано в «Русском музее фотографии» в Нижнем Новгороде.
Расположение
Музей находится между усадьбой А.Я. Пальцевой и доходным домом Кудряшова и Чеснокова. В пешей доступности расположены основные достопримечательности Нижнего Новгорода.
Расположение выбрано не случайно: в этом здании работали М.П. Дмитриев, основоположник публицистической фотографии, и А.С. Карелин, основоположник художественной фотографии.
Адрес: ул. Пискунова, 9А, Нижний Новгород.
О музее
Это один из самых молодых музеев в Нижнем Новгороде: его открыли 21 сентября 1992 года — скоро ему исполнится 33 года.
По информации на сайте музея, экспозиция включает 212 622 предмета, самые ранние из который датируются 70-ми годами 19 века. Конечно, все не охвачу в этом отзыве, но остановлюсь на том, что особенно запомнилось.
Открыт со вторника по воскресенья с 11:00 до 19:00. Понедельник — выходной.
Стандартный билет стоит 300 руб., льготный — 150 руб.
Посещение музея
На первом этаже проходила выставка работ современных фотографов. Тогда даже подумала, что неужели не увижу ни одной камеры, и даже немного загрустила.
Но потом нас встретил впечатляющий, даже внушительный экземпляр весом 100 кг (вместе с объективом) и габаритами 65/70/87 см. Эта дорожная камера была сделана во второй половине 19 века по заказу нижегородского фотографа Максима Петровича Дмитриева. В свое время он был владельцем фотоателье, которое стало 6-м в Нижнем Новгороде. Несмотря на высокую конкуренцию, он пошел на риск, открывая его, но быстро достиг успеха благодаря таланту, обучению у лучших в своем деле и успехам на выставках. Часть его работ посвящена жизни Нижегородской губернии.
Проходим дальше, и перед нами появляется экспозиция, посвященная кинематографу.
На втором этаже находится зал «История фототехники», где глаза разбегаются от разнообразия интересных экспонатов. Сотрудники музея подсказывают, откуда начать просмотр и на что обратить особое внимание.
Например, камера-обскура — одно из самых простых устройств для фиксации изображения. Представляет собой светонепроницаемую коробку с небольшим отверстием в стене и матовым стеклом или тонкой белой бумагой в качестве экрана (фото 2).
Принцип работы: на экране при попадании лучей света проявляются очертания объектов, стоящих напротив отверстия. Так как объекты не пропускают свет, их темный силуэт вырисовывается светом. Нюанс: объекты нечеткие, нерезкие и перевёрнутые. Но это не мешало, например, художникам использовать ее в работе, чтобы ускорить процесс написания картин (обводили объекты).
Фотопластикон — еще одно интересное устройство. Использовалось для демонстрации стереоскопических изображений группе зрителей одновременно. Конструкция представляет собой деревянный барабан со смотровыми отверстиями, оснащёнными линзами.
Здесь уже изображения четкие, с хорошей детализацией, и даже объемные. Этот фотопластикон демонстрирует фотографии Нижнего Новгорода. По подписям можно узнать автора, дату и место съемки.
Экспозиция вдоль стен не менее интересная: тут более компактные, но красивые дорожные камеры, которые использовались для работы в полевых условиях (вне студий). На них снимали пейзажи, архитектуру и т.д.
Вроде бы похоже устроены, но в каждой есть какая-та изюминка.
Мне особенно понравилась эта модель.
Среди дорожных камер выделяется волшебный фонарь на керосиновой лампе — проектор, который передает картинку со слайда на стену или другую поверхность. Изначально работал за счет свечей, но потом стали использовать керосиновые лампы, а затем и электрические лампочки. Также прошли путь от статичных изображений к "живым". Получается — это дедушка кинокамеры.
Интересно было вживую увидеть фоторужье — устройство для съемки удаленных и перемещающихся объектов. Например, во время фотоохоты. Как результат — снимок "пойманного" животного, а не его тушка.
Необычно выглядит бокс для подводной фотосъемки. Нашла в Интернете информацию, что весит 2,4 кг, подходит для камеры Зенит, рассчитан для съемки на глубине до 40 м. На первом фото даже виднеется объектив в окошке.
Показали камеру Зенит не только в боксе, но и в разобранном виде.
Зона с "живыми" фотографиями пользовалась популярностью. Проходишь мимо — и картинка плавно меняется, как небольшой фрагмент кино. Передает как движения, так и эмоции. Может создать ощущение, что картинка следит, как идешь мимо.
В отдельной зоне были выставлены костюмы к фильму «Летучий корабль».
Просмотр экспозиции занял около часа, конечно, детально более 200 тыс. предметов не осмотрели, но много всего интересного почерпнули.
В 15 минутах ходьбы находится музей-квартира А.М. Горького, из которой пришли сюда: