Найти в Дзене
Удивительное рядом

Пеший маршрут одного дня: от Сиверской до святой пещеры в Рождествено

Рождествено – особое место в Ленинградской области, где стоит побывать. Здесь на живописном берегу речки находится красивая усадьба Руковишниковых, которая перед революцией досталась по наследству писателю В. Набокову. Считается, что прежде на месте этой усадьбы стоял дворец сына Петра I – Алексея, который прожил здесь около трех лет и очень любил эти места. Вообще, село Рождествено в царские времена имело статус уездного города. Это местечко тесно граничит еще с одним удивительным селом – Выра. Ранее это была почтовая станция, в честь которой здесь создан уникальный музей станционного смотрителя. Поэтому, посещая одно село, не забывайте про второе. Первые упоминания об обоих селах встречаются в писцовых книгах в 15 веке. Но древние курганы вокруг поселений говорят о том, что люди проживали в этих местах намного раньше. Лично мне хотелось побывать в этих краях не из-за их древней истории, а чтобы отдать дань памяти забытым страницам Великой Отечественной войны. Пару лет назад я увидела
Купель у святой пещеры в Рождествено
Купель у святой пещеры в Рождествено

Рождествено – особое место в Ленинградской области, где стоит побывать. Здесь на живописном берегу речки находится красивая усадьба Руковишниковых, которая перед революцией досталась по наследству писателю В. Набокову. Считается, что прежде на месте этой усадьбы стоял дворец сына Петра I – Алексея, который прожил здесь около трех лет и очень любил эти места. Вообще, село Рождествено в царские времена имело статус уездного города.

Это местечко тесно граничит еще с одним удивительным селом – Выра. Ранее это была почтовая станция, в честь которой здесь создан уникальный музей станционного смотрителя.

Поэтому, посещая одно село, не забывайте про второе. Первые упоминания об обоих селах встречаются в писцовых книгах в 15 веке. Но древние курганы вокруг поселений говорят о том, что люди проживали в этих местах намного раньше.

Лично мне хотелось побывать в этих краях не из-за их древней истории, а чтобы отдать дань памяти забытым страницам Великой Отечественной войны.

Пару лет назад я увидела в новостях, что при прокладке газопровода в Выре были обнаружены останки 731 узника немецко-фашистского лагеря «Дулаг-140». Установили имена только четырех, остальные имена растворились в вечности. Стала интересоваться информацией дальше. Оказалось, что не только в Выре, но и в Рождествено во времена фашистской оккупации находился тысячный лагерь военнопленных.

Один из жителей села вспоминал:

«Штабелями замерзших наших солдат ежедневно вывозили с Рождественского лагеря и тут же сваливали в вырытые траншеи. Это наши безымянные солдаты покоятся там, несколько тысяч».

Потом я узнала, что рядом с Рождествено есть нерукотворная пещера с источниками и купелью. И желание посетить это место стало еще сильнее. Но никогда не думала, что мечта станет реальностью, потому что путь до этих мест казался совсем неблизким.

И в реальности этот поход оказался довольно сложным.

Мы вышли на станции Сиверской (до нее добираться час с небольшим с Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге) и изначально пошли самым длинным и неудобным путем – через деревни, через леса и поля к пещере, а потом в Рождествено. А надо было сразу идти коротким путем к Выре (недалеко от станции даже есть указатель на пешую тропу к Выре), а оттуда уже в Рождествено и в пещеры.

Наш маршрут
Наш маршрут

Хотя у нашего длинного маршрута тоже были плюсы - это лес с земляникой. Сюда мы свернули и набрали ягод. Затем свернули к теплой мелкой речке у поселка и искупались. От речки шла узкая тропа, где мы наблюдали красный песчаник, который образовывал небольшие пещерки. Эта маленькая пещерка оказалась родственной той самой пещере, к которой мы шли. Видимо, красный песчаник – природная особенность этих мест.

Вот такой красный песчаник и маленькая пещерка нам втретились где-то у Рыбиц
Вот такой красный песчаник и маленькая пещерка нам втретились где-то у Рыбиц

Архитектура старых домиков в деревне радовала глаз.

-4

Кстати, пеших туристов нам не попадалось, более того, об их неактивности говорили многие заросшие тропы. Этот факт удивил нас уже в который раз, ведь, например, в Московской области пеших туристов и велосипедистов в полном обмундировании даже с палатками и складными стульями наперевес встречается достаточно много.

А тут мы хотели свернуть к мамонт-камню, который обозначался на карте как природный объект, но тропа к нему оказалась заросшей и непроходимой.

Дорога до пещер вскоре стала грунтовой. Без специальной обуви ноги быстро устали. И вот после очередного СНТ началась просто идеальная дорога – тихая и безлюдная, причем асфальтированная. Нам оставалось только пройти эту дорогу и поле после нее.

И вот именно на поле, на этом красивом ромашковом поле мы снова почувствовали, что являемся здесь единственными пешими туристами. И возможно, мы были единственными здесь даже за все лето. Потому что проселочная дорога вдруг неожиданно оборвалась. Карта рисовала тропинку, которой не было. И нас окружали лишь комары и трава по пояс, которая скрывала заболоченную почву.

Было страшно, особенно если участь, что шли мы на тот момент уже 6,5 часов, солнце стало садиться, и комары повысили активность. Карта показывала дорогу, которая была в километре от нас, но выйти на нее долго не получалось, потому что мы то и дело натыкались на заболоченные участки.

Зато, друзья, мы увидели аистов. Один охотился на лягушек, а другой с удивлением смотрел на нас.

В Ленобласти, оказывается, живут аисты
В Ленобласти, оказывается, живут аисты

С горем пополам вышли к дороге, сделав большой крюк, и по ней дошли до пещер из красного песчаника. Они оказались прекрасными, даже дух захватило. Фотографии не очень четкие, потому что уже вечерело. Там же искупались в ледяной купели.

Пещера называется «святой». Считается, что она образовалась в результате провала, и ранее на этом месте стояла церковь, которая ушла вглубь. А скептики говорят, что не было такого, никакой храм под землю не уходил. И даже якобы к этим пещерам приложили руку люди, которые вручную обрабатывали песчаник.

Но как по мне, пещеры действительно восхищают, источник дает силу, уходить оттуда не хочется.

К тому же чуть выше стоит поклонный крест в память о старом погосте с Никольской церковью, упоминание о которых впервые встречается в 15 веке.

Так что исчезнувший храм даже если не ушел под песчаник, то по-любому освятил эти места.

Памятный крест
Памятный крест

Рядом с погостом проходила старинная Ивангородская дорога.

От поклонного креста до Рождествено мы шли тихим заповедным лесопарком со столетними деревьями.

Елочка выросла из трухлявого пенька. Жизнь продолжается
Елочка выросла из трухлявого пенька. Жизнь продолжается

Дошли до храма, посмотрели на знаменитую усадьбу Руковишниковых – Набоковых. И… сели на автобус до станции Сиверская, так как уже вечерело. На Выру мы посмотрели только из автобуса.

храм в Рождестено
храм в Рождестено

Многое мы не успели. Особенно жаль, что не смогли посетить памятный знак на месте лагеря военнопленных в Выре...

Но главное, что мы посетили эти места, прониклись этой атмосферой. И теперь я знаю, что нужно мечтать о путешествиях, ведь мечты сбываются.