Найти в Дзене

Спектакль «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр».

Режиссер - Яна Тумина. Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» - четырежды лауреат «Золотой маски». Театр Яны Туминой отличает особая образность, уходящая корнями в миф. Режиссеру иногда не нужны слова, чтобы рассказать о боли, утрате, ненависти, мгновеньях счастья, любви и смерти - о самых сильных чувствах. Сказка о мести лиса Домино за смерть своих братьев перерастает в эпос о вечной войне как особом, имманентном состоянии мира. Иногда случаются затишья, свадьба, рождения детей (в сказке лисят), но противостояние между людьми и животными, а шире - между людьми, остается. И человек вынужден один отстаивать свой мир, в котором смерть все время уносит кого-то из близких. Как всегда, сказка у Яны Туминой многослойна и философична. Ее смысл понятен больше взрослым. Режиссер создает на сцене живой мир - разноголосый, опасный, яркий, смешной и трагический. Актеры перевоплощаются то в лис, то в людей, то в гусей, то в баранов. Главное, что в этом вечном конфликте одних с другими, сама

Режиссер - Яна Тумина.

Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» - четырежды лауреат «Золотой маски».

Театр Яны Туминой отличает особая образность, уходящая корнями в миф. Режиссеру иногда не нужны слова, чтобы рассказать о боли, утрате, ненависти, мгновеньях счастья, любви и смерти - о самых сильных чувствах.

Сказка о мести лиса Домино за смерть своих братьев перерастает в эпос о вечной войне как особом, имманентном состоянии мира. Иногда случаются затишья, свадьба, рождения детей (в сказке лисят), но противостояние между людьми и животными, а шире - между людьми, остается. И человек вынужден один отстаивать свой мир, в котором смерть все время уносит кого-то из близких.

Счастливая семья лисенка Домино. Спектакль «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр». Фото автора.
Счастливая семья лисенка Домино. Спектакль «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр». Фото автора.

Как всегда, сказка у Яны Туминой многослойна и философична. Ее смысл понятен больше взрослым. Режиссер создает на сцене живой мир - разноголосый, опасный, яркий, смешной и трагический. Актеры перевоплощаются то в лис, то в людей, то в гусей, то в баранов. Главное, что в этом вечном конфликте одних с другими, самая большая ценность - это жизнь.

Сцена из спектакля «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр». Фото автора.
Сцена из спектакля «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр». Фото автора.

Сцена убийства Белогрудки, жены Домино, - одна из самых пронзительных. Женщины сидят за столами, составленными полукругом, а за их спинами стоят мужчины-охотники с синими бутылками. Актеры, дуя в горлышки, издают резкий звук, создавая ритм гона и одновременно льют воду в стакан перед очередной жертвой. Символически эта сцена передает охоту людей на животных, а стакан, наполненный водой, - это жизнь и волнение, с которым любое живое существо борется за нее. Белогрудка не успевает отодвинуть от себя стакан, передвинутый ей Домино.

Движения актеров в этот кульминационный момент замедленны. Девушка с рыжей косынкой, завязанной вокруг шеи, встает и тихонько льёт воду из своего стакана на стол. В это время ее стакан светится как драгоценный камень в луче света, протянувшимся от софита прямо к нему. Потом луч гаснет, и охотники расходятся, прихлебывая от радости из тех же бутылок. За столами остаются Домино и женщины, повернув вытянутые руки ладонями вверх, обозначая пустоту. Какой точный образ матери с пустыми и протянутыми руками!

Кульминацией противостояния людей и лиса становится борьба не человека с лисом, а собаки Гетлы с лисом. Гетл в спектакле семь - семь красивых бурятских женщин. Это усиливает эпичность происходящего и накал борьбы, в которой участвуют огонь, вода, пламень и лед. Семеро против одного, племя людей против лиса, а он один. Он борется за спасение своего потомства и уводит всех: и собак, и людей от норы.

Гетла в семи лицах. Спектакль «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр». Фото автора.
Гетла в семи лицах. Спектакль «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр». Фото автора.

Последняя сцена тоже решена невероятно красиво. Гетлу и Домино на льдине уносит (из пола поднимется трапеция, обтянутая черной клеенкой), поглощает черная река, а народ, столпившись, очарованно смотрит на свечу - огонек жизни, еще теплящийся в Домино, хотя героя уже не видно.

Сцена из спектакля «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр». Фото автора.
Сцена из спектакля «И звали его Домино». Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр». Фото автора.

Спектакль заканчивается, как и начинался, веселым танцем, прославляющим продолжающуюся жестокую схватку жизни.