Найти в Дзене

Сказки как сновидения коллективного бессознательного

Уважаемые читатели, сегодня я хочу окунуться в мир сказок как нечто целое, как отдельный пласт коллективного бессознательного. Все мы знакомы с миром сказок из нашего детства. Все мы когда-то завороженно вслушивались в их истории, которые мягким голосом рассказывали нам мамы, бабушки, дедушки и не только. В наем воображении разыгрывались кинофильмы, к героям которых хотелось прикоснуться. Но больше хотелось поучаствовать. Поскакать на коньке-горбунке, пройти по цветущим полянам за руку с Алёнушкой, поговорить с луной, блуждая меж звёзд. Задумываясь о мире сказок, я вспоминаю Юнга. Я вспоминаю о том, что он считал художественные произведения, захватывающие умы миллионов людей на определённом историческом этапе, не простом плодом творчества автора, но плодом духа времени. Что есть дух времени?? Я думаю, что мы можем рассмотреть его как пребывающую в движении архетипическую звезду. С течением времени лучи, представляющие из себя силы архетипов, в своём пульсирующем вечном движении вкладыв
Оглавление

Уважаемые читатели, сегодня я хочу окунуться в мир сказок как нечто целое, как отдельный пласт коллективного бессознательного.

Все мы знакомы с миром сказок из нашего детства. Все мы когда-то завороженно вслушивались в их истории, которые мягким голосом рассказывали нам мамы, бабушки, дедушки и не только. В наем воображении разыгрывались кинофильмы, к героям которых хотелось прикоснуться. Но больше хотелось поучаствовать. Поскакать на коньке-горбунке, пройти по цветущим полянам за руку с Алёнушкой, поговорить с луной, блуждая меж звёзд.

Картина Иоахима фон Зандрарта I «Минерва и Сатурн защищают искусство и науку от зависти и лжи», 1644г. (источник изображения: wikimedia.org). Я не стала брать мрачные варианты картин с Кроносом, ибо в этом есть какой-то детский страх уходящего времени, отбираемого бессмертия-детства. Пусть Кронос останется естественно-нейтральным в визуальном сопровождении статьи.
Картина Иоахима фон Зандрарта I «Минерва и Сатурн защищают искусство и науку от зависти и лжи», 1644г. (источник изображения: wikimedia.org). Я не стала брать мрачные варианты картин с Кроносом, ибо в этом есть какой-то детский страх уходящего времени, отбираемого бессмертия-детства. Пусть Кронос останется естественно-нейтральным в визуальном сопровождении статьи.

Дух времени

Задумываясь о мире сказок, я вспоминаю Юнга. Я вспоминаю о том, что он считал художественные произведения, захватывающие умы миллионов людей на определённом историческом этапе, не простом плодом творчества автора, но плодом духа времени. Что есть дух времени?? Я думаю, что мы можем рассмотреть его как пребывающую в движении архетипическую звезду. С течением времени лучи, представляющие из себя силы архетипов, в своём пульсирующем вечном движении вкладывают то больше, то меньше своей силы в своё влияние на центральную связующую часть. Давайте назовём её Самостью духа времени 😊. Просто позволим себе это.

Я, о чём Вы, возможно, уже знаете, рассматриваю базовые архетипы как шестиконечную звезду. Мало того, я ощущаю присутствие в каждом из базовых архетипов четырёх ипостасей. Если мы позволим себе взглянуть на дух времени как на то, что движимо также Самостью, то на неё будет влиять 24-конечная звезда. Я сейчас думаю о сложнейшем эконометрическом уравнении с 24 переменными. Сложность ритма пульсации делает, на мой взгляд, предсказание трендов будущего практически невозможным. О, и это мы ещё не приняли во внимание неоднородность стремлений самой Самости. Не будем усложнять. Правда остаётся вопрос один ли дух времени на всю планету или их как минимум 6, как континентов. Пусть остаётся.

Тем не менее, когда мы наблюдаем рождение одних и тех же идей в совершенно разных странах, так называемых множественных открытий, то мы вполне можем внутренним взором увидеть пульсацию звезды духа времени в коллективном бессознательном. Для объяснения этого феномена существуют и иные объяснения-концепты. Как например, общее информационное поле земли, что эзотерик Вадим Зеланд называет пространством вариантов. Я думаю, что концепция звезды духа времени не противоречит таким моделям.

Кадр из кинофильма «Волк» с Джеком Николсоном и Мишель Пфайффер в главных ролях.
Кадр из кинофильма «Волк» с Джеком Николсоном и Мишель Пфайффер в главных ролях.

Звезда для сказки

Здесь я задумываюсь о том, влияет ли звезда духа времени на сказки своего времени. И я предположу, что здесь мы можем ответить положительно. Например, мы можем вспомнить 60-е, когда повсеместно писались сказки о покорении других планет. Расцвет научной фантастики. Потом пришлом время армагеддонов и расцвета фэнтези. Это сказки, которые писал дух времени. Я не умоляю никоим образом труд авторов. Я лишь хочу отметить, что идеи, приходящие из поля бессознательного, были весьма созвучны. Эти сказки встречались по всему миру.

А, например, фэнтези было весьма логичным компенсационным материалом после мировой войны. Мы можем посмотреть на развернувшуюся войну как на сильнейший импульс силы теневой части сотворяющего отцовского божественного Бога Войны (не путаем с ипостасью Великой Матери – Смертью. Эта ипостась может быть про засуху, наводнение или чуму (и т.д.), но не про разрушение структур, как то – государств. Отец Творец создаёт структуры, он же и разрушает). Естественно, что при этом угнетается детская часть. На следующем импульсе детская часть пытается отыграться и появляются волшебники, эльфы и все остальные.

Когда мир машин стал давлеющим в сознании, мы увидели сказки про людей-животных. Женщины-кошки, оборотни всех мастей стали сказочными персонажами у всех на устах. Так коллективное бессознательно компенсаторно реагировало на подавление живого и инстинктивного. Мы часто во снах можем увидеть животных как отражение своих инстинктивных частей. Иногда они предтече антропоморфных форм архетипов. Иногда могут отражать просто что-то сутевое природное и живое. В конкретный символизм не пойду, боюсь застрять на нём 😊.

Целительная компенсаторная функция бессознательного не исчезает, когда речь заходит о коллективном бессознательном. Гэндальф как могучий добрый жертвенный отец исцеляет после встречи с Гитлером. Вампиры обещают вечную жизнь после массовых убийств архетипическому ребёнку коллективного бессознательного. Такой трогательный Джек Николсон в роли волка возвращает к дикой самости, как это назвала бы Кларисса Эстес, к радости добычи пищи и естественной сексуальности. Возвращает от импотентной любви по смс или через чаты, от импотентной жизни виртуальной реальности.

Кадр из кинофильма «Властелин колец». Гэндальф (пока Серый).
Кадр из кинофильма «Властелин колец». Гэндальф (пока Серый).

Целительная сила сновидений

В юнгианстве мы знаем, что именно сновидения зачастую приносят нам целительную силу архетипов. Именно в них мы встречаемся (наконец!) с архетипическими божественными родителями, разрывая порочный круг связи с объюзивными земными папами и мамами.

Из духовных учений мы знаем, что контакт с божественным можно считать существующим, только если божественные (по-юнгиански – архетипические) силы нам отвечают. И отвечают не в мыслемешалке, а отвечают потоками силы и озарениями. И часто, если связь действительно налажена, ответы приходят также во снах. Так, через свой самостный центр, связанный с нашим бессознательным, мы получаем ответ от божественных сил, частью или связанной частицей с которыми является сама самость. Не каждый юнгианец со мной согласится. Но так ощущаю я, так я познаю свою внутреннюю Вселенную и к такому ощутимому контакту я веду своих клиентов.

А потому я предположу, что сказки есть целительные сновидения бессознательного духа времени. Они рассказываются из уст в уста, и, если их целительная сила велика, становятся народными, известными, популярными. Не важно, как сегодня называют такие целительные сны коллективного бессознательного: фэнтези, научная фантастика, мультфильмы или именно сказки. Это всё сновидения, в которые мы погружаемся своей израненной душой в поиск целительного источника архетипических добрых сил.

Пока я писала статью, задумалась. Интересно, это мы сновидим сказки духа времени или это дух времени как великий Кронос сновидит нас век за веком, плачет и смеются вместе с нами? Думаю, ответ в том, что в написании участвовало моё бессознательное. Думаю, что я соприкоснулась с духом времени внутри себя, думаю, что своей частичкой я дотянулась до духа времени, чтобы раскрыть в нём скрытое в его бессознательном – сновидения целительных сказок. Надеюсь, эта встреча поможет мне в труде исцеления моих клиентов 😊.

Удачи вам в встречах со своими целительными сказками и их источником!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог / супервизор
Анкета на сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/