Найти в Дзене

Конан — мальчик из будущего

1978 год. Япония. Режиссёр Хаяо Миядзаки

Время апокалипсиса: 2008 год

Причина апокалипсиса: тектоническая война

Масштаб апокалипсиса: вся планета

Все великие когда-то были молоды и с чего-то начинали. Главный японский мультипликатор, гений, бог, живая легенда и человек-эпоха Хаяо Миядзаки тут не исключение. В юности он, как и многие другие, грезил постапокалипсисом, переживая за судьбы мира. А дебютной режиссёрской работой Миядзаки стал анимационный сериал, сделанный им в 1978 году для студии Nippon по постапокалиптическому роману Александра Кэя «Невероятный прилив».

-2

К сценарию Миядзаки был вроде бы непричастен (его написали штатные специалисты Nippon Кэнсё Накано и Содзи Ёсикава), но «Конан» удивительным образом вобрал в себя всё, что в последующие десятилетия будет составлять основу миядзаковской философии: мощный антивоенный посыл, жёсткую критику капитализма и индустриализации с одной стороны, и пропаганду экологичного образа жизни в гармонии с природой в дружных рабоче-крестьянских общинах — с другой.

-3

Единственное, что отличает «Конана» от последующих авторских работ Хаяо Миядзаки и студии Ghibli, — это фигура главного героя. А точнее, его пол. Конан — мальчик. А там, где мальчики, там конфликты, драки, война и смерть.

-4

Мир, в котором родился этот золотой ребёнок, едва не погиб в результате тектонической войны 3 июля 2008 года. Кто с кем воевал — не уточняется, но планета в результате этой специальной военной операции оказалась практически уничтожена.

-5

Устройство тектонического мегаоружия по ходу сюжета тоже раскрыто не будет, однако принцип его действия будет продемонстрирован многократно. Грубо говоря, тектонические заряды провоцируют землетрясения. Только, в отличие от всем известных природных явлений, эти рукотворные землетрясения гораздо мощнее. Их действие оказалось настолько разрушительным, что земная кора пришла в движение, пять континентов раскололись на части и ушли на дно мирового океана. На поверхности остались лишь несколько небольших островов.

-6

Через несколько лет после апокалипсиса в живых осталось только два человека — Конан и его дедушка. Они живут на небольшом острове, питаясь рыбой, которую ловят в океане. Конан, родившийся уже после конца света, похоже, немного мутант — он демонстрирует огромную силу и практически бесконечно долго может не дышать под водой. В первые пять минут первой серии он расправляется голыми руками с огромной акулой.

-7

Счастливый и довольный он тащит ценный трофей дедушке, но вдруг замечает большую стаю чаек, которые сгрудились вокруг чего-то на морском берегу. А подойдя поближе, находит там спящую девочку.

-8

Открытие шокирует Конана и дедушку — вот уже десять лет они не видели ни кораблей, ни самолётов, никаких намёков на существование других выживших. А оказывается, что уцелело ещё как минимум два крупных острова: Хай Харбор и Индастрия. И на каждом из них живут сотни жителей. Вот только общественная жизнь на островах устроена уж очень по-разному.

-9

Хайхарбориане построили у себя коммунизм. Но не такой, о котором грезили Маркс и Энгельс, а больше похожий на быт первых людей в доисторические времена. В основе жизни тут — примитивные ремёсла, земледелие и скотоводство, а средства этого нехитрого производства принадлежат исключительно народу. Народ на Хай Харборе усердно трудится с утра до вечера: кто-то пашет землю, кто-то выращивает овощи и фрукты, кто-то следит за свиньями, коровами и овцами. В небольшом уютном гроте устроена рыбная ферма, а на холмах построены мельницы, которые перемалывают пшеницу в муку. Излишки муки, овощей, телят или поросят хайхарбориане обменивают друг у друга, и в итоге у всех всего в достатке, а кто не работает, тот не ест. Местный мэр трудится на полях вместе с другими колхозниками и страшно гордится своими мозолистыми руками.

-10

На Индастрии всё совсем иначе. Жизнь там зависит от гигантского источника энергии — довоенной атомной электростанции. Громадный реактор питает аппараты и машины самого разного назначения — некоторые даже делают из переработанного пластика хлеб. Или кофе.

-11

Чтобы добывать пластик, индастриане снаряжают на соседние острова экспедиции на небольшом паруснике под управлением эксцентричного капитана Дайса. Тот привозит пластик, машины работают, а люди получают еду и другие полезные вещи. Но у технологии, как это обычно и бывает у Миядзаки, есть серьёзный изъян: ресурс реактора практически исчерпан, а как только это случится — Индастрии придёт конец.

-12

Уже много лет совет старейшин из инженеров-ядерщиков станции пытается отыскать альтернативу атомной энергии. Им почти удалось договориться с таинственным доктором Лао, у которого есть проект реактора на солнечной энергии. Но Лао отказывается иметь дело с Индастрией из-за Лепки.

-13

Тщедушный злодей с потешным (и как-будто бы славянским) именем, который стоит за советом старейшин, заправляет на острове от их имени и хранит в сверхсекретном ангаре древний бомбардировщик — один из тех, что сбрасывал тектонические бомбы и уничтожил мир. С помощью солнечной энергии Лепка планирует заправить бомбардировщик и править остатками обитаемого мира, угрожая всем уничтожением.

-14

Понятное дело, с таким маньяком никто не хочет иметь дело. Поэтому солнечный проект всё никак не реализуется, Индастрия деградирует, а Лепка вынужден идти на крайние меры — например, похищать детей.

-15

Эта девочка, которую Конан нашёл на берегу, — внучка доктора Лана. С помощью капитана Дайса Лепка выкрал ребёнка с Хай Харбора и планировал использовать для старого доброго шантажа. Но малышка смогла сбежать из плена и бросилась в море. А волны вынесли её прямо Конану в руки.

-16

Так мальчишка-мутант оказывается втянут в новую холодную войну между капиталистами и коммунистами, а история обретает своего протагониста и внятную кэмпбелловскую структуру — малыш должен пройти путь героя, обрести помощника, наставника, отправиться в мистическое путешествие, преодолеть кучу препятствий, умереть, воскреснуть и свергнуть тирана.

-17

За 12 с половиной часов и 26 серий Миядзаки демонстрирует весь свой впечатляющий арсенал выразительных приёмов и философских концепций. Анимация тут уже так же виртуозна, как в оскароносных «Унесённых призраками», а сюжет «Конана» впоследствии будет множество раз переработан и станет основой для нескольких культовых аниме студии Ghibli: «Навсикаи из долины ветров», «Небесного замка Лапута», «Принцессы Мононоке» и других. В последующие работы Миядзаки перетекли персонажи, сюжетные линии, локации и ситуации, так что «Конана» смело можно считать базисом всего дальнейшего творчества великого японского аниматора.

-18

Выпустив свой мультфильм в 1978 году, Миядзаки опередил и Джорджа Миллера, и Джона Карпентера, и Джеймса Кэмерона, которые снимут свои культовые постапокалиптические ленты в течение следующего десятилетия. Впрочем, нельзя сказать, что кто-то из них использовал «Конана» как референс, источник вдохновения. Сериал не переводили на английский и официально не показывали в США аж до 2021 года. Всё это время это была изолированная от остального мира локальная японская история. К тому же предназначенная для аудитории 6+.

-19

В этом смысле «Конан» даже сегодня производит странное впечатление: сцены массовых смертей и разрушений соседствуют в нём с жизнеутверждающими, сверхпозитивными песенками и оптимистическим, радостным настроем детского утренника. При том что детей тут бьют, принуждают к рабскому труду, а десятилетнюю по сюжету главную женскую героиню поят вином и даже как будто бы пытаются совратить.

-20

Но преподносится это в том же комическом детсадовском ключе. А придурочный капитан Дайс — трикстер и авантюрист, который, собственно, и осуществляет эти преступные, в рамках уголовного кодекса любой страны, действия — это такой японский вариант Джека Воробья, поэтому сказать наверняка, что в этот момент имели в виду сценаристы и сам Миядзаки, — невероятно сложно. Эпизод, одним словом, тревожный, но каких-то последствий или влияний на дальнейшую историю Ланы или самого Дайса он не возымел. Запишем в загадки.

-21

В остальном «Конан — мальчик из будущего» отличается от программных миядзаковских анимэ разве что своей внушительной продолжительностью. Ну и, может быть, еще большим, чем обычно, оптимизмом. Для постапокалиптического фильма это по-своему уникально.

-22

Миядзаки верит, что даже после конца света люди способны строить сообщества на основе социалистической солидарности и заботы друг о друге, а дружба и любовь оказываются сильнее оружия и цинизма тиранов. В его утопической вселенной даже дети-мутанты становятся символом надежды.

-23

Сегодня «Конан» воспринимается как вечная классика. Это и дебют великого режиссёра и редкий постапокалипсис, который не пугает, а вдохновляет — и потому остаётся ценным уроком для новых поколений зрителей и кинематографистов. Хочешь научиться снимать постапокалипсис – посмотри «Мальчика из будущего».

Удачного просмотра.