Найти в Дзене
ЕЮС

Телематика ошиблась — штраф отменили: как каршеринг потребовал 110 000 рублей ни за что

Ручник дернул — штраф от каршеринга за опасное вождение получил. Даже если не дергал. Именно так обстоят дела с каршеринговыми сервисами, где «умные» системы отслеживания движений клиента могут внезапно превратиться в источник фантастических обвинений. Один из таких случаев — штраф в размере 110 000 рублей за якобы опасное вождение. По версии каршеринга, арендатор дергал ручник слишком активно. По факту — телематика сбойнула, а доказательств не было вовсе. Разбираем дело, где правым оказалась не система, а здравый смысл. И юристы, которые помогли клиенту оспорить штраф от каршеринга за опасное вождение. Штраф за опасное вождение (дрифт) от Делимобиля был выставлен на основании п. 8.2 Приложения 3 к договору аренды: якобы водитель умышленно и неоднократно использовал стояночный тормоз, что расценено как дрифт и нарушение условий договора. В качестве доказательств — скриншоты с маршрутом поездки. Но, как оказалось, маршрута не было вовсе: передвижения автомобиля не фиксировались, координ
Оглавление

Ручник дернул — штраф от каршеринга за опасное вождение получил. Даже если не дергал.

Именно так обстоят дела с каршеринговыми сервисами, где «умные» системы отслеживания движений клиента могут внезапно превратиться в источник фантастических обвинений.

Один из таких случаев — штраф в размере 110 000 рублей за якобы опасное вождение. По версии каршеринга, арендатор дергал ручник слишком активно. По факту — телематика сбойнула, а доказательств не было вовсе. Разбираем дело, где правым оказалась не система, а здравый смысл. И юристы, которые помогли клиенту оспорить штраф от каршеринга за опасное вождение.

«Опасное вождение» из ниоткуда

Штраф за опасное вождение (дрифт) от Делимобиля был выставлен на основании п. 8.2 Приложения 3 к договору аренды: якобы водитель умышленно и неоднократно использовал стояночный тормоз, что расценено как дрифт и нарушение условий договора.

В качестве доказательств — скриншоты с маршрутом поездки. Но, как оказалось, маршрута не было вовсе: передвижения автомобиля не фиксировались, координаты отсутствовали. Система дала сбой.

-2

Анализ GPS-данных: все указывает на ошибку

Сравнив несколько поездок пользователя, юристы по защите прав потребителей выяснили:

  • В поездке, за которую выставлен штраф от каршеринга за опасное вождение, нет ни одного достоверного трека движения.
  • В других поездках — данные отображаются корректно.
  • В таблице телематики каршеринга — пустые ячейки, нелогичные значения и отсутствие координат.

Вывод: технический сбой, а не дрифт. И это подтвердили данные самого сервиса.

Кто и что должен доказывать

В договорах каршеринга часто встречается формулировка: «Хотите избежать штрафа? Сами докажите, что не виноваты». С юридической точки зрения это — неправомерное условие. Оно противоречит не только Закону о защите прав потребителей, но и Гражданскому кодексу РФ.

Согласно ч. 2 ст. 1064 ГК РФ, вина причинителя вреда презюмируется. Это означает, что именно каршеринг должен доказать, что:

  • водитель совершил противоправные действия;
  • именно он причинил вред;
  • убытки были реальными и подлежащими возмещению.

А перенос бремени доказывания на потребителя (как это прописано в п. 7.9.2 договора Делимобиля) — это злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Верховный суд РФ в п. 28 Постановления № 17 Пленума прямо разъяснил: если компания взыскивает убытки, она же и должна их доказывать.

Поэтому, если вам выставили штраф, но не представили достоверных доказательств вины, — вы имеете полное право его оспорить.

Претензия и реакция каршеринга

Итак, вернемся к случаю со штрафом за опасный дрифт. Юристы направили каршерингу досудебную претензию, в которой:

  • подробно описали технические ошибки в системе слежения,
  • указали на отсутствие доказательств вины,
  • сослались на законодательные запреты подобного подхода.

Каршеринг признал ошибку, согласился с доводами и отменил штраф. Без суда.

-3

Каршеринг сегодня — это не просто аренда машины. Это десятки страниц договоров, технических систем, правил и штрафов. И каждое условие в договоре может повлечь последствия. При акцепте оферты вы подписываете тонны условий, из которых вырастают десятки штрафов. Поэтому внимательнее читайте договор. Или доверьте это тем, кто умеет читать между строк.

Не разбирайтесь в одиночку со штрафами за опасное вождение, статьями законов. Каршеринг — с юристами, и вы будьте с нами, с ЕЮС.