В фондах музея «Новый Иерусалим» хранится любопытный архив фотографий, значащийся в документах как «Коллекция фотографий бывшего дворцового архива» и включающий фотоизображения российских государей и членов их семей. Коллекция поступила в музей в послевоенный период.
Как известно, музей «Новый Иерусалим» (до 1991 года — Московский областной краеведческий музей) сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь, на территории которого находился музей, был взорван фашистами. Значительная часть хранившихся в нем экспонатов погибла. Для пополнения фондов музея в конце 1940-х — начале 1950-х годов в него поступали из центральных музеев документы и материалы по истории России. К ним относятся и фотографии «бывшего дворцового архива».
Коллекция, включающая более полутора сотен фотографий, неоднородна по своему составу. Часть входящих в нее снимков сделана профессиональными фотографами. В их числе можно выделить фотографии на фирменных паспарту фотоателье «К.Е. фон Ган и Ко», работавшего исключительно для членов императорской фамилии. Несколькими снимками представлена серия «Большие маневры на Волыни 1890 г.», выпущенная киевским фотографом Г.Г. Лазовским. Весьма живописен портрет английской королевы Александры, родной сестры императрицы Марии Федоровны, жены Александра III.
Наряду с большими фотоизображениями в коллекции представлены так называемые кабинетные и визитные портреты членов царской семьи, выпускавшиеся довольно значительными тиражами. Среди них совсем небольшие по формату (6х10 см) изображения Александра II, его жены Марии Александровны (фотография с живописного портрета), великого князя Александра Александровича (будущего Александра III).
Среди кабинетных портретов следует отметить интересную фотографию наследника престола великого князя Николая Александровича (будущего императора Николая II), сделанную в конце 1890 года в Афинах. На ней Николай Александрович, одетый в форму морского офицера, изображен вместе с сыновьями греческого короля Георга, наследником престола Константином (на фото справа) и его братом Георгием (на фото слева). Царствующие дома России и Греции связывали довольно тесные родственные узы. «Королева эллинов» (официальный титул греческой королевы) Ольга Константиновна, мать Константина и Георгия, приходилась двоюродной сестрой императору Александру III, а сам греческий король был родным братом императрицы Марии Фёдоровны. Николай Александрович с детства был знаком со своими греческими кузенами, и в свое время стал даже одним из шаферов на свадьбе наследного принца Константина Греческого. Греческий принц Георг, или Георгий (в семейном кругу и среди русских родственников его называли Джоржи, а среди друзей он носил прозвище «Атлет», так как действительно отличался мощным спортивным телосложением), сопутствовал Николаю Александровичу во время путешествия на Восток. Это было длительное плавание на крейсере «Память Азова», предпринятое наследником российского престола в 1890—1891 годах, которое началось в порте Триест на Средиземном море, а закончилось на Дальнем Востоке. Первым местом после Триеста, куда зашли русские суда, стали Афины, где и была сделана эта фотография.
Однако большую часть коллекции составляют фотографии иного плана. Небольшие по размеру и не всегда качественные снимки, сделанные «для себя», рисуют нам частную жизнь семьи последнего российского императора с конца XIX века и вплоть до революции 1917 г.
Известно, что Николай II и члены его семьи увлекались фотографией. В российских архивах сохранились тысячи снимков царской семьи, наклеенных в альбомы и просто «россыпью». Снимали много и подробно, так что порой из отдельных фотографий можно составлять целые серии, подобные кадрам киносъемки. Часто фотографии печатались в довольно большом количестве экземпляров, попадали в альбомы разных членов семьи, раздаривались и т. д. Примером домашней съемки может служить фотография, сделанная в одной из комнат дочерей Николая II в Александровском дворце. На ней — великие княжны, погруженные в повседневные вечерние домашние занятия: одна из них читает, сидя в кресле, другая также взялась за книгу, отложив вязание. Из-за плохой освещенности самодеятельному фотографу пришлось употребить долгую выдержку, поэтому изображение обивки кушетки «удалось» ему гораздо лучше, чем лица, оказавшиеся смазанными, тем не менее эта фотография доносит до нас ту атмосферу, которую не могут дать официальные и парадные кадры.
Обращает на себя внимание фотопортрет великой княжны Ольги Николаевны. Она снята в 1906 году в ходе фотосессии, когда были сделаны известные фотографии царской семьи, маленьких великих княжон вместе с цесаревичем, и отдельно — портреты каждого из детей. На ряде фотографий, на которых она снята вместе с сестрами, у Ольги Николаевны гордый, полный достоинства, несколько даже заносчивый вид. На нашем же портрете на первый план выступают ее мечтательность и мягкая задумчивость. Это романтический образ еще более подчеркнут круглой формой, которую придала фотографии, возможно, ее владелица.
Несколько иной портрет великой княжны Ольги Николаевны рисует в своих воспоминаниях фрейлина Софья Ивановна Тютчева, бывшая некоторое время воспитательницей царских детей. «Живая и умненькая» великая княжна Ольга, любимица Софьи Ивановны, была, по выражению своей воспитательницы, «главным коноводом» среди сестер, заводилой и руководителем их детских проделок. Однажды Тютчева обратилась к ней с предложением о содействии в нелегком педагогическом труде.
«Вы имеете влияние на ваших сестер, вы старше их и можете уговорить их слушаться меня и поменьше шалить». — «Ах, нет, — воскликнула она, — ведь тогда мне придется всегда хорошо себя вести, а это невозможно!».
Тютчевой нравились искренность и прямота суждений великой княжны Ольги Николаевны. «В душе я не могла не согласиться с тем, что она права, — пишет она далее, — что живой двенадцатилетней девочке очень трудно быть постоянным примером и образцом для других детей».
Впрочем, такой ответ впоследствии не мешал ей не раз останавливать не в меру расшалившуюся младшую сестру Анастасию.
Насколько можно судить по воспоминаниям окружавших царскую семью людей, со временем в характере Ольги Николаевны усиливаются лирические черты. Она сохраняет присущие ей инициативность и независимость суждений, но роль лидера среди сестер переходит к великой княжне Татьяне Николаевне. Воспитатель Цесаревича Алексея Николаевича П. Жильяр писал о великой княжне Татьяне:
«Благодаря своей внешности и достоинству, с которым она держалась, она затмевала сестру <великую княжну Ольгу>, а последняя и сама, не думая о себе, отодвигалась на второй план. Несмотря на это, сестры были искренне привязаны друг к другу».
Вот Татьяна Николаевна на фотографии, которую можно отнести примерно к 1914 году. Сделан этот снимок предположительно в Крыму, где царская семья проводила обычно часть лета.
Середина лета в семье Николая II была обычно отдана морским прогулкам на яхте «Штандарт». Роскошное судно, принадлежавшее государю, настоящий дворец на воде, курсировало вдоль балтийских берегов, у финских шхер. Пассажиры его часто сходили на берег, устраивали пикники, прогуливались по лесу, иногда охотились. На «Штандарте» Николай II в сопровождении семьи совершал и заграничные визиты.
Значительная часть фотографий коллекции, хранящейся в музее «Новый Иерусалим», относится ко времени этих летних морских путешествий. На них видно, как уютно было на яхте царской семье. На борту «Штандарта» они чувствовали покой и защищенность, каких не было вблизи бурлящей политическими страстями столицы. На яхте, вдали от порой не совсем дружелюбного по отношению к императрице Александре Фёдоровне царского двора, Николай II и его супруга находились среди немногих придворных и офицеров «Штандарта», составивших узкий дружеский кружок, какое-то время не распадавшийся и после окончания очередного плавания. На одной из фотографий мы видим на палубе яхты императрицу с лейтенантом Н.П. Саблиным, флигель-адъютантом Николая II и близким другом царской семьи, ставшим затем командиром «Штандарта» (у Николая Павловича Саблина в экипаже был однофамилец, Николай Васильевич, оставивший воспоминания о службе на яхте).
Дружеские отношения сложились у офицеров «Штандарта» с великими княжнами, что неудивительно, ведь юные великие княжны росли практически у них на глазах. Офицеры принимали участие в их детских играх и различных увеселениях, шуточных танцах, развлекали рассказами о морских приключениях.
Когда в начале 1910-х годов жителей обеих российских столиц охватило увлечение роликовыми коньками, не обошло оно и команду «Штандарта». На палубе яхты молодым офицерам и великим княжнам удалось устроить настоящий скетинг-ринг для катания.
Императрица, как вспоминает в своей книге начальник канцелярии Министерства Императорского Двора А.А. Мосолов, участвовала в играх детей и подолгу разговаривала с офицерами. Часть их каждый день приглашалась к высочайшему столу. Государь и его семья, со своей стороны, нередко принимали приглашение на чай в кают-компанию.
А.А. Мосолов несколько иронично замечает, что офицеров выбирали на яхту с таким расчетом, чтобы они умели создавать атмосферу идиллии и сказки. Впрочем, не всем эта идиллия казалось безмятежной. Воспитательница царских детей С.И. Тютчева находила, что вращаться целый день среди офицеров великим княжнам не следует, какими бы воспитанными и тактичными эти офицеры ни были. Поэтому она требовала от своих воспитанниц уделять основную часть времени занятиям и «всякому рукодельничеству», что не могло не наскучить молодым барышням. Однако сама Софья Ивановна в плаваниях на императорской яхте участия почти не принимала (она на это время получала отпуск), а ходивший на «Штандарте» Мосолов сравнивает в этом отношении яхтенных офицеров с пажами и рыцарями Средневековья. Кстати, дружба с офицерами распространялась иногда и на членов их семей. Так, великая княжна Анастасия состояла в переписке с молодой женой офицера Воронова.
Когда начались постоянные плавания царской семьи на «Штандарте», к маленьким великим княжнам были приставлены матросы, так называемые «дядьки», которые должны были оберегать девочек от разных случайностей и неприятностей на борту корабля, сопровождать их на берег. «Очень любим, — писал в своих воспоминаниях офицер «Штандарта» Н.В. Саблин, — был дядька при Анастасии Николаевне, самой живой и жизнерадостной из княжон, Бабушкин, очень «фартовый» матрос, отличный строевик, унтер-офицер». Когда смотришь на фотографию, на которой великая княжна Анастасия упрямо карабкается на свернутый канат, понимаешь, что постоянный присмотр «дядек» был необходим.
«Славная «Настасья», как звал ее государь, — вспоминал Н.В. Саблин, — была бедовая сорвиголова. Вечно растрепанная, вся растерзанная, она с утра до вечера носилась по яхте, лазила по мостикам, заглядывала, куда не следует, пока, наконец, ее со скандалом не уводили укладывать спать».
Частой гостьей на «Штандарте» была младшая сестра государя Николая II, великая княгиня Ольга Александровна, которую Н.В. Саблин называет «задушевным другом» юных великих княжон. Ольга Александровна приходила к шхерам на яхте «Полярная звезда», находившейся в распоряжении ее матери, императрицы Марии Федоровны, переходила на «Штандарт» и присоединялась к семье своего брата. Фотография из фондов музея запечатлела великую княгиню Ольгу Александровну и великую княжну Ольгу Николаевну во время отдыха на одном из островов.
Последний раз семья Николая II плавала на «Штандарте» в 1914 г. Именно тогда была сделана фотография, на которой мы видим сидящих на борту яхты великих княжон Марию, Ольгу и Татьяну, и рядом с ними офицеров «Штандарта». Слева стоит Н. Родионов, постоянный партнер Николая II по игре в теннис. Из дневниковых записей великой княжны Татьяны за 1914 год, относящихся ко времени после окончания плавания на «Штандарте», мы узнаем о ее неоднократных телефонных разговорах с Н. Родионовым и Н.П. Саблиным.
Еще одна фотография возвращает нас в детские комнаты царского дворца. Рядом со стулом, подобным тому, какой мы видели на фотографии великой княжны Ольги Николаевны, стоит ребенок в светлом кружевном платьице. Ребенок очень похож на маленького цесаревича Алексея Николаевича, каким мы его знаем по целому ряду фотографий. По существовавшему тогда обычаю, детей — как девочек, так и мальчиков, — вплоть до четырехлетнего возраста одевали обычно в платья. Правда, на этой фотографии мальчик (если это мальчик) выглядит слишком взрослым для такого одеяния. Но, может быть, данное ощущение создается оттого, что на лице у ребенка такое задумчивое и немного грустное выражение? Склоняюсь к мысли, что на фотографии изображен все-таки цесаревич, хотя окончательный ответ на этот вопрос требует дальнейших изысканий.
Атрибутирование данной коллекции вообще представляло немало трудностей, ведь снимки, за редким исключением, не подписаны. Даже там, где подписи есть, они вызывают некоторые вопросы. Например, пометки на обратной стороне одной из фотографий не совпадают с теми, которые сделаны близким другом царской семьи А.А. Вырубовой под схожей фотографией, помещенной в одном из ее фотоальбомов, хранящихся в Йельском университете. Можно назвать еще целый ряд примеров, так что впереди немало работы.
Использованная литература:
П. Жильяр. При дворе Николая II. Воспоминания наставника цесаревича Алексея. М.: Центрполиграф. 2006
А.А. Мосолов. При дворе последнего российского императора: записки начальника Канцелярии Министерства Императорского двора. М.: 2008
Н.В. Саблин. Десять лет на императорской яхте "Штандарт". СанктПетербург.: Петроний. 2008
С.И. Тютчева. За несколько лет до катастрофы. // Наше наследие. № 41. 1997
Автор: кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» Наталья Молодцова.