Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

В реальной жизни не общались, а финал «12 стульев» оказался для них пророческим: почему Миронов и Папанов так и не стали друзьями

Когда мы вспоминаем советское кино, перед глазами тут же всплывают образы Папанова и Миронова. Их дуэт – это жемчужина нашего кинематографа, украсившая такие шедевры, как «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «12 стульев». Зрители просто обожали каждую новую работу этих актеров, будь то на большом экране или на театральных подмостках. И почти все были уверены: в жизни они – неразлучные друзья, хотя на экране их герои частенько оказывались по разные стороны баррикад. Настолько легкими, искрометными были их диалоги, настолько их совместная работа напоминала какой-то феерический актерский капустник – было видно, что они получают истинное удовольствие от такого сотрудничества. Однако, как это часто бывает, за кулисами все обстояло совсем иначе. Их знакомство произошло на подмостках Театра сатиры. Анатолий Папанов к тому моменту уже четырнадцать лет верой и правдой служил под началом Валентина Плучека, когда в труппу ворвался юный и амбициозный Андрей Миронов. Сын прославленных артис
Оглавление

Когда мы вспоминаем советское кино, перед глазами тут же всплывают образы Папанова и Миронова. Их дуэт – это жемчужина нашего кинематографа, украсившая такие шедевры, как «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «12 стульев». Зрители просто обожали каждую новую работу этих актеров, будь то на большом экране или на театральных подмостках. И почти все были уверены: в жизни они – неразлучные друзья, хотя на экране их герои частенько оказывались по разные стороны баррикад. Настолько легкими, искрометными были их диалоги, настолько их совместная работа напоминала какой-то феерический актерский капустник – было видно, что они получают истинное удовольствие от такого сотрудничества. Однако, как это часто бывает, за кулисами все обстояло совсем иначе.

СЕРЬЕЗНЫЙ ВЕТЕРАН И МОЛОДОЙ ЛЕВ

Их знакомство произошло на подмостках Театра сатиры. Анатолий Папанов к тому моменту уже четырнадцать лет верой и правдой служил под началом Валентина Плучека, когда в труппу ворвался юный и амбициозный Андрей Миронов. Сын прославленных артистов, эдакий «мальчик-мажор», всегда одетый с иголочки в самые модные костюмы, он с первого взгляда не произвел на фронтовика Папанова лучшего впечатления.

Это ощущение лишь усилилось, когда новичок, едва успев появиться в театре, тут же получил несколько главных ролей в спектаклях. Для Анатолия Дмитриевича, человека неизбалованного, который честно и с полной отдачей играл даже самые крошечные роли и никогда ничего не требовал для себя, Миронов казался настоящим баловнем судьбы. Ему представлялось, что Миронов идет по жизни, пританцовывая, без малейших усилий получая все, что пожелает.

Папанов и Миронов
Папанов и Миронов

Однако со временем, как это часто бывает, первое впечатление оказалось обманчивым. Папанов и Миронов стали узнавать друг друга получше. И мнение Анатолия Дмитриевича кардинально изменилось – он начал глубоко уважать своего молодого коллегу за невероятный талант, поразительную настойчивость и упорство, видя, сколько титанического труда тот вкладывает в каждую свою роль.

НА ЭКРАНЕ – ВЕЧНЫЕ АНТАГОНИСТЫ

Большая часть советских зрителей открыла для себя и полюбила этот уникальный дуэт после того, как он впервые появился на киноэкране. Это произошло в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Папанов воплотил на экране образ строгого тестя, а Миронов – его зятя, мелкого жулика по фамилии Семицветов. «Казарменные» шуточки и раскатистый, грубоватый смех героя Папанова врезались в память всем зрителям, их цитируют до сих пор, и, кажется, будут цитировать еще долго.

Интересный факт: киношное начальство едва не уволило Папанова именно из-за такого прочтения образа. Его обвинили в чрезмерной «плакатности» и гротескной манере. Но актера отстоял режиссер – Рязанов, не выдержав абсурдности происходящего, прямо во время обличительного собрания встал и во весь голос прокричал:

«Свободу Анатолию Папанову!»

Это был настоящий акт мужества, который спас актера от несправедливого преследования.

Папанов и Миронов
Папанов и Миронов

Ещё более удачным стало сотрудничество артистов в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Здесь герой Папанова – грубоватый и бесцеремонный Лёлик – с одной стороны, опекает, а с другой, постоянно подтрунивает над своим молодым коллегой, интеллигентным и утонченным манекенщиком-контрабандистом Козодоевым.

После «Бриллиантовой руки» оба актера взлетели на вершину славы, став, пожалуй, главными звездами Советского Союза. Миронова осаждали восторженные поклонницы, которые так и норовили пронести его по улице на руках. А Папанов, чтобы спокойно сходить в магазин, вынужден был облачаться в шляпу, темные очки и бесформенный плащ, чтобы оставаться незамеченным.

И, наконец, триумф творческого дуэта закрепился их ролями в фильме Марка Захарова «12 стульев». Здесь все было наоборот: холодный и безжалостный Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова всячески издевается и насмехается над беспомощным и нелепым Кисой, которого сыграл Анатолий Папанов.

Папанов и Миронов
Папанов и Миронов

Финал «12 стульев» в некотором роде оказался пророческим: погибают оба главных героя, кино окончено, продолжения не будет. Больше Папанов и Миронов вместе не снимались, хотя продолжали выходить на сцену в общих спектаклях, радуя зрителей своим талантом.

УШЛИ ПОЧТИ ОДНОВРЕМЕННО

А в августе 1987 года коллеги покинули этот мир – почти одновременно. Сначала не стало Папанова, а всего через одиннадцать дней умер Миронов. После их смерти зрители с новой силой принялись приписывать им нежную дружбу при жизни. Было просто невозможно поверить в то, что, столько раз играя вместе, они не прониклись друг к другу теплыми чувствами.

Между тем, настоящей дружбы между ними не было и быть не могло. Эти люди были слишком разными, слишком отличались их взгляды на жизнь, их привычки, темперамент, манеры… Это были две планеты, вращающиеся на разных орбитах, лишь иногда пересекающиеся в творческом пространстве.

Папанов и Миронов
Папанов и Миронов

ВЕСЕЛЫЙ ТУСОВЩИК И СКРОМНЫЙ СЕМЬЯНИН

Анатолий Дмитриевич Папанов превыше всего ценил время, проведенное в кругу семьи, с самыми близкими людьми, в тишине и уюте родного дома. Ему не нужны были шумные компании, безудержное веселье до упаду, громкая музыка ночь напролет. А Андрей Миронов, наоборот, обожал веселиться в окружении приятелей, праздники отмечал обязательно в большой компании, и домой приглашал таких же, как и он сам, изысканных и нарядных гостей. Он был душой любой вечеринки, человек-праздник.

Папанов дружил со своими фронтовыми товарищами – он прекрасно знал, чего от них можно ожидать, их боевое братство не нуждалось в клятвах и доказательствах. Среди друзей Миронова были представители творческой богемы – артисты, режиссеры, музыканты, и в любой компании он блистал, мгновенно становясь центром внимания. Вокруг него постоянно вращались толпы обожателей, он купался в лучах славы и восхищения.

Папанов и Миронов
Папанов и Миронов

НЕ СТАЛИ БЛИЗКИМИ ТОВАРИЩАМИ

Как рассказывала единственная дочь Папанова, Елена, ее отец не слишком любил впускать в свою жизнь посторонних. Он был достаточно замкнутым и необщительным человеком, хотя многие его экранные герои производят совершенно иное впечатление – открытых, простых, «своих в доску».

И Андрей Миронов, несмотря на долгие годы совместной работы, так и не стал для него по-настоящему близким человеком – оставался «чужим». Они встречались только на сцене или на съемочной площадке. Расширять общение до неформального Папанов не считал нужным, для него это было излишним, неинтересным, даже утомительным.

«Андрей Александрович Миронов, по-моему, все-таки был тусовщиком. А папа — нет. И он еще по гороскопу Скорпион... Кстати, этот знак очень ему подходит: он и самоед был, и скрытный, и весь в себе... Такого, чтобы где-то кутить, гулять, не было никогда — он семью любил»,

- поделилась Елена Анатольевна своими воспоминаниями в одном из интервью, давая поклонникам ценные крупицы информации о характере отца.

Папанов и Миронов
Папанов и Миронов

Несмотря на колоссальную разницу в характерах, актеры сумели удивительно гармонично сработаться. У зрителей складывалось впечатление, что они понимают друг друга без слов – на каком-то подсознательном уровне, будто у них была невидимая нить, связывающая их творческие души. Одно из доказательств их тонкой душевной связи – пророческие слова Миронова, сказанные после смерти Папанова, о том, что он тоже вскоре уйдет – вслед за старшим коллегой. Так и получилось, что лишь усиливает мистический ореол вокруг этого удивительного дуэта.

А вам нравятся фильмы с Мироновым и Папановым? Пишите свое мнение в комментариях.

Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!