Найти в Дзене
Новое досье

Пешеходный Невский

Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов... В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать. - Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой телёнок» "Пешеходов надо любить" - писали Ильф и Петров. И следуя этой заповеди, наш любимый Невский проспект нежданно-негаданно полюбил пешеходов, пусть и ненадолго и, пожалуй что, не по своей воле. Причины этой любви объяснять не хочется, да вы их, скорее всего, и сами знаете (ну, или можете легко узнать), для меня важен сам факт. Честно говоря, я оказался на пешеходном Невском не для фотосессии, а по каким-то своим мелким делам, и делал снимки, что называется, на бегу, поэтому каких-то особо ярких видов, жанровых зарисовок и сцен мне запечатлеть не удалось. Тем не менее я, как и большинство прохожих,

Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов... В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать. - Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой телёнок»

"Пешеходов надо любить" - писали Ильф и Петров. И следуя этой заповеди, наш любимый Невский проспект нежданно-негаданно полюбил пешеходов, пусть и ненадолго и, пожалуй что, не по своей воле. Причины этой любви объяснять не хочется, да вы их, скорее всего, и сами знаете (ну, или можете легко узнать), для меня важен сам факт.

-2

Честно говоря, я оказался на пешеходном Невском не для фотосессии, а по каким-то своим мелким делам, и делал снимки, что называется, на бегу, поэтому каких-то особо ярких видов, жанровых зарисовок и сцен мне запечатлеть не удалось. Тем не менее я, как и большинство прохожих, ощутил какую-то особую атмосферу, царящую на главной питерской улице. Удалось ли ее передать - это уже другой вопрос. И почему-то создалось впечатление, что прохожих на тротуарах было все-таки больше, чем на проезжей части проспекта, несмотря на то, что различия между ними де-факто исчезли - быть может, все дело в привычке и силе инерции?

Почему-то мне вспомнилось знакомое еще по школьной программе стихотворение Александра Блока "Двенадцать"

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового
—Гуляй, ребята, без вина!
-3

Наверное, похожие чувства испытывали жители Питера в далеком 17-ом году, когда рухнула царская власть, и всем казалось, что наступила эпоха свободы и процветания.

Городовых, то есть полицейских, я тоже не видел или, быть может не заметил, но они, вне всяких сомнений, были где-то неподалеку. Тишина над Невской башней, то есть думой и вокруг, тоже имела место быть, но не абсолютная. Нарушали ее по-преимуществу уличные музыканты, вокруг которых мгновенно собирались толпы зрителей.

На самом деле у меня в голове вертелось множество замечаний и рассуждений, но в конечном итоге я решил, что лучшими комментариями к статье будут цитаты из знаменитой повести Николая Васильевича Гоголя, которая так и называется: "Невский проспект"

Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга.
-4
Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!

Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем (это, что называется, "цитата дня")

-5
Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках.
-6

Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!

-7
Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте.
-8
От двух до трех часов пополудни...происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой — греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый — перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая — ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой — усы, повергающие в изумление
-9
Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства.

«Дивно устроен свет наш! — думал я, идя третьего дня по Невскому проспекту... — Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Все происходит наоборот.

-10
Все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.

Кстати, это отличная идея - снять пешеходный Невский в темное время суток, "когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов... ну, и так далее. Чем не тема для следующей статьи?