Найти в Дзене
Дом Римеоры

Бог и камень: о парадоксе всемогущества

Среди острых вопросов, которые атеисты задают верующим, уже не первое столетие весьма популярен следующий: Может ли Бог создать камень столь тяжёлый, что Он не сможет его поднять? Этот вопрос, известный также как парадокс всемогущества, является слабо завуалированной попыткой взять Бога на слабо. Понятно, что Он на неё не отвечает. Но нам, людям, ответить на него было бы полезно. Ибо, если сам ответ вполне очевиден, то его обоснование представляет собой нетривиальную задачу. * * * Начнём с модальностей. В языке существуют глаголы, передающие не само действие, а отношение субъекта к действию. Их называют модальными. В европейских языках системы модальных глаголов достаточно запутаны. Наиболее логичный вариант, как обычно, предложили немцы. В их языке имеется шесть модальных глаголов, передающих три модальности; каждую в двух вариантах: внешнем и внутреннем. Указанные модальности различны для обычного, среднего человека, но переносить их на Бога некорректно. Не будем сейчас обсуждать ра

Рене Магритт "Стеклянный ключ"
Рене Магритт "Стеклянный ключ"

Среди острых вопросов, которые атеисты задают верующим, уже не первое столетие весьма популярен следующий:

Может ли Бог создать камень столь тяжёлый, что Он не сможет его поднять?

Этот вопрос, известный также как парадокс всемогущества, является слабо завуалированной попыткой взять Бога на слабо. Понятно, что Он на неё не отвечает. Но нам, людям, ответить на него было бы полезно. Ибо, если сам ответ вполне очевиден, то его обоснование представляет собой нетривиальную задачу.

* * *

Начнём с модальностей.

В языке существуют глаголы, передающие не само действие, а отношение субъекта к действию. Их называют модальными.

В европейских языках системы модальных глаголов достаточно запутаны. Наиболее логичный вариант, как обычно, предложили немцы. В их языке имеется шесть модальных глаголов, передающих три модальности; каждую в двух вариантах: внешнем и внутреннем.

  • Долженствование:
  1. внутреннее — müssen / ich muss (быть должным по внутреннему расположению),
  2. внешнее — sollen / ich soll (быть должным по поручению / указанию);
  • Желание:
  1. внутреннее — wollen / ich will (хотеть),
  2. внешнее — mögen / ich mag (любить, иметь расположение к чему-то);
  • Способность:
  1. внутренняя — können / ich kann (мочь, уметь);
  2. внешняя —dürfen / ich darf (мочь, иметь разрешение).

Указанные модальности различны для обычного, среднего человека, но переносить их на Бога некорректно. Не будем сейчас обсуждать различение внешних и внутренних модальностей (очевидно, что для Бога все они внутренние). Остановимся на противопоставлении "мочь - хотеть - быть должным".

-2

Уже по нашему практическому опыту мы знаем, что по мере роста сил и возможностей субъекта это противопоставление начинает стираться. Раздобудьте миллиард, и вы увидите, что ваше "хочу" и "могу" значительно сблизились. Что уж говорить о всемогущем Господе? Логично предположить, что для него будет существовать единственная, неразделённая модальность.

Здесь уместно вспомнить, в качестве аналогии, основные взаимодействия природы. При энергиях, характерных для нашего окружения, их четыре: гравитация, электромагнитное, сильное и слабое. Но по мере роста энергии взаимодействий, разница между ними исчезает. Как предполагают учёные, при очень высоких, недостижимых для нас сейчас уровнях энергии взаимодействие остаётся только одно.

Следовательно мы можем заменить формулировку вопроса, приведённого в начале статьи, на синонимичную:

Хочет ли Бог создать камень столь тяжёлый, что Он не захочет его поднять?

Это по-прежнему вопрос. Ответить на него можно утвердительно или отрицательно. Но парадокса в нём уже нет.

* * *

Парадокс всемогущества не создаёт каких-либо проблем для Бога. Он является следствием ограниченности наших сил и возникает из-за употребления привычных слов далеко за границами их применимости.

Просто для Бога нужны другие слова...