Кондиционеры в поездах, конечно, хорошо, но… Они работают только когда поезд идет. За короткое время температура падает, потом вагон останавливается на час на солнцепеке, и температура снова вырастает. О такой поездке пишет читательница Татьяна.
«Что-то они перестарались»
Я ехала в южном поезде из Адлера в Петербург. На улице стояла жара за 35. Мы сели в плацкартный вагон – душегубка. Стоит поезд на посадке, кондиционер не работает, солнце шпарит в окна, воздух тяжелый, будто в бане. Люди с рюкзаками и чемоданами только зашли, но уже все мокрые.
Поехали – и вдруг чудо. Кондиционер загудел, заработал активно, и довольно быстро вагон наполнился прохладой. Настолько, что я оделась, легла на полку, укрылась одеялом. Кто-то даже заметил вполголоса:
– Что-то они перестарались, но лучше так, чем баня.
Но радость оказалась недолгой. Вагон устроен так, что как только длительная стоянка – система отключается. Так и случилось. Мы остановились на солнцепеке. Стояли почти час, и за это время вагон превратился в сауну. Люди начали снимать кофты, кто-то остался в майке, кто-то в шортах. Одна женщина махала газетой, другая достала дорожный вентилятор.
– Ну это издевательство! – возмутилась соседка по купе. – Почему нельзя, чтобы он работал и на стоянке?
Поехали. Но кондиционер не включился. Я пошла к проводнику.
– Извините, а почему кондиционер выключен? У нас там духота невыносимая.
Проводник, молодой парень, посмотрел устало:
– Его попросили отключить, люди жалуются, что дует слишком холодным воздухом. Вот я и убавил.
– Так у нас в вагоне +30, – говорю я. – Люди обливаются потом.
Из первого купе (отсека) вышел мужчина в спортивных штанах и с полотенцем на плече:
– Молодой человек, вы решите как-то. Мы то замерзаем, то в бане сидим. Это же не нормально.
Проводник пожал плечами:
– Я же не могу угодить всем сразу. Одним жарко, другим холодно. У кондиционера нет среднего режима – он либо работает, либо нет.
Кто-то с верхней полки крикнул:
– А давайте лучше окна откроем!
В ответ раздался смех.
– Ага, они глухо запаяны, а на улице 35, какой смысл? – заметила женщина.
Поезд идет – холодно, стоит – жарко
Мы снова поехали, кондиционер включили. Вагон постепенно охладился, и опять начались жалобы.
– Меня прямо продуло, – сказала девушка из моего отсека с противоположной верхней полки. – Голова болит, нос заложило.
– А я только от жары отдышалась, – вздохнула бабушка с боковой. – И что теперь делать?
– Мне врач говорил, что кондиционер – это зло, – вмешался мужчина лет сорока. – Нельзя под ним спать, продует моментально.
– Так что, лучше пусть нас сварят? – огрызнулась я.
Получалось замкнутое кольцо: пока поезд идет – холодно и дует, как только стоит – становится душно, хоть вещи выкручивай. Люди балансировали между двумя крайностями – то кутаются в одеяла, то сидят полуголые.
Авторский комментарий.
Ситуация, в которую попала Татьяна, знакома многим пассажирам. Причина кроется в особенностях системы кондиционирования, которую используют в российских пассажирских вагонах.
Она устроена так, что в момент стоянки при выключенном генераторе питание на кондиционер не поступает, и тогда вагон нагревается очень быстро. Другой момент – регулировка температуры. Технически кондиционер действительно работает «рывками»: подает поток холодного воздуха, чтобы снизить температуру, а не создает постоянный мягкий климат, как это устроено в более совершенных вагонах.
Для сравнения: в импортных составах воздух всегда подается с одинаковой температурой, без резких перепадов. В вагоне ощущается равномерный микроклимат. Например, так работают системы в «Сапсанах» или «Ласточках». У нас же получается качели – либо слишком жарко, либо слишком холодно.
Ситуацию усугубляет и конструкция вентиляционных отверстий. В российских вагонах они находятся только под потолком, и поток холодного воздуха падает сверху вниз, нередко прямо на пассажиров. В идеале отверстия должны быть распределены и по бокам, и снизу – тогда температура выравнивалась бы плавно.
«Ледяная струя прямо в лицо»
…Разговор продолжался.
– Я вот только начала засыпать, и тут ледяная струя прямо в лицо, – пожаловалась девушка. – Завтра буду с насморком.
– А я наоборот рад, что хоть прохладно, – возразил мужчина. – Вчера в другом поезде ехал – кондиционер вообще не работал. Там хоть и духота, но все молчали. Вы просто не закаляетесь и сидите в душных помещениях. Вот и боитесь движения воздуха.
– Может, кнопка какая есть? – вмешался студент со второй верхней полки. – Чтобы самому регулировать?
Проводник вздохнул:
– Нет у нас такой кнопки. Все идет централизованно. Мы только можем включить или выключить, да еще мощность немного подрегулировать.
В купе завязалась дискуссия.
– Так кому претензии предъявлять? – спросила соседка. – Проводнику? Он тут один на весь вагон. Производителям вагонов? Или начальству РЖД?
– Да всем сразу, – отозвался мужчина с полотенцем. – Это же системная проблема. Одни вагоны с 90-х, другие новые, но толку мало.
Девушка с телефоном показала картинку:
– Вот, смотрите, в Европе в поездах система называется «климат-контроль». Там датчики постоянно измеряют температуру и сами регулируют поток. Никто не мерзнет и не задыхается.
– Ну, у нас тоже вроде пытались, – заметил другой пассажир. – В двухэтажных вагонах сделали что-то похожее. Но там своя беда – вагон считает, что температура уже нормальная, и снижает приточку. В итоге душно, как в лифте. А еще в разных купе разная температура.
Авторский комментарий.
Эта проблема действительно обсуждается специалистами. Решение может быть в изменении самой архитектуры системы – размещении сопел кондиционера не только сверху, но и снизу, в районе батарей и под окнами (так, кстати, сделано в двухэтажках и вагонах габарита РИЦ, которые в России производились совместно с Siemens).
Тогда воздух циркулировал бы мягко и равномерно. Еще один вариант – установка индивидуальных заслонок, чтобы пассажир мог регулировать поток в своем купе. И хотя такие решения есть (например, в «Гранд Экспрессе»), к ним все равно много вопросов – ведь
…Мы ехали дальше, и картина повторялась. Поезд разгонялся – в вагоне ледяная струя, люди закутывались. Остановка – духота, стоны и жалобы. Кто-то обмахивался газетой, кто-то пил воду литрами. Один парень пошутил:
Все равно придется терпеть
– У нас тут квест «Выживи в плацкарте». То ли замерзнешь, то ли сваришься.
Смех пробежал по вагону, но в нем слышалась усталость. Люди понимали: все равно придется терпеть.
Пассажиры в таких случаях нередко делятся на лагеря – «за кондиционер» и «против». И спорить можно бесконечно.
Но объективно – система нуждается в серьезной модернизации. Сегодня пассажир в российском поезде вынужден жить в режиме качелей: жара – холод – жара. И это, пожалуй, главный недостаток, который портит впечатление даже от самого удобного рейса.