В поездках мне казалось преступлением много спать и проводить время в гостинице. Поспать можно и дома, думала я, а в новом городе нужно смотреть-смотреть, и мне всегда было мало времени.
Там, где люди писали, что осмотрели всё за 3 часа, и делать там больше нечего, мне не хватало и недели.
Но в Магадане я вдруг почувствовала совершенно иное. Что даже поспать в чужом городе приятно, если дома вечно дел по горло. Нужно же когда-то позволять себе и просто отдыхать. И почему бы не провести в гостиничном номере полдня?
Я так думала, потому что после шестичасового перелёта и в общей сложности примерно восьмичасового нахождения в самолёте (+ время в аэропорту) мне очень хотелось спать.
Накануне заселения в гостиницу ночи у меня считай что и не было.
В самолёте всё проходит совсем не так, как в поезде. В поезде сколько бы времени он ни шёл, в котором часу вы бы не сели в него, всегда в определённое время наступает ночь, и проводник выключает или приглушает свет. В поезде время течёт медленнее, и подавляющее большинство людей ложится спать. Те, кто садятся глубокой ночью, или выходят, стараются приглушать голоса и разговаривать тише. Если нет, то на них обязательно кто-то шикнет, чтобы замолчали и не мешали другим спать.
А в самолёте всё совсем не так.
Ощущения при смене часового пояса на 8 часов
Я вам уже рассказывала, но повторюсь, мы вылетели из Москвы вечером на закате. Мне вскоре стало хотеться спать, но спать никто и не собирался. Такое ощущение, что вообще никто, кроме меня, не хотел спать.
Все ждали напитков, еды и чего-то ещё.
А через 2 часа внезапно наступил день, и стало светить солнце. И даже те, кто дремал, начали просыпаться.
По прилёту мой 12-летний сын Макс сказал, что вообще не понимает, когда начался этот день и не понимает на какое время он себя чувствует. Но позже, когда мы уже шли по Магадану, заявил, что перешёл на магаданское время и спать ложиться будет тоже по магаданскому времени. Мне же хотелось улечься спать немедленно. Хотя ни у меня дома, ни в Магадане вечер ещё не наступил.
Но не могу сказать, что такая усталость произошла из-за смены часовых поясов. Я часто с дороги, если еду с пересадками, а не на одном поезде, хочу спать, потому что в пути устаёшь сильнее, и сон в дороге часто не крепкий. А тут я и вовсе не спала толком в пути.
Я еле нашла в себе силы, чтобы после заселения в гостиницу пойти с Максом в Краеведческий музей, к морю и погулять по городу.
Я совсем не хотела есть. Я не клевала носом во время прогулки, но вечером заснула, кажется, моментально, как только голова коснулась подушки. Однако я очень рада, что всё таки не легла спать днём, а, благодаря Максу, уже в первый день познакомилась с Магаданом и увидела Охотское море.
Магадан. День второй
Утром я проснулась без будильника. Спали мы около десяти часов, поэтому вполне себе отдохнули.
Звуки утра в Магадане помогли мне почувствовать, что наступило всё-таки утро, а не полночь.
В 8:00 по магаданскому времени я совсем не ощутила, что дома-то в это время уже полночь. Не знаю, что там творилось с моими биологическими часами, возможно трёхдетное материнство их давно сломало, но думается мне, что утро в моём сознании в первую очередь определяют не некие биологические ритмы, а обстановка вокруг.
Мне главное спать часов по 8-9 через определённые промежутки бодрствования. Хотя, если за окном будет темень и тишина, я наверно не смогу полноценно бодрствовать. Но в Магадане я увидела утро, и людей идущих по всей видимости на работу.
Какие бы мысли не посещали меня накануне, утром я решила, что спать в гостинице, когда так мало дней находишься в таком труднодоступном и дорогом городе, – преступление. Второй раз может и не побываем здесь никогда.
Мы с Максом, проснувшись, пошли гулять по Магадану, несмотря на то, что моросил дождь. Сначала, естественно, позавтракали в ресторане нашей гостиницы, у нас в проживание были включены завтраки по системе "Шведский стол". Не бог весть какой ассортимент, но нам нормально.
Ехать в этот день я никуда не планировала, решив провести спокойный день в городе.
Я вообще очень люблю разные города, мне всегда интересно посмотреть, а как там у них и сравнить со своим городом.
По городам я предпочитаю ходить, и, если позволяет время и обстоятельства, не беру автоэкскурсии, потому что уверена – только пешком можно познать город.
А если ещё и без экскурсовода, то наверняка ждут приключения, особенно если любишь короткие дороги и доверяешь навигатору. Кстати, в Магадане отлично работает интернет и геолокация не сбивается, я в Орле уж отвыкла от этого.
Туристский информационный центр Магаданской области
Сначала мы зашли в Визит-центр, расположенный в здании напротив нашей гостиницы. Там я рассчитывала купить сувениров и записаться на морскую экскурсию.
Но оказалось, что в дни нашего пребывания в Магадане экскурсий нет. Вернее была одна пешеходно-автобусная, которая должна была состояться через два дня, но её отменили, потому что не набралось нужное количество людей. А морских экскурсий не предполагалось вовсе, они у них проводятся примерно два раза в месяц. Нам не совпало. Ну вот как так? А я лично днём ранее видела таких же туристов, как и я, которые хотели бы, как привыкли на условном Чёрном море, прям сейчас отправиться на морскую прогулку или иную экскурсию. Но в Магадане так нельзя. Там нужно бронировать сильно заранее и без гарантий.
Зато нам предложили очень редкую экскурсию на вертолёте, прям повезло, то ли первый раз в этом сезоне будет, то ли второй. Стоимость 30 тысяч рублей с человека. Увы, но это нам не по карману.
Интересующих меня сувениров оказалось немного. Магнитики и статуэтки медведей меня не интересуют. Я хотела детских книг о Колыме, украшений из бивня мамонта или зубов моржа и копию какого-нибудь значимого магаданского памятника в свою коллекцию.
В итоге серьги из клыка моржа дочке я не купила. Выбор слишком маленький, их там всего две пары было, и я решила поискать позже в других местах, а если не сложится, то купить здесь потом. У меня почему-то возникли сомнения, что за 2500 серьги изготовлены из того, из чего и заявлено, неужели клыки моржа и бивни мамонтов – это такой дешёвый материал? Но проверить это я всё равно никак не смогу.
Приобрела копию Маски скорби, напечатанную на 3Д-принтере (ссылка на рассказ об этом памятнике в конце статьи).
А вот книг в продаже не оказалось, но мне сказали, что издательство, выпускающее замечательные книги, находится в этом же здании, и я могу подняться к ним и приобрести книги по адекватным ценам.
Магаданское издательство "Охотник"
Магаданское издательство "Охотник" выпустило классные детские книги небольшими тиражами, одну такую книгу я уже купила из дома, остальные видела на Авито и интернет-барахолках по заоблачным ценам. Полиграфия у книг суперская, но не за 4-7 тысяч же продавать издания! В издательстве я купила книги по 1000 и менее рублей. Ага, те самые, что на Авито видела за 4 и даже 10 тысяч рублей! Книги я купила со сказками на основе местного эпоса. Для младшего почти 6-летнего сына преимущественно.
После посещения визит-центра и издательства пришлось, конечно, возвращаться в гостиницу, чтобы оставить там тяжеленные книги.
Нулевой километр в Магадане
Мы направились к магаданской нулевой версте, которая выполнена в виде петли Мёбиуса и установлена на карте Магаданской области, расположенной на Магаданской площади недалеко от нашей гостиницы. Макс всем таким интересуется, он хотел посмотреть и на петлю, и на карту.
Но увидели мы лишь забор, огораживающий стройку, – идёт реконструкция площади.
Нам печально, но зато в Магадане через год появится новое классное общественное пространство.
Очевидно, что город преображается, один парк "Маяк" чего стоит. Всем бы городам такое благоустройство, как в Магадане.
Не солоно хлебавши, мы решили прогуляться вдоль реки Магаданки.
Она мелкая, быстрая, шумная.
Нам нужно было перейти дорогу, но пешеходного перехода не было, пришлось вернуться назад.
Река Магаданка
Мы шли по проспекту Ленина в сторону Колымского шоссе.
Перешли по мосту речку Магаданку и оказались как бы в тупике: тут не было ни перехода через дорогу, поворачивающую от моста направо и идущую параллельно реке, ни тротуара вдоль реки.
Была лишь грязная обочина. Навигатор показывал, что если пойти по берегу Магаданки, то можно дойти до следующего моста, по которому мы вернёмся обратно в ту часть города, где расположена наша гостиница.
Очевидно, что легально можно было только вернуться назад, а нам хотелось увидеть что-то новое.
И я решила идти, как показывал навигатор, заодно и Свято-Троицкий кафедральный собор с другого берега реки посмотреть. Этот собор – один из крупнейших храмов на востоке нашей страны и один из самых высоких во всей России.
Идти по обочине дороги было грязно, скользко и страшно. Продолжал моросить дождь, машины проезжали совсем близко, хорошо хоть не часто.
Я держала сына за руку и себя чувствовала очень некомфортно, понимая, что это не место для туристических прогулок, да ещё и с ребёнком, да ещё и не вполне здоровым ребёнком.
С облегчением я шагнула на тротуар моста через Магаданку, когда мы до него дошли. Но, пройдя по мосту, мы обнаружили, что с той стороны тротуара тоже нет.
Но сразу от моста была тропа через "поле" у реки. И нам ничего не оставалось, как пойти по этой тропе.
Возле реки было живописно, цветущий иван-чай притягивал взор. Но пахло неприятно. Тухляком.
На отмелях посередине реки виднелись мёртвые чайки и рыбы. Зрелище меня потрясло.
Пару месяцев назад я с сыновьями три недели была в Анапе, где как известно произошла экологическая катастрофа – разлитие мазута в море. Но мы много гуляли по побережью, и лишь однажды наткнулись на мёртвую замазученную птицу. А тут не успели приехать и уже куча мертвячины без всяких широко известных катастроф. О естественной гибели рыбы после нереста я даже не подумала тогда, настолько далека была от всего этого. Почему умерли чайки я так и не узнала.
Тропа привела нас к ограждению, за которым была парковка. Цивилизованного прохода к парковке я не обнаружила, но не назад же идти? Пришлось лезть через забор, благо он был невысоким. Оказалось, что вылезли мы на парковку перед зданием городского суда.
С парковки было непонятно куда идти, чтобы наконец-то попасть на тротуар. Тут мы увидели мужчину в костюме и спросили у него, как выбраться отсюда. Судя по выражению лица мужчина был несколько обескуражен, подумал наверное, что за придурки и откуда вылезли мокрые и в грязной обуви. Может это был судья какой-нибудь...
Золотая комната в Магадане
Мы вполне благополучно, если не считать грязной обуви и мокрых штанов, вышли к цивилизации и отправились в расположенный рядом с Кафедральным собором Геологический музей, хотелось посмотреть коллекцию рассыпного колымского золота и увидеть уникальный самородок, который был извлечён из желудка старой коровы, представляющий собой сросток золотого самородка и горного хрусталя.
Но, увы, оказалось, что музей работает раз в неделю по средам, а мы прилетели в Магадан в четверг и улетали почти через неделю в среду и до отправления в аэропорт никак не успевали побывать в музее.
Геологический музей – не самостоятельная организация, а подразделение магаданского филиала научной организации со сложным названием – ФГБУ "Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу".
Я попыталась подоговариваться об индивидуальной экскурсии, охранница даже звонила кому-то, но тщетно. Строго в среду и даже не с утра, так что шансов успеть до отъезда в аэропорт не было.
Вернулись в гостиницу обедать. А потом снова пошли гулять неспеша. Кстати, из-за накрапывающего дождя мы в этот единственный за шесть дней нашего пребывания пасмурный день надевали куртки в Магадане, но в итоге таскали их в руках, потому что жарко, потому что днём всё равно около 20 градусов было несмотря на дождь.
Узел памяти в Магадане
Пришли в сквер Победы.
Там расположен Узел памяти – это памятник героям фронта и тыла.
Памятник представляет собой действительно узел – сплетённые тела людей. Что к чему сразу и не поймёшь. Поэтому привожу вам далее то, что я прочитала в путеводителе по Магадану.
В памятнике слито воедино пять фигур. Центральная фигура – женщина с ребёнком, которая олицетворяет собой Родину-мать, а вокруг неё размещены солдат-защитник, геолог-первооткрыватель и узник ГУЛАГа.
Там же рядом в сквере на плитах выбиты имена жителей Колымы, погибших на фронте и установлена стела с именами Героев Советского Союза жителей Магадана.
Городской парк Магадана – кусочек тайги
Затем мы отправились в городской парк, чтобы посмотреть на город с высоты колеса обозрения.
Но аттракционы не работали, хотя, если верить их графику, то должны бы были. И выглядели они так, будто бы в этом году и не работали вовсе (на самом деле работали, и мы потом в другой раз покатались).
Та часть парка, по которой мы шли выглядела запущено и местами диковато.
Настоящий лес, а не парк.
Позже я узнала, что это лес и есть – во время строительства Магадана кусочек тайги сохранили для парка. Мне об этом таксист рассказал и потом ещё экскурсовод.
Это очень старый парк, он существует почти с момента основания города (Магадан основан в 1929, а парк – в 1935 году).
Мы хотели выйти из леса по маршруту из навигатора, но прохода там не оказалось – забор, перестроили маршрут – и снова забор. И непонятные строения, и стул стоит.
Пошли напрямик через лес на шум города, вышли, правда я чуть в яму не свалилась.
На перекрёстке улиц в кольце рядом с городским парком телевышка стоит. Условно от неё начинается колымский тракт.
Обратила внимание, что по городу, во всяком случае в центре, установлены декоративные заборчики с медведями. Позже экскурсовод нам рассказывал, что медведи в город не заходят, но был случай, когда забежал подросший медвежонок, наверно заблудился.
Северная ходьба
А потом мы отправились в молодёжный центр на лекцию о северной ходьбе (она же скандинавская).
И поучаствовали в мастер-классе, который как раз в парке и проводили, так что мы снова вернулись в парк.
В тот день была тренировка парной ходьбы. Я и Макса замучила, и сама замучилась. Оказалось, что скандинавская ходьба довольно энергозатратна, если не филонить и делать всё правильно, соблюдая технику. Или это с непривычки мы так устали.
Я, кстати, узнала много нового о скандинавской ходьбе. И те бабушки, что ходят у нас по набережной с палками, просто ходят с палками, а не занимаются скандинавской ходьбой, и палки у многих трекинговые, а не для ходьбы.
А потом через этот дикий парк мы отправились в пиццерию ужинать, по пути встретили деревянные скульптуры – тотемы.
В Магаданском парке, кстати, много всего интересного, мы потом там ещё раз гуляли в другой его части. Там и памятники, и детские и спортивные площадки, и японское здание.
С чувством гордости собой мы вернулись в гостиницу спать, с мыслью, что, когда вернёмся домой, нужно будет отыскать у нас федерацию скандинавской ходьбы и может быть заняться этим спортом, ведь он действительно доступен даже самым слабым, а пользу несёт очевидную.
- Здесь про Маску скорби:
- А здесь приключения следующего (третьего) дня в Магадане:
- Не забывайте, что у меня есть ТГ-канал, там путевые заметки онлайн, присоединяйтесь:
- Как прошёл первый день, день прилёта, читайте здесь: