«Картины Варе не отдам» - эта фраза актрисы Ксении Хаировой стала финальным аккордом семейной драмы, которая по накалу страстей затмила даже самые лихие мелодрамы советского кинематографа
А знаете, как начинаются самые громкие скандалы? Не с криков и разборок, а с тихого шепотка в театральной гримерке: «Слышала, у дочки Талызиной такие дела творятся...» И вот уже по всей театральной Москве ползет слух о 56 миллионах рублей, которые словно испарились в воздухе вместе с картинами знаменитого художника.
История семьи Непомнящих-Талызиных развернулась как классический детектив с элементами семейной саги - здесь есть все: загадочные смерти, полицейские облавы, пропавшие миллионы и две сестры, которых судьба развела по разные стороны баррикад. Но обо всем по порядку, потому что эта история стоит того, чтобы ее рассказать от начала до конца.
Звездные гены и проклятие таланта
Ксения Хаирова получила звездную ДНК в подарок от судьбы - мать Валентина Талызина, икона советского кино, отец Леонид Непомнящий, художник, чьи работы украшали музеи по всему миру. Казалось бы, живи и радуйся! Но как говорится, не все то золото, что блестит на экране.
«Муж беспробудно пил и постоянно заводил интрижк- на стороне», - вспоминала в мемуарах Талызина о первом браке.
Маленькую Ксюшу пришлось отдать бабушке - звездная мама попросту не справлялась с ролью матери в реальной жизни. Двенадцать лет брака закончились взаимными изменами: у Талызиной начался бурный роман с партнером по фильму «Иванов катер» Юрием Орловым, а Непомнящий нашел утешение в объятиях художницы Татьяны Нещерет.
После развода Леонид женился на любовнице Татьяне, и в 1986 году у него родилась вторая дочь Варвара. Две сестры, разница в возрасте, разные матери - классическая схема для семейных дрязг в будущем.
Мексиканские страсти и московские реалии
Пока старшая Ксения строила актерскую карьеру, снимаясь в популярных сериалах вроде «Сыщиков» и «Московской борзой», младшая Варя росла в художественной семье, которая то уезжала в Мексику ( изначально туда эмигрировал художник в 90-ые), то возвращалась обратно. Леонид Непомнящий к тому времени уже обрел мировую славу - его картины продавались за баснословные суммы, а двухкомнатная мастерская в Москве стала настоящей сокровищницей.
«Дядя Леня был весь в работе, - рассказывает племянница Татьяны Нещерет Екатерина Резвова. - Меня всегда возмущали рассказы Валентины Талызиной о беспробудном пьянстве и изменах. Если бы он был таким пьяницей, разве добился бы такого успеха?»
Вот она, правда жизни - у каждой стороны своя версия событий. Но время расставило все по местам: Талызина так и осталась одна, а Непомнящий с новой семьей прожил долгие счастливые годы.
Роковой ноябрь 2021 года
И тут начинается самое страшное. 29 ноября 2021 года семья Непомнящих готовилась к отъезду в Мексику - билеты куплены, картины упакованы, квартира продана. Леонида уже мучила болезнь Альцгеймера, но планы на будущее еще теплились. И вдруг - как гром среди ясного неба.
«В 11 утра к ним в мастерскую ворвались пятеро человек, трое в полицейской форме, - передает слова Вари ее двоюродная сестра Екатерина. - Они обвинили Варю в краже из супермаркета в Красногорске. Абсурд полный - девочка там никогда не была!»
А дальше началась какая-то мистика. Варю увезли, мать связали, отца оставили одного в комнате. К вечеру девушку вернули, затолкали к отцу и запретили выходить.
«Через некоторое время наступила тишина, - рассказывает Екатерина. - Варя вышла - мать Татьяна Нещерет была мертва. Без инфаркта, без инсульта. Просто перестала дышать.»
О чем молчат на ток-шоу? О том, что в мастерской лежали пачки денег от продажи квартиры, хранились драгоценные камни и десятки бесценных картин. Но ничего не украли! Тогда зачем весь этот цирк с переодеванием?
Материализация старшей сестры
Сразу после гибели Татьяны Нещерет «каким-то образом материализовалась» Ксения Хаирова. До этого момента сестры практически не общались - слишком большая разница в возрасте, слишком разные жизни. Но тут старшая сестрица взяла все в свои руки: организовала похороны, утешала Варю, а заодно предложила забрать на хранение деньги и картины отца.
«Варя - человек очень доверчивый, добрый, наивный, как ребенок, - объясняет Екатерина. - Когда Ксения предложила забрать ценности на хранение, моя двоюродная сестра согласилась.»
Хаирова приехала с оценщицей и увезла около 70 полотен - каждое стоимостью примерно 10 тысяч долларов. В переводе на нынешний курс получается те самые 56 миллионов рублей. Без расписки, без документов, просто «на хранение».
А потом началось самое интересное. Ксения сообщила Варе и отцу: пора оформлять их недееспособность, чтобы она могла стать их опекуном. Вот тут даже больной Леонид Непомнящий взбунтовался - отказался от освидетельствования. Может, болезнь еще не затуманила его понимание того, что происходит?
Завещание и человеческая жадность
А ведь Ксения прекрасно знала: по завещанию отца ей ничего не достается. «Все свое движимое, недвижимое и иное имущество оставляю своей дочери Варваре Нещерет» - одна фраза, которая перечеркивала все планы старшей дочери. Но если стать опекуном отца и младшей сестры, то можно распоряжаться их имуществом. Логично, не правда ли?
Пока Хаирова плела свои интриги, она поселила в Варину квартиру собственную дочь Настю.
«Мол, ты же с отцом в мастерской живешь, жилье пустует», - рассказывает Екатерина.
И тут младшая сестра наконец поняла, что происходит, и позвонила двоюродной сестре за помощью.
Полицейские засады и театр абсурда
Когда Екатерина с «группой поддержки» примчалась в мастерскую, началась настоящая комедия. Ксения тоже приехала, но ей не открыли дверь. Что сделала опытная актриса? Правильно - вызвала полицию и заявила, что «некие аферисты препятствуют ее общению с отцом».
«Она говорила полицейским, что мы - группа мошенников, которые хотят втереться в доверье и обобрать больного художника», - вспоминает адвокат Тогрул Фараджов.
А на следующий день Хаирова решила действовать радикально - вызвала частных санитаров, чтобы забрать отца на принудительное освидетельствование. Хорошо, что адвокат успел приехать с полицией - Леонида Михайловича удалось отстоять.
Банкротство и последние картины
Дальше события развивались как по нотам детективного романа. Ксения сняла со счета Вари 500 тысяч рублей и положила их в банк на свое имя, выписав сестре доверенность. Юридически получилось, что она распорядилась своими деньгами - доказать неосновательное обогащение не удалось.
Леонид Непомнящий скончался в ноябре 2023 года на руках у младшей дочери. Ксению родственники Нещерет видели последний раз на его похоронах. С того дня она в жизни сестры не появлялась.
А вот и последний штрих к портрету: решением Арбитражного суда в апреле 2024 года Ксения Хаирова признана банкротом - накопились долги по налогам и кредитам. В опись имущества картины отца, естественно, не попали. Удобно, правда?
«Варе я их не отдам»
Два месяца назад ушла из жизни Валентина Талызина - ее тело нашла сиделка. Мать похоронили на Ваганьковском кладбище, а дочь осталась с чужими картинами и собственной правдой.
«Варя нездорова, - заявляет Ксения Хаирова. - Она превратила дом в проходной двор, каких только маргиналов я там не встречала! Картины были бы не в безопасности. Поэтому я взяла работы отца на хранение. Варе я их не отдам.»
Интересная логика: сначала забрать без документов, потом объявить сестру нездоровой, а в финале прикрыться благородными мотивами.
«У меня были планы сделать выставку творчества отца», - добавляет актриса. Только вот планы почему-то отложились из-за смерти матери.
Эпилог: кто кого перехитрил?
Сейчас Варя живет у двоюродной сестры, приезжает в отцовскую мастерскую и пишет картины - говорят, у нее творческий подъем. Она стесняется своего заикания и избегает общения с журналистами. А Ксения готовится к новым судебным разбирательствам - Варя с адвокатом требуют вернуть картины законному наследнику.