Найти в Дзене

Алжир: кратко о многовекой истории населения и религии

Алжир В древности на территории Алжира проживали ливийские племена европеоидного типа - предки большинства населения Северной Африки, а также берберов. Как и многие древние народы ливийцы почитали духов предков, приносили жертвоприношения часто в рощах, считали, что боги обитают в различных природных объектах. Опять же, как и большинство заимствовали богов у соседних народов. Постепенно часть берберских кочевых племён переходила к отгонному скотоводству и земледелию, возникали города. На территории будущих Туниса и Алжира сформировалось государство Нумидия. Нумидийцы приносили человеческие жертвы почитаемым ими Солнцу и Луне. Возможно, сказалось влияние финикийцев и власть Карфагена. Жители Нумидии кроме прочего поклонялись местам, откуда они были родом. С III века до н.э. по III н.э. нумидийцы пользовались ливийской письменностью, основанной на финикийском алфавите. В 46 году до нашей эры римские войска одолели нумидийцев, с этого времени территория Нумидии постепенно стала вхо

Изображения, сгенерированные нейросетью
Изображения, сгенерированные нейросетью

Алжир

Физическая карта Алжира. Яндекс: картинки
Физическая карта Алжира. Яндекс: картинки

В древности на территории Алжира проживали ливийские племена европеоидного типа - предки большинства населения Северной Африки, а также берберов. Как и многие древние народы ливийцы почитали духов предков, приносили жертвоприношения часто в рощах, считали, что боги обитают в различных природных объектах. Опять же, как и большинство заимствовали богов у соседних народов.

Постепенно часть берберских кочевых племён переходила к отгонному скотоводству и земледелию, возникали города. На территории будущих Туниса и Алжира сформировалось государство Нумидия. Нумидийцы приносили человеческие жертвы почитаемым ими Солнцу и Луне. Возможно, сказалось влияние финикийцев и власть Карфагена. Жители Нумидии кроме прочего поклонялись местам, откуда они были родом. С III века до н.э. по III н.э. нумидийцы пользовались ливийской письменностью, основанной на финикийском алфавите.

Нумидия. Яндекс: картинки
Нумидия. Яндекс: картинки

В 46 году до нашей эры римские войска одолели нумидийцев, с этого времени территория Нумидии постепенно стала входить в состав римских провинций.

Судя по изображениям и надписям на стелах времён Римской империи население провинций на территории Северной Африки продолжало почитать пунических и своих богов. Берберские племена, общаясь с финикийцами, греками и римлянами присоединяли их верования, что повлияло на религиозную практику и объединило традиционные верования с новыми.

Постепенно происходила ассимиляция пунийцев и берберов римлянами. Здесь развился особый латинский язык.

Принятие христианства официальной религией Римской империи способствовало быстрому распространению в Северной Африке, особенно среди развитой городской культуры.

Населения уже давно недовольное римской администрацией, в частности введением налогов и требованием, чтобы римскому императору поклонялись как Богу. Христианство стало религией протеста, жители игнорировали требование чтить императора посредством церемоний жертвоприношения.

Пунийское и берберское население оказало влияние на развитие местной христианской традиции. В африканской церкви главным являлись проповеди культа мучеников.

К середине II века распространение Евангелия достигло дальних поселений, до отрогов горного хребта Телль-Атлас и песков пустыни Сахара. Кочевые племена берберов приходившие на рынки для торговли или обмена, к концу II века познакомились с Евангелием.

За пределами городов продолжали поклоняться традиционным богам, например, Баал-Хаммону (эквивалент Сатурна) и Баал Танит (богине плодородия).

Христианство оставалось латинской религией, несмотря на то, что Евангелие перевели на пунийский и берберский языки, но Библию нет.

В 429 году вандалы под предводительством короля Гейзериха ушли с территории Испании, они переплыли на кораблях Гибралтар и начали захватывать римские провинции в Северной Африке.

По мирному договору 435 года император Западной части Римской империи Валентиниан III признал за вандалами завоёванные земли в обмен на ежегодную дань.

19 октября 439 года вандалы нарушили договор, захватив Карфаген. С этого времени Карфаген стал главным городом правителей вандалов и союзных с ними племён. И считается датой основания королевства вандалов и аланов на территории современных Туниса, северо-восточного Алжира и северо-западной Ливии.

Вандалы ко времени завоевания приняли христианство, но в арианском истолковании. Среди местных африко-римлян преобладало православное вероисповедание, хотя находилось немало сект различного толка

В 534 году армию вандалов разбило войско Византии и Северная Африка вошла в состав Восточной части Римской империи.

К VII веку большая часть населения Северной Африки в городах и в прибрежных районах давно исповедовала христианство. Языческие верования оставались среди кочевнических берберских племён.

Первое официально организованное Халифатом вторжение в Северную Африку начато в 647 году.

После гражданской войны арабы продолжили завоевания в Северной Африке. В 665 году началось новое военное вторжение в Африканский экзархат.

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Прекращение гражданской войны позволило халифу возобновить завоевание Северной Африки...В 698 году арабы вошли в Карфаген. Предвидя возможность византийского контрнаступления, разрушили город. Его камни послужили материалом для строительства города Туниса недалеко от руин бывшего римского Карфагена.

В начале VIII века арабы захватили почти всю Северную Африку и в дальнейшем эти земли образовали три области: Египет с центром в Фустате, Магриб (современные Марокко и Алжир) с наместником в Фесе и Ифрикия с центром в Кайруане.

Территории исламских государств с 622 по 750 годы.
Территории исламских государств с 622 по 750 годы.

К 709 году вся Северная Африка находилась под контролем Арабского халифата.

Завоевание Северной Африки длилось шесть десятков лет.

Афро-римляне (африканские римляне) сохранили никейское христианство, в некоторых районах до XIV века. На территории бывшего Карфагенского экзархата, в особенности на территории нынешнего Туниса и северо-восточного Алжира, афро-римляне продолжали составлять большинство до конца IX века. 

Арабы не всегда уничтожали античные центры, чаще создавали свои города в новых местах, куда постепенно переселялось автохтонное население, подпадавшее под арабское и исламское влияние.

Изображение, сгенерированное нейросетью
Изображение, сгенерированное нейросетью

По данным Ибн Халдуна, берберы отступали от ислама до двенадцати раз в 70 лет, в то время как другие восприняли ислам суннитского толка.

Некоторые древние берберские верования ещё существуют, как элементы берберской массовой культуры и традиций, например, представление о святых людях (марабутах).

В XIV веке Православие среди местных жителей практически исчезло, осталась память о нём в языке и фольклоре.

После французского вторжения в 1830 году вместе с европейскими переселенцами в Алжире некоторое распространение получила Римско-католическая Церковь.

После признания независимости Алжира Францией в 1962 году и эмиграции большинства европейцев влияние христианства резко упало.

Ныне Алжир мусульманская страна суннитского толка.

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Этнический состав населения Алжира: арабы и арабизированные берберы — около 83 %, берберы — около 17 %, прочие — менее 1 %.

Официальный язык Алжира - литературный арабский. Стандартный алжирский берберский язык признан в качестве национального языка.

По данным на 2018 год, 99,1% алжирцев идентифицировали себя как мусульмане, 0,4% — как христиане, 0,4% — как неверующие и 0,1% — как евреи.

Спасибо за внимание