Найти в Дзене

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ-ГОРОД В ВОЕННОЙ ФОРМЕ. Первая часть.

К 80-летию Победы во Второй мировой войне. Не менее шести десятков лет для характеристики города в книгах, печати, выступлениях, на экскурсиях использовались слова: «Город комсомольской славы», «Город трудовой славы» и »Форпост обороны на Дальнем Востоке». Но, если со «Славой» все было понятно, то с «форпостом»…Вообще понятие форпоста - «передовой», если же «форпост обороны» - то «передовой пост военных сил». Но бюро путешествий и экскурсий города никакой информацией о военных в городе (кроме военных строителей) не располагало. Возможно, имелось ввиду наличие в городе двух заводов: судостроительного и авиационного. Но в путеводителе Е.В.Дороднова «Знакомьтесь: Комсомольск-на-Амуре», выпущенном в 1980 году, было написано, что авиационный завод выпускает катера «Амур», детские велосипеды и др. «А в настоящее время – изготовляет агрегаты для современного воздушного лайнера Ил 62М». Что касается завода им. Ленинского Комсомола – его продукция - дизель-электроходы ледокольного типа. Бывал
Фрагмент памятника военным строителям - участникам ледового перехода. Комсомольск-на-Амуре.
Фрагмент памятника военным строителям - участникам ледового перехода. Комсомольск-на-Амуре.

К 80-летию Победы во Второй мировой войне.

Не менее шести десятков лет для характеристики города в книгах, печати, выступлениях, на экскурсиях использовались слова: «Город комсомольской славы», «Город трудовой славы» и »Форпост обороны на Дальнем Востоке». Но, если со «Славой» все было понятно, то с «форпостом»…Вообще понятие форпоста - «передовой», если же «форпост обороны» - то «передовой пост военных сил». Но бюро путешествий и экскурсий города никакой информацией о военных в городе (кроме военных строителей) не располагало. Возможно, имелось ввиду наличие в городе двух заводов: судостроительного и авиационного.

Но в путеводителе Е.В.Дороднова «Знакомьтесь: Комсомольск-на-Амуре», выпущенном в 1980 году, было написано, что авиационный завод выпускает катера «Амур», детские велосипеды и др. «А в настоящее время – изготовляет агрегаты для современного воздушного лайнера Ил 62М». Что касается завода им. Ленинского Комсомола – его продукция - дизель-электроходы ледокольного типа.

Бывали случаи, когда туристы из западных городов страны во время пребывания на площади Макарова (перед судостроительным заводом) могли крикнуть на весь автобус: «Это тот завод, где атомные лодки делают?» Экскурсоводы спокойно объясняли, что именно выпускает завод.

Поэтому военная история Комсомольска-на-Амуре стала восстанавливаться где-то в начале 2000-х годов, если не позже.

***

Угроза военного нападения или военного конфликта на Дальнем Востоке со стороны Японии или Китая в конце 1920-х - начале 1930-х годов была столь вероятна, что правительством СССР было принято решение об укреплении дальневосточной границы.

Началась военизация Дальнего Востока: насыщение территории войсковыми частями и подготовка к строительству оборонных заводов. Военному положению на Дальнем Востоке и Забайкалье в начале 1930 годов посвящена книга Андрея Светланина (псевдоним Н.В.Лихачева) «Дальневосточный заговор», в середине 1930-х годов служившего в штабе Дальневосточной армии военкором.

Командующий РККА, Маршал Советского Союза В.К.Блюхер в своем выступлении на 17 съезде ВКП(б) в 1934 году привел три факта, свидетельствующие о подготовке Японии к войне и о том, что подготовка эта идет в нашу сторону:

- Огромное стратегическое железнодорожное строительство. В течение двух последних лет Япония сумела построить в Маньчжурии свыше 1000 км железнодорожных путей, ведущих к нашим границам.

- Дорожное строительство. За эти же года там же построено 2200 км грунтовых дорог. Либо идут к нашей пограничной полосе, либо подтягиваются из Внутренней Маньчжурии.

- Аэродромное строительство. Японцы построили свыше 50 аэродромов и авиационных баз, сконцентрированных в треугольнике Мукден - Харбин - Цицикар.

Карта с границей  между   СССР  и Маньчжурией
Карта с границей между СССР и Маньчжурией

***

У истоков города стояли военные. Так, председателем комиссии, которая выбирала место для строительства Амурской верфи (судостроительного завода) был назначен Ян Борисович Гамарник, заместитель наркома по военным и морским делам СССР.

Первый начальник строительства завода № 126 (назначен в марте 1932 года) К.Р. Золотарев все свои предложения по выбору места согласовывал с начальником Глававиапрома П.И.Барановым.

К приезду строителей этих заводов в районе села Пермское уже располагались войсковые части. Именно от них строители получили палатки, фотографии которых можно увидеть почти в любой книге о Комсомольске. Военные предоставляли машины, в которых заболевших строителей по льду Амура увозили в Хабаровск, и красноармейские пайки (их получало более 500 человек - инженеров и техников). В 1933 году жители Комсомольска познакомились с краснофлотцами Амурской военной флотилии. Краснофлотцы присутствовали на закладке Амурского судостроительного завода 12 июня и помогали городу строить водопровод. «На акватории бросили якорь подшефные корабли «В» и «Т». 95 краснофлотцев работали 4 часа, прокопав 160 метров траншеи (А.С.Григорьев).

Канонерка Амурской военной флотилии
Канонерка Амурской военной флотилии

В январе 1934 года в город пришел ОВСК - Особый Военно-строительный корпус.

Благодаря военным строителям в городе была решена проблема доставки леса с Пиванского берега. Круглый лес был заготовлен в количестве 30 000 кубометров, но в середине марта встали лесозаводы, так как все машины были заняты на перевозке грузов из Хабаровска.

Возникла идея ледового канала. Во многих книгах о Комсомольске автором ее называется Василий Сухнев. Но историк А.С.Григорьев своими исследованиями установил имя подлинного автора - Леонид Давыдович Розенберг, до приезда Викторова исполнявший обязанности начальника строительства (Викторов был прислан на замену Каттеля).

Канал прорубали трижды во время февральско-мартовских вьюг в течение целого месяца. 20 марта канал вступил в строй. Но, рассчитанный на пропускную способность в 1000 бревен в сутки, он еле-еле пропускал 200-300 бревен, а через десять дней вообще замерз. Викторов, Розенберг и парторг стройки Верный вместе с комбригом Малинниковым прошли пешком всю трассу канала. Выяснилось, что русло канала забито шугой, в некоторых местах канал ссужен «до одного бревна». Везде разбросаны кирки, ломы, багры, лопаты. Ответственных нет. Потому что народ на канал собирали «с миру по нитке» - рабочие с Жилстроя, ОРС, транспорт, охрана, школы, конторы…

Комбриг Малинников предложил поставить на канал пять батальонов военных строителей (пять тысяч человек), а гражданских «вернуть на места».

Из воспоминаний комиссара бригады И.Куприна:

«На канале круглосуточно дежурили командиры и политработники, инженеры и техники, здесь неотлучно находились санитарные линейки с врачами и медикаментами. Солдаты часто, особенно ночью, падали в ледяную купель, и приходилось без промедления доставлять их в госпиталь. Мы с командиром бригады тоже не уходили с Амура. Малинников днем на канале, я - ночью. По двенадцать часов».

Ледовый канал Пивань-Комсомольск
Ледовый канал Пивань-Комсомольск

Сплав леса с Пивани по Амуру вошел в историю Комсомольска-на-Амуре как ледовый канал.

Также военными строителями была построена РЭС - резервная электростанция.

Камень для ее строительства доставлялся по ледовой дороге с бетонитового завода. РЭС вступила в действие 19 июля 1934 года.

Фрагмент памятника военным строителям - участникам ледовог8го перехода.
Фрагмент памятника военным строителям - участникам ледовог8го перехода.

В 2002 году военным строителям – участникам ледового перехода - был установлен памятник работы скульптора С.В.Николина и архитектора В.Н. Редколиса. Но ведь не все военные строители были участниками ледового перехода ( а только пять тысяч).

С приходом военных строителей в городе открылся первый госпиталь № 302.

Первый госпиталь.
Первый госпиталь.

В 1930-х годах в числе объектов, построенных военными строителями в городе - 32 деревянных 12-квартирных и 16-квартирных домов, кирпичный дом дирекции Дальпромстроя, роддом (год постройки 1936 г.).

Родильный дом
Родильный дом

А также: школа-десятилетка № 1 им. Серго Орджоникидзе (1935-1936 гг.), школа №№ 15 (1937 год,) дома № 31 и 49 по ул. Кирова (1937 и 1938 гг.).

Школа № 1 со стороны ул. Пионерской
Школа № 1 со стороны ул. Пионерской

Школа № 15 по ул. Краксногврдейскй.
Школа № 15 по ул. Краксногврдейскй.

Дом № 49 по ул. Кирова
Дом № 49 по ул. Кирова

В доме № 49 в течение нескольких дней проживал экипаж самолета "Родина",совершивший в 1938 году перелет Москва - Дальний Восток. (Это тема отдельной статьи).

Экипаж самолета "Родина"  1938 год.
Экипаж самолета "Родина" 1938 год.

На Дземгах военными строителями были построены 6 деревянных и углебетонных домов, школы №№ 7 и 8 (годы постройки 1935 и 1936.), водопровод, Дом офицеров Советской Армии и др.

 Бывший Дом офицеров Советской Армии на Дземгах.
Бывший Дом офицеров Советской Армии на Дземгах.
Бывшая школа № 7 постройки 1935 года.
Бывшая школа № 7 постройки 1935 года.

Напомню, что речь шла о строительстве двух оборонных заводов с рабочими поселками при них в районе с. Пермское и стойбища Дземги. Следуя логике и территория между этими строительствами должна была быть закреплена за военным ведомством. Но этого не произошло.

***Новый город оказался в зоне военизации, точнее, сам стал зоной военизации.

Справка: Одно из определений военизации: подготовка или приспособление хозяйства страны (в данном случае Дальневосточного края) и ее населения к войне.

А «первой ласточкой» подготовки к войне стало строительство авиационного завода - «поближе к воде». Долгое время первоначальное место его строительства на Дземгах считалось ошибкой строителей. На самом деле цеха завода, по словам его первого директора Золотарева, сознательно сдвигали к Амуру, чтобы при бомбардировке бомбы падали в воду.

***Документы суженных заседаний президиума горсовета в городском архиве начинаются только с 1937 года (предыдущие погибли при затоплении архива). Согласно им, горсовет безоговорочно выделял военным земельные участки для дислокации войсковых частей, полигонов, аэродромов, бензоскладов, наземных бомбохранилищ.

В частности, в 1938-1939 гг. были отведены участки для размещения:

- завода автоаккумуляторов,

- артиллерийского завода,

- армейских складов 2-й ОКА,

- бензоскладов Амурской флотилии,

– бомбоскладов,

- заводов №№ 6 и 13 Главков,

- нефтезавода,

- химзавода.

Остро встал вопрос с госпиталями. Военные хотели получить под них уже построенную военными строителями школу № 1 и роддом. Горсовет согласился вместо них отдать под госпиталь почти построенную школу № 17.

Школа №  17, отданная под госпиталь № 1999.
Школа № 17, отданная под госпиталь № 1999.

Школа № 26.
Школа № 26.

В 1940 году была построена школа № 26.

С началом войны, в августе 1941 года, были подобраны помещения для приспособления под временные военные госпитали восьми школ в кирпичных зданиях, судостроительном техникуме и двух домах культуры Красной Армии. Почти 3000 койкомест.

***Комсомольская Военно-морская база ТОФ упоминается еще в 1940 году. В Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГА ВМФ) в одной из описей Фонда Управления тыла Комсомольской Военно-морской базы перечислены фамилии 50 военнослужащих базы.

В 1942 году на базе Комсомольской Военно-морской базы был сформирован 50-й отряд новостроящихся и капитально-ремонтируемых надводных и подводных кораблей ТОФ, впоследствии – 257-й Отдельный дивизион строящихся подводных лодок ТОФ. Именно в нем готовились экипажи для военных судов, построенных на Амурском судостроительном заводе.

***С началом Великой Отечественной войны в городе резко выросла потребность в жилье для военных в связи с увеличением их числа.

Корпусом (ОВСК) к началу войны были построены 4-5-этажные кирпичные многоэтажки со всеми удобствами на ул. Пионерской, Кирова, Калинина, Красногвардейской и других. Помещения в них отдавали под жилье для начсостава и командования Красной Армии, для управленцев Дальневосточного фронта, для КЭЧ гарнизона.

Кроме того для нужд Дальневосточного фронта был составлен список жилых, кульбытовых и производственных объектов, порядка 80-ти, которые должны были быть изъяты у предприятий.

За Комсомольским гарнизоном были закреплены все клубы города, барачный поселок, дома индивидуального сектора трех поселков. И даже – здание Управления Нижне-Амурского ИТЛ (даже - потому что лагерное ведомство считалось неприкасаемым) – всего около 14 тысяч квадратных метров площади. Но места размещения заключенных - около 15 тысяч кв.метров в районах заводов, на которых они работали ( №№ 126, 313, 364, НПЗ, кирзавода и др.) отбить у Лагеря не удалось.

Все, что построено ОВСК за время его нахождения в Комсомольске (до июня 1941 года,) перечислить невозможно, но хотя бы часть: фабрика-кухня, эллинги на заводе № 199, ТЭЦ второй очереди, аккумуляторный завод.

Фабрика-кухня постройки 1941 ггода.
Фабрика-кухня постройки 1941 ггода.

Дом офицеров Советской Армии постройки 1940 года.
Дом офицеров Советской Армии постройки 1940 года.

***

С началом Великой Отечественной войны почти весь корпус ушел на фронт. Но, начиная с 1941 года им на замену были присланы девять отдельных строительных батальонов ( 9 - 11 тысяч человек). В трудовых книжках их владельцев было написано, что они призваны в РККА. По их словам, командование объявило стройбатовцам, что они являются инженерно-техническими войсками. Их направили в Особый отдел НКВД Комсомольского гарнизона. Оттуда их перевели в Комсомольское ГО НКВД. В основном, это были родственники репрессированных (при реабилитации они будут относиться к пострадавшим от репрессий) Я в свое время пыталась найти аналогичные войска на пределах СССР. Не встречались. Только для Комсомольска, как и военные строители. Я бы их назвала «военные строители второго призыва». Они строили сернокислотный завод и завод Амурсталь (котлованы, мартеновский, прокатный огнеупорный цеха, возводили первую дымовую трубу мартеновского цеха).

Жили они в районе ТЭЦ в солдатских казармах батальонов ОВСК.

***

Все командующие дальневосточными войсками в 1938-1945 гг. посещали Комсомольск-на- Амуре. А именно:

Блюхер Василий Константинович
Блюхер Василий Константинович

Блюхер Василий Константинович (1889 - 1938гг.)

Был в Комсомольске в 1933 году на закладке Амурского судостроительного завода как командующий ОКДВА (Особая Краснознаменная Дальневосточная Армия)

Апанасенко Иосиф Родионович
Апанасенко Иосиф Родионович

- Апанасенко Иосиф Родионович (1890 -1943 гг.) С января 1941 г. по апрель 1943 года командующий войсками ДВФ (Дальневосточный фронт).

Был в Комсомольске в декабре 1941 года с проверкой выполнения заданий на заводе № 199 (судостроительный).

Пуркаев Максим Алексеевич
Пуркаев Максим Алексеевич

- Пуркаев Максим Алексеевич (1894 - 1953 гг.). Командующий войсками Дальневосточного округа 25.4.43. по 4.8.45.

По свидетельству бывшего связиста И.В.Русских на «Десятую стройку» (Радиоцентр) прямо на бронепоезде приезжал Пуркаев, так как она была «заявлена на военных»( тема свободна для поиска).

***

Что мы знаем о защитниках нашего города в годы войны, об их количестве, качестве (родов войск) ? Да почти ничего, кроме «своих», среди которых: Амурская военная флотилия и ее Управление тыла, отряд строящихся военных кораблей (ТОФ), авиационный гарнизон, 302 военный госпиталь.

И я считаю большой удачей, что мне удалось найти ранее неизвестных защитников города.

В 1945 году состоялись выборы в Верховный Совет СССР. Как для гражданских лиц, так и для военных в городе были образованы избирательные участки. Но для военных – закрытые. Всего 34 участка для воинских формирований, еще не покинувших наш город. Формирования были обозначены поименно . Вот они:

Управление 35-й стрелковой дивизии, 352-й Ленинградский стрелковый полк, 119-й Троицко-Савский артиллерийский полк, 826-й минометный полк, гарнизон пехотного училища, Управление 97-й дивизии ПВО и рота связи, батальон внутренних войск охраны НКВД, Петропавловский полк, 893-й эвакогоспиталь Наркомата обороны (НКО), 1887-й и 752-й зенитно-артиллерийские полки, 305-й, 407-й, 465-й, 571-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы, 79-1 зенитно-прожекторный полк., 35-й отдельный полк резерва офицерского состава, 23-й, 512-й, 975-й,77-й, 175-й воинские склады НКО.

Это перечисление позволяет сделать вывод о концентрации воинских частей в городе с учетом того, что ряд воинских подразделений к тому времени уже покинули охраняемые территории.

На выборах 1946 года в Верховный Совет РСФСР было создано 24 закрытых избирательных участков для военных. Но все они были уже скрыты под номерами.

Войны закончились. Наступило мирное время (продолжение следует).

Марина Кузьмина

Фотографии из источников свободного доступа и личного архива автора