Найти в Дзене
КОСМОС

Пропеллерная катастрофа и трагедия на рейсе 304 Trans-Canada Air Lines

9 июля 1956 года рейс 304 авиакомпании Trans-Canada Air Lines, выполнявшийся на самолёте Vickers Viscount 700, потерпел серьёзную аварию из-за катастрофического отказа винта при полёте над Флэт-Рок, штат Мичиган. Во время рейса из Чикаго в Торонто и Монреаль винт №4 оторвался от двигателя. Один из лопастей винта с огромной силой пробил пассажирский салон, рассек первый ряд кресел. Трагически, это привело к мгновенной гибели молодой женщины, летевшей со своими двумя маленькими детьми, в то время как ещё четверо пассажиров и одна стюардесса получили ранения. Дети, к счастью, не пострадали. Пилоты немедленно объявили чрезвычайную ситуацию, начали экстренное снижение и направили самолёт в Виндзор, Онтарио, где успешно совершили аварийную посадку. Только после посадки экипаж узнал о жертвах в салоне. Основная часть лопасти и оставшиеся части винта были позднее найдены неподалёку от Флэт-Рок, тогда как небольшой фрагмент остался внутри самолёта.

«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!

Эта катастрофа стала значимой, поскольку это был первый случай аварии с участием самолёта Vickers Viscount в регулярной эксплуатации и первый зафиксированный случай потери винта на турбовинтовом самолёте. В то время Trans-Canada Air Lines была первой североамериканской авиакомпанией, эксплуатировавшей Viscount, который получил высокую оценку за свои тихие двигатели и минимальную вибрацию по сравнению с традиционными поршневыми самолётами. Инженеры Vickers изначально считали, что плавно работающие турбовинтовые двигатели Rolls-Royce Dart делают потерю винта маловероятной.

Расследование канадских властей показало, что в приводе масляного насоса вышла из строя коническая шестерня, что привело к прекращению смазки механизма винта. Эта поломка вызвала расцепление винта с двигателем и его неконтролируемое вращение с высокой скоростью. Во время аварийного снижения пилоты допустили разгон самолёта почти до предельной скорости, что создало чрезмерную нагрузку на уже повреждённый винт. Именно это сочетание факторов, вероятнее всего, привело к разрушению винта в воздухе. Такой режим отказа, связанный с конической шестернёй, не был предусмотрен конструкторами самолёта и не рассматривался в эксплуатационных руководствах или программе подготовки пилотов.

Катастрофа рейса 304 вынудила авиационную отрасль пересмотреть представления о надёжности турбовинтовых винтов. Этот инцидент подчеркнул необходимость новых инженерных стандартов и аварийных процедур для случаев возможного отказа винтов.

Сам самолёт представлял собой четырёхдвигательный Vickers Viscount, построенный в 1955 году и переданный Trans-Canada Air Lines в июне того же года. После службы в Канаде он был продан частному американскому оператору в 1964 году, а позже — компании Air Inter во Франции. Самолёт был выведен из эксплуатации и разобран на металлолом в 1975 году после почти двух десятилетий службы.