Найти в Дзене
ЯпростоЯ

Стены усадьбы Никольское-Обольяниново помнят прошлое

– "Помните, голубушка, как баба Клавдия рассказывала, что барская усадьба Никольское-Обольяниново тоже когда утопала в цветах?" – "Конечно, помню, это были её любимые воспоминания. Сегодня о былой роскоши напоминают лишь величественные колонны дома, а на стенах сохранилась лепнина. Да, графские пруды ещё помнят прогулки хозяев." После вечерней службы в церкви Николая Чудотворца две дамы присели на лавочку в цветочном саду около храма. Они любовались храмом, который был поднят из руин, наслаждались благоухающим ароматом цветов в саду и вспоминали истории о былой жизни в барской усадьбе. – "Милая, а ведь храму нашему почти 240 лет, он старше каменной усадьбы будет". Отдыхающие дамы говорили всё правильно. Двор помещиков с садом и деревянный храм были построены ещё при Лодыгиных. Они владели селом более 100 лет. К сожалению, баба Клавдия мало знала о барине Алексее Васильевиче Лодыгине. С годами данные о нём затерялись и были скудными. Проходили года и владельцем села стал Власов Пётр
Оглавление

Усадьба Никольское- Обольяниново
Усадьба Никольское- Обольяниново

– "Помните, голубушка, как баба Клавдия рассказывала, что барская усадьба Никольское-Обольяниново тоже когда утопала в цветах?"

– "Конечно, помню, это были её любимые воспоминания. Сегодня о былой роскоши напоминают лишь величественные колонны дома, а на стенах сохранилась лепнина. Да, графские пруды ещё помнят прогулки хозяев."

Барский пруд
Барский пруд

После вечерней службы в церкви Николая Чудотворца две дамы присели на лавочку в цветочном саду около храма.

Они любовались храмом, который был поднят из руин, наслаждались благоухающим ароматом цветов в саду и вспоминали истории о былой жизни в барской усадьбе.

Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца

– "Милая, а ведь храму нашему почти 240 лет, он старше каменной усадьбы будет".

Отдыхающие дамы говорили всё правильно.

Двор помещиков с садом и деревянный храм были построены ещё при Лодыгиных. Они владели селом более 100 лет.

К сожалению, баба Клавдия мало знала о барине Алексее Васильевиче Лодыгине. С годами данные о нём затерялись и были скудными.

Власов

Проходили года и владельцем села стал Власов Пётр Михайлович с женой Анной Иссаевной.

Его жена в девичестве носила фамилию Шафирова. Её дед был великим дипломатом при Петре I. Пётр Шафиров стал первым бароном в России. Во время Прутского похода Шафиров с Б. Шереметьевым были отправлены на переговоры к неприятелю, когда русская армия, Пётр I и будущая его жена попали в окружение. Они добились хороших условий и все благополучно вышли из окружения.

При новых хозяевах стоял господский одноэтажный дом, который был окружен садом, а в вблизи расположились три пруда.

Через 14 лет Пётр Михайлович Власов на месте деревянной часовни построил новую каменную церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца в Подъячево
Церковь Николая Чудотворца в Подъячево

Храм сохранился до нашего времени, пережив революцию и кровопролитную войну.

Икона в церкви Николая Чудотворца
Икона в церкви Николая Чудотворца

– "Помнишь, милая, как баба Клавдия рассказывала, что достопримечательностью храма была икона, которую подарила императрица Елизавета Петровна жене Власова, Анне Иссаевой. На ней было изображение Святого Иоанна Милостевого и святой Анны.

– "Возможно, так оно и было. Ведь Анна Иссаевна, когда была ещё ребёнком, попала под опеку Елизаветы Петровны, а потом стала её фрейлиной.

Восстановленная печь в церкви Николая Чудотворца
Восстановленная печь в церкви Николая Чудотворца

По соседству с усадьбой Никольское-Обольяниново, в которой жили Власовы, стояла усадьба Горки, владельцы который были Яньковы.

В 1793 году Дмитрий Александрович Яньков женился на Елизавете Петровне. Первое время они жили в Горках, а потом часто заезжали в усадьбу и навещали Власовых.

-7

Пройдут года и внук Елизаветы Петровны напишет книгу "Рассказы бабушки", в которой будут отрывки об усадьбе Никольское-Обольяниново и о её хозяевах.

Свидетельство Е.П. Яньковой на 1793 г.
"Когда мы приехали в Гарушки, нашли самый радушный прием от почтенного и милого старика Власова Петра Михайловича.
- Спасибо вам, матушка моя, Елизавета Петровна, что вы посетили старика, премного меня утешили. Я вместе с батюшкой вашим служил, он мне хороший всегда был приятель, назову даже другом, душевно люблю и уважаю его, и для меня было бы прискорбно, ежели бы дочь хорошего моего друга меня, старика, не навестила. Пожалуйста, сударыня, и вперед меня не забывайте.
Он очень нас обласкал, мы у него обедали и возвратились к себе поздно вечером. После того мы у него бывали каждое лето два или три раза и всегда находили прием самый радушный: видно, что и старику было приятно наше посещение и своим ласковым приемом он делал и нам удовольствие. Много значит приветливость в общежитии, как она всегда располагает сердце и к себе привлекает"

О Власовых напоминает храм Николая Чудотворца в Подъячево в саду которого сидели наши дамы после службы.

Однако дело было к вечеру и наши героини поспешили домой, каждая своей дорогой.

Но история усадьбы Никольское-Обольяниново не закончилась и у неё был свой исторический путь.

Наши дамы не один раз будут отдыхать около церкви и вспоминать дальнейшую жизнь в усадьбе.

Усадьба Никольское-Обольяниново
Усадьба Никольское-Обольяниново

Обольянинов

Они вспомнят, как в 1802 году Власовы продали село Петру Хрисанфовичу Обольянову.

Родился Пётр Обольянов в семье дворянина, но достаточного образования не получил, лишь научился кое-как читать и писать.

О нём также имеются воспоминания в книге "Рассказы бабушки". Е. П. Янькова оставалась хозяйкой в соседней усадьбе Горки и при Обольяновых.

От природы Обольянинов был очень умный человек, с быстрым соображением, но мало учен и по нашему времени, так что едва-едва умел писать и был, однако, человеком государственным, и не последним.
Он не знал иностранных языков, не говорил и даже не понимал, и вообще не любил ничего иноземного. Находившись долгое время при дворе и в обществе людей высшего круга, он немного приучился: умел себя держать очень прилично своему званию, но в разговоре заметно было, что он не получил настоящего обучения. Характером он был крут, был честен, благороден, но жестковат и очень настойчив...
Усадьба Никольское-Обольяниново
Усадьба Никольское-Обольяниново

Карьерный взлёт Обольянинова пришёлся на время правления Павла I. Он получал все возможные ордена и награды. Также Пётр Обольянинов получил: поместье в Саратовской губерни, большой дом в столице, императорскую табакерку усыпанную бриллиантами и многие другие подарки от Императора.

Император считал Петра Обольянинова "своим". В ответ он был преданый Павлу I, беспрекословно выполнял его повеление.

За несколько дней до переворота и убийства Императора Обольянинов пытался предупредить Павла I о готовящемся заговоре.

Однако переворот произошёл. Павел I был убит. В ту ночь арестовали Петра Обольянинова, который ещё не знал, что его Император мёртв.

После Петра Обольянинова освободили. Новому Императору он служить не стал. Написал прошение об увольнении со всех занимаемых должностей.

В начале отставки Обольянинов покупает дом у Власовых.

Усадьба Никольское-Обольяниново
Усадьба Никольское-Обольяниново

При нём строится главный деревянный дом. Из кирпича выстроили скотный и конюшный двор, разбит пейзажей парк.

Из воспоминаний Е. П. Яньковой.

«…был охотник до цветов и, когда купил Горушки, очень занимался своим садом и любил, чтобы было много цветов, и строго запрещал их рвать». Когда же один мальчик, ослушавшись, сорвал букет цветов, свирепый генерал заставил его съесть весь букет «до последнего листика»

Внук Екатерины Яньковой, Дмитрий, вспоминал, что в детстве, когда приезжал со старшими в Горушки, он всегда с ужасом смотрел на Обольянинова. У него мыслей не возникло посягнуть на цветы.

Усадьба Никольское-Обольяниново
Усадьба Никольское-Обольяниново

В доме у Обольяновых было полно собак. Если гостю на колени вскочит одна из них, то согнать собаку было нельзя, обижалась хозяйка. Собаки были хозяевами дома. Пётр Хрисанфович несколько раз за ночь вставал, чтобы впустить или выпустить одну из них на улицу. Разговоры были только о собаках. А ночью собаки занимали иногда всю постель хозяйки, так что она кое-как сама умещалась на ней.

В 1822 году Анна Александровна умерла. После её смерти Пётр Обольянинов до конца жизни спал в её кровати и укрывался её одеялом.

Детей в браке у них не было.

Вскоре после смерти жены к Обольянинову переехал племянник Михаил. Дочь Михаила, Анна, станет следующей хозяйкой усадьбы Никольское-Обольяниново.

После она выйдет замуж за Адама Васильевича Олсуфьева. Они были хозяевами усадьбы до 1917 года.

Усадьба Никольское-Обольяниново
Усадьба Никольское-Обольяниново

Олсуфьевы

Адам Васильевич Олсуфьев в 1882 году уйдёт со службы и большую часть жизни вместе с женой Анной Михайловной ( в девичестве Обольянинова) будут проводить в Никольское-Обольяниново.

При них поднимится каменная усадьба, которая сохранилась до наших дней. В доме частично виден декор комнат, созданный при Олуфьевых.

Усадьба Никольское-Обольяниново внутри
Усадьба Никольское-Обольяниново внутри

Олсуфьевы были достойными хозяевами своих земель. Они стали поддержкой для местных жителей.

Построили школу для крестьянских детей.

Адам Васильевич увлёкся климатологией. Создал в имении климатическую станцию. На основании исследований и наблюдений написал книги.

Частым гостем к Олсуфьевым был Дмитрий Менделеев. Перед своим знаменитом полётом на воздушном шаре в 1887 году он также был в Никольском-Обольяниново.

И. П. Нерадовский вспоминал, что "жизнь семьи Олсуфьевых была не совсем обычной для аристократической среды. Она была тесно связана с жизнью их бывших крестьян".

У Олсуфьевых было пятеро детей.

Усадьба Никольское-Обольяниново внутри
Усадьба Никольское-Обольяниново внутри

В 1864 году в графской семье произошло большое несчастье. Погиб четырехмесячный сын графа, Василий. Местная жительница Подъячева Надежда Ивановна Томина вспомнила, что по селу кого-то ходили рассказы об этой трагедии, что мальчик утонул в барском пруду из-за недосмотра няни. Пруд по распоряжению хозяина тут же закопали, а на его месте посадили дуб. И действительно, сегодня перед главным зданием усадьбы высится огромный дуб. 

При Адаме Васильевиче была открыта больница и несколько корпусов для обслуживания населения.

Их дочь, Елизавета Адамовна, окончила обучение в Москве и вернулась домой. Она помогала другу семьи, доктору Дуброву, лечить больных.

Из воспоминаний Татьяны, дочери писателя Льва Николаевича Толстого, они были частыми гостями у Олсуфьевых.

В три часа ночи они получили телеграмму: "Наша Лиза скончалась. Олсуфьевы".

Елизавета умерла в 40 лет от скарлатины за пять дней, после посещения больных.

Родители сильно переживали смерть дочери. Похоронили Лизу в близи церкви Николая Чудотворца.

Усадьба Никольское-Обольяниново внутри
Усадьба Никольское-Обольяниново внутри

Сын Олсуфьевых, Михаил, будет последним хозяином усадьбы. Он готовил крестьянских детей к поступлению в учебные заведения и оплачивал затраты. Михаил передаст крестьянам всё имение, кроме главной усадьбы.

В 1918 году Михаил Адомович Олсуфьев умрёт. Крестьяне в знак уважения несли его тело из Дмитрова, где он скончался, в имение Никольское-Обольяниново, чтобы похоронить рядом с родителями.

Усадьба Никольское-Обольяниново внутри
Усадьба Никольское-Обольяниново внутри

Сегодня прихожане гуляют по тропинкам вокруг церкви, наслаждаются ароматом цветов. Храм вновь принимает всех жителей и в горе и в радости.

Церковь Николая Чудотворца в Подъячево
Церковь Николая Чудотворца в Подъячево

Церковь Николая Чудотворца восстановили после разрушительной революции и войны.

Здесь сохранились кресты с могил последних хозяев Олсуфьевых усадьбы Никольское-Обольяниново.

Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца

Храм построеный при Власове, прошёл века, и мы сегодня в него приходим, чтобы почтить память хозяев усадьбе и обратьться к богу.

После службы можно прогуляться по лесной тропинке к прудам, которые были при имении.

Лесная тропинка к прудам
Лесная тропинка к прудам

Один из прудов стал местом для купания местных жителей.

Пруд при усадьбе Никольское-Обольяниново
Пруд при усадьбе Никольское-Обольяниново

А за храмом в тени зелёной рощи борщевика стоит усадьба Никольское-Обольяниново.

Её стены и колонны помнят, как мимо них ходили Олсуфьевы, приезжал Лев Толстой и его дочь Татьяна, великий Дмитрия Менделеев. Помнят похороны Лизы Олсуфьевой, родительское горе, кровопролитную войну и революцию.

-21

Май 2025 года

❗Московская область, Дмитровский муниципальный округ, село Подъячево

С вами была Татьянка на канале ЯпростоЯ

До новых встреч 👋