Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые крутые и остроумные триллеры 21 века (часть 2)

Парочка провокационных работ Ари Астера и Джордана Пила, знаменитых хоррор-интеллектуалов. На этот раз они сняли сатирические триллеры, с жесткими сценами, черным юмором и экспериментами с драматургией. Кадр из к/ф «Эддингтон». «Эддингтон» – полит-сатира, кусающая себя за хвост Май 2020 года. Городок Эддингтон жил спокойно, у шерифа Джо Кросса (Хоакин Феникс) почти не было работы. Пока не началось все это. Маски, изоляция, бурлит движение цветных, теща твердит про угрозы 5G и заговор фармацевтов... У тещи есть водевильная теория про мэра (Педро Паскаль) и жену шерифа (Эмма Стоун). Это выдумка, но Кросс начинает конфронтацию, выдвигаясь в мэры, заявляя, что южанин мэр удобен для «повестки», но по сути работает на теневых поработителей с этим их масочным режимом и стройкой дата-центра для ИИ, который всех превратит в зомби. В ходе кампании Джо пытается «отменить» мэра, но завирается и теряет жену, страдавшую от каких-то модных недугов, а затем ушедшую в клан заезжего радикала (Остин Бат
Оглавление

Парочка провокационных работ Ари Астера и Джордана Пила, знаменитых хоррор-интеллектуалов. На этот раз они сняли сатирические триллеры, с жесткими сценами, черным юмором и экспериментами с драматургией.

Кадр из к/ф «Эддингтон».
Кадр из к/ф «Эддингтон».

«Эддингтон» – полит-сатира, кусающая себя за хвост

Май 2020 года. Городок Эддингтон жил спокойно, у шерифа Джо Кросса (Хоакин Феникс) почти не было работы. Пока не началось все это. Маски, изоляция, бурлит движение цветных, теща твердит про угрозы 5G и заговор фармацевтов...

У тещи есть водевильная теория про мэра (Педро Паскаль) и жену шерифа (Эмма Стоун). Это выдумка, но Кросс начинает конфронтацию, выдвигаясь в мэры, заявляя, что южанин мэр удобен для «повестки», но по сути работает на теневых поработителей с этим их масочным режимом и стройкой дата-центра для ИИ, который всех превратит в зомби. В ходе кампании Джо пытается «отменить» мэра, но завирается и теряет жену, страдавшую от каких-то модных недугов, а затем ушедшую в клан заезжего радикала (Остин Батлер).

Начав со спичей за свободы в духе либертарианства, Кросс скатывается к завинчиванию гаек и подавлению всех и вся. И тут драма «маленького человека» рифмуется с полит-процессами. От кусающего себя за хвост уробороса до запрещенного крутящегося крестика не так уж далеко, лозунги о свободе часто стоят вдоль дорожки к популистской диктатуре.

Создатель саркастического неовестерна Ари Астер («Реинкарнация», «Солнцестояние», «Все страхи Бо») задирает все сегменты полит-спектра США, а не только «республиканцев», при том, что «правые» все-таки выглядят мрачнее... Многим критикам показалось, что Астер запутался в своей сатире, просто гипертрофировал и смешал в кучу социальные раздражители последних лет, запечатал в банку с табличкой «Эддингтон» и смотрит, что выйдет. Да, это могло быть наивным, но эксперимент все-таки оказался управляемым, поскольку в третьем акте в банку с пауками проникла рука в перчатке.

Смещает акценты кульминация. Шериф, уже не антигерой, а почти злодей, берет пулемет и устраивает боевик с задором Рэмбо – против третьей силы, провокаторов и манипуляторов. Эти пришельцы далеки от «лево» и «право», они из мира капитала и прогресса, который всегда выигрывает. И поэтому, если в Эддингтоне можно построить дата-центр, наверняка он будет построен. Вот и выходит, что Астер не просто смеется над драмами своих «маленьких людей», но и сочувствует им. Потому что у него есть своя теория заговора. Которую условная теща, возможно, поймет лучше, чем некоторые кинокритики.

«Тот самый»: одержимость и черные лебеди

Джордан Пил («Оскар» за «Прочь») спродюсировал дерзкий триллер «Тот самый», поставленный Джастином Типпингом. Тут же в титрах Иэн Купер и Уин Розенфельд, постоянные сопродюсеры Пила («Мы», «Нет», «Кэндимен»).

Кэмерон Кэйд (Тайрик Уизерс) с детства мечтал достичь величия звезды американского футбола квотербека Исайи Уайта (Марлон Уайанс). На взлете карьеры его избивает жуткий костюмированный фрик. Инцидент неслучайный: в качестве реабилитации Кэйд на семь дней попадает в команду мечты, сам Уайт пробует его себе на замену.

Перспектива стать великим манит, Кэйд принимает правила клуба, похожего на тоталитарный культ. Спортплощадка в бункере в пустыне, отсутствие связи, эксперименты с химией, жесткое силовое обращение с второстепенными членами команды, идущими на тренировку-экзекуцию со спокойствием героев «Сонцестояния», рискованные нагрузки, психоделическое давление на сознание... Самое время вспомнить о неологизме «постхоррор».

Просто ужастиком, даже «возвышенным», это назвать сложно, хотя кульминация дарит шикарный потрошильный спектакль, а развязка, кажется, открывает двери ад. Тут много слов: психопатологический сатирический триллер с элементами психологического хоррора, боди-хоррора, мистического ужастика и спортивной драмы. Можно ставить на полку с «Черным лебедем» Аронофски, «Одержимостью» Шазелла и «Неоновым демоном» Рефна.

Герой Уайанса передает привет Бейтману из «Американского психопата» (с его любимой отговоркой про кассеты, которые нужно вернуть в прокат) и может напомнить о борьбе старой и новой копий в фильме «Субстанция».

Идет в ход история колонизации Америки. А также библейские аллюзии (снятие мерки с раскинутых как на крест рук, игра в «Тайную вечерю» Леонардо, имя Исайи как у пророка, команда «Спасители» с контрастной «козлиной» символикой), подчеркивающие силу культа американского футбола в США, готовность общества превозносить кумиров, а спортсменов – идти на все ради превращения в символ... Получается остроумный и жуткий памфлет.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые крутые и остроумные триллеры 21 века (часть 1)