Найти в Дзене
Владимир Манукян

Об искусстве в контексте теории либидо

Психоанализ часто рассматривает искусство как процесс сублимации. Он же отмечает, что оно далеко превосходит свои первичные либидинозные истоки. Впрочем, мы можем отметить, что духовные стимулы никак не связаны с либидо, и будем правы. Но дело как раз в том, что раздражителем духовных стимулов, тем что их активизирует, является либидо. Влюбленность как стимул в истории искусства – лишь пример данной сублимации. Несмотря на всю критику, психология, в частности психоанализ обнаружил шокирующий либидоцентризм психической деятельности человека. Сколько ни ругают Фрейда за то, что он «сводил все к сексуальности», лично я этого не понимаю; сам он в «Трёх очерках по теории сексуальности» выдвигает важный тезис, давно забытый как критиками, так и сторонниками фрейдизма: «Дальнейшее развитие теории либидо поэтому пока возможно только путем спекуляций. Но если по примеру К. Г. Юнга (С. G. Jung) слишком расширить понятие «либидо», отождествляя его вообще с движущей психической силой, то в этом с

Тициан, «Венера Урбинская»
Тициан, «Венера Урбинская»

Психоанализ часто рассматривает искусство как процесс сублимации. Он же отмечает, что оно далеко превосходит свои первичные либидинозные истоки. Впрочем, мы можем отметить, что духовные стимулы никак не связаны с либидо, и будем правы. Но дело как раз в том, что раздражителем духовных стимулов, тем что их активизирует, является либидо. Влюбленность как стимул в истории искусства – лишь пример данной сублимации.

Несмотря на всю критику, психология, в частности психоанализ обнаружил шокирующий либидоцентризм психической деятельности человека. Сколько ни ругают Фрейда за то, что он «сводил все к сексуальности», лично я этого не понимаю; сам он в «Трёх очерках по теории сексуальности» выдвигает важный тезис, давно забытый как критиками, так и сторонниками фрейдизма:

«Дальнейшее развитие теории либидо поэтому пока возможно только путем спекуляций. Но если по примеру К. Г. Юнга (С. G. Jung) слишком расширить понятие «либидо», отождествляя его вообще с движущей психической силой, то в этом случае исчезают завоевания всех психоаналитических наблюдений. Отделение сексуальных влечений от других и вместе с тем ограничение понятия либидо укрепили свои позиции в изложенном выше предположении об особом химизме сексуальной функции. «…» Это либидо мы отличаем от энергии, которую, строго говоря, следует вообще положить в основу душевных процессов, в силу ее особого происхождения и качественного характера. Отделяя либидозную психическую энергию от другой, мы предполагаем, что сексуальные процессы отличаются от процессов питания организма особым химизмом».

Но в главе о Нарциссизме (1914) он оговаривается: «Высшие духовные процессы могут протекать совершенно независимо от первоначальных сексуальных стимулов, хотя и развились из них». Хотя он отвергал замену Юнгом либидо на психическую энергию, но либидо – отнюдь не только сексуальная энергия. Фрейд, в отличие от Юнга, рассматривал иное проявление либидо как его перенесение с непосредственной сексуальной деятельности. Нужно просмотреть некоторые примеры из искусства, чтобы убедиться в этом. Наиболее наглядно это демонстрирует монолог Памины из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта» (I д., картина 2 «nur meine Mutter dauert mich»), пульсация в басу открыто намекает на сексуальные истоки искусства. К тому же, учитывая основополагающий антропоморфизм как классиков, так и представителей иных направлений, можно предположить, что наиболее почитаемыми, великими с точки зрения человеческой психики являются произведения творцов, сумевших поймать грань между целомудренной аскезой и эротикой и на основе, вокруг этой грани лепивших духовное содержание своего произведения искусства.

«Джоконда» Леонардо да Винчи
«Джоконда» Леонардо да Винчи

Таким образом, вывод психоанализа о либидо как о силе основной деятельности человека не лишен смысла, но формы проявления либидо, его трансформации подчас превосходят первоисточник – половое влечение и создают рай поверх уже созданного олимпа, что и представляет собой искусство как процесс перенесения.