Психоанализ часто рассматривает искусство как процесс сублимации. Он же отмечает, что оно далеко превосходит свои первичные либидинозные истоки. Впрочем, мы можем отметить, что духовные стимулы никак не связаны с либидо, и будем правы. Но дело как раз в том, что раздражителем духовных стимулов, тем что их активизирует, является либидо. Влюбленность как стимул в истории искусства – лишь пример данной сублимации. Несмотря на всю критику, психология, в частности психоанализ обнаружил шокирующий либидоцентризм психической деятельности человека. Сколько ни ругают Фрейда за то, что он «сводил все к сексуальности», лично я этого не понимаю; сам он в «Трёх очерках по теории сексуальности» выдвигает важный тезис, давно забытый как критиками, так и сторонниками фрейдизма: «Дальнейшее развитие теории либидо поэтому пока возможно только путем спекуляций. Но если по примеру К. Г. Юнга (С. G. Jung) слишком расширить понятие «либидо», отождествляя его вообще с движущей психической силой, то в этом с