Найти в Дзене

5 безобидных привычек, которые сделают вашего ребенка мишенью для манипуляторов

Мы учим детей не разговаривать с незнакомцами и переходить дорогу на зеленый свет. Это правила физической безопасности. Но кто учит их правилам безопасности психологической? Кто объясняет, как распознать того, кто хочет не добра, а власти и контроля? Чаще всего мы сами, того не желая, прививаем детям привычки, которые делают их легкой добычей для манипуляторов во дворе, в школе, а потом и во взрослой жизни. Вот самые коварные из них. Первая привычка — беспрекословное послушание взрослым. Мы так хотим вырастить «удобного» ребенка, что вбиваем в его голову: «Старших надо слушаться всегда». И он слушается. Всегда. Не только дедушку или учительницу, но и любого взрослого, который проявит к нему внимание. Манипулятору не нужно будет прилагать усилий — он просто скажет: «Я старше, я знаю, как надо. Делай, что я говорю». И ребенок сделает, потому что его лишили самого главного инструмента защиты — права на сомнение. Вторая привычка — немедленно делиться всем.  «Дай мальчику поиграть своей ма

Мы учим детей не разговаривать с незнакомцами и переходить дорогу на зеленый свет. Это правила физической безопасности. Но кто учит их правилам безопасности психологической? Кто объясняет, как распознать того, кто хочет не добра, а власти и контроля? Чаще всего мы сами, того не желая, прививаем детям привычки, которые делают их легкой добычей для манипуляторов во дворе, в школе, а потом и во взрослой жизни. Вот самые коварные из них.

Первая привычка — беспрекословное послушание взрослым.

Мы так хотим вырастить «удобного» ребенка, что вбиваем в его голову: «Старших надо слушаться всегда». И он слушается. Всегда. Не только дедушку или учительницу, но и любого взрослого, который проявит к нему внимание. Манипулятору не нужно будет прилагать усилий — он просто скажет: «Я старше, я знаю, как надо. Делай, что я говорю». И ребенок сделает, потому что его лишили самого главного инструмента защиты — права на сомнение.

Вторая привычка — немедленно делиться всем. 

«Дай мальчику поиграть своей машинкой, не будь жадиной» — знакомая фраза? Мы учим детей быть щедрыми, но стираем важную грань. Ребенок усваивает: твои вещи, твое время, твое личное пространство не принадлежат тебе по праву. Ими должен распоряжаться любой, кто об этом попросит. Для манипулятора это зеленый свет. Он будет брать его вещи без спроса, требовать времени и внимания, нарушать границы. А ребенок даже не поймет, что происходит что-то плохое, ведь его же учили «делиться».

Третья привычка — всегда быть удобным и не создавать проблем.

 «Веди себя тихо», «не плачь», «не зли маму». Ребенок, который постоянно слышит такие послания, учится подавлять свои эмоции. Он перестает злиться, грустить, протестовать, когда ему неприятно. Для манипулятора это идеальная жертва — она не орет, не дает сдачи, не бежит жаловаться. Она молча терпит, потому что боится стать «проблемой» и быть отвергнутой. Его молчание — это согласие на любое обращение.

-2

Четвертая привычка — ставить чужие интересы выше своих.

«Уступи сестренке, она же младше», «сначала гости, потом ты». Из лучших побуждений мы воспитываем в ребенке не внимание к другим, а хроническое чувство вины за собственные желания. Он растет с уверенностью, что его потребности всегда второстепенны. Манипулятор быстро вычисляет таких детей. Он будет играть на этом чувстве вины: «Если ты мне не поможешь, я обижусь», «Ты что, жадина?». Ребенок, боясь показаться плохим, отдаст последнее.

Пятая привычка — безоговорочно верить в авторитеты.

«Учитель всегда прав», «я лучше знаю, ты еще маленький». Мы создаем для ребенка мир, где правда всегда на стороне того, кто старше, сильнее или громче говорит. Он теряет способность критически оценивать слова и поступки тех, кто наделен властью. Для манипулятора, особенно из числа сверстников (лидер в классе), это просто подарок. Ему достаточно сказать уверенно: «Все так делают» или «Я тут главный», чтобы ваш ребенок пошел у него на поводу, заглушив внутренний тревожный звонок.

Что же делать? Не учить щедрости и уважению к старшим?

Конечно же, учить. Но всегда добавлять важное пояснение. «Слушаться нужно родителей и тех, кого мы тебе разрешим. Ты всегда можешь сказать «нет» незнакомцу». «Делиться — это хорошо, но только если ты сам этого хочешь. Твои игрушки — это твое». «Твои чувства важны. Если тебе больно или обидно, ты должен мне об этом сказать».

Помните, что главный щит от манипуляций — не подозрительность, а здоровое чувство собственного «я». Подписывайтесь, чтобы не пропустить мои новые заметки и делитесь своими историями в комментариях!