Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Оскар Айзек и Джейкоб Элорди о работе в фильме “Франкенштейн”

*статья очень большая Публикация статьи на сайте Variety – 20 августа 2025 Оригинальное название статьи – Jacob Elordi and Oscar Isaac on Netflix’s $120 Million ‘Frankenstein’ Gamble: 10 Hours in Makeup, a Monster With Daddy Issues and Why It’s Not a Horror Movie (Джейкоб Элорди и Оскар Айзек рассуждают о “Франкенштейне” стоимостью 120 миллионов долларов, о гриме, занимающем 10 часов, монстре с психологическими проблемами и о том, что это не фильм ужасов) Авторы – Брэнт Лэнг (Brent Lang) и Рамин Сетудэ (Ramin Setoodeh) Фотографии – Платон (Platon) *** Двадцативосьмилетний Джейкоб Элорди неузнаваем во “Франкенштейне”. Он не тот школьник, который расхаживает с важным видом по залам школы в “Эйфории”, не тот студент, ради которого стоит убить в “Солтбёрне”, не невероятная рок-звезда из "Присциллы: Элвис и я". В экранизации классического романа от Гильермо дель Торо Элорди – это существо, втянутое в смертельную вражду со своим создателем Виктором Франкенштейном (в исполнении Оскара Айзек

*статья очень большая

Публикация статьи на сайте Variety – 20 августа 2025

Оригинальное название статьи – Jacob Elordi and Oscar Isaac on Netflix’s $120 Million ‘Frankenstein’ Gamble: 10 Hours in Makeup, a Monster With Daddy Issues and Why It’s Not a Horror Movie (Джейкоб Элорди и Оскар Айзек рассуждают о “Франкенштейне” стоимостью 120 миллионов долларов, о гриме, занимающем 10 часов, монстре с психологическими проблемами и о том, что это не фильм ужасов)

Авторы – Брэнт Лэнг (Brent Lang) и Рамин Сетудэ (Ramin Setoodeh)

Фотографии – Платон (Platon)

***

Джейкоб Элорди и Оскар Айзек на обложке Variety | Variety
Джейкоб Элорди и Оскар Айзек на обложке Variety | Variety

Двадцативосьмилетний Джейкоб Элорди неузнаваем во “Франкенштейне”. Он не тот школьник, который расхаживает с важным видом по залам школы в “Эйфории”, не тот студент, ради которого стоит убить в “Солтбёрне”, не невероятная рок-звезда из "Присциллы: Элвис и я".

В экранизации классического романа от Гильермо дель Торо Элорди – это существо, втянутое в смертельную вражду со своим создателем Виктором Франкенштейном (в исполнении Оскара Айзека).

Чтобы перевоплотиться в Существо, Элорди проводил до 10 часов в гримёрном кресле перед началом съёмок, которые проходили на обширных съёмочных площадках в Канаде и Шотландии. “В костюме так много разных слоёв,” – говорит Элорди, когда речь заходит о роли загадочного творения с полупрозрачной кожей. “Когда он родился, на нём почти ничего не было надето. Его грудная клетка открыта, а голова высоко поднята. Затем, когда он начинает впервые познавать боль, как это бывает у нас в подростковом возрасте, он начинает сутулиться. А став взрослым, он замыкается в себе”.

Однако нашёлся один критик, который не оценил его игру. Элорди приезжает в Нью-Йорк на съёмку для обложки журнала Variety в сопровождении своего любимца – невероятно милого золотистого ретривера Лейлы.

Пока Элорди кладёт голову на плечо Айзека, чтобы воссоздать их сложную экранную связь, члены нашей съёмочной группы поглаживают живот Лейлы. На самом деле, Лейла настолько спокойна, что не испугалась даже тогда, когда Элорди надел протезы, чтобы выглядеть как Существо, знакомое по бесчисленным воплощениям на экране. “На самом деле, ей это понравилось,” – настаивает Элорди.

Она не лаяла и не чувствовала угрозы. Но она будет единственной такой.

Элорди и Айзек – главные герои одного из самых популярных фильмов этого года: захватывающей 149-минутной эпопеи, которая уже несколько месяцев является главным претендентом на хит Netflix. (Внимание, спойлер: это стоит того, чтобы подождать).

“Франкенштейн” – популярный голливудский брэнд, начиная с немого фильма 1910 года, то есть первой экранизации, в которой учёный впервые появился на экране, и заканчивая предстоящей "Невестой", в которой Мэгги Джилленхол переосмыслила роль подружки Существа, и “Франкенштейн в Румынии” (Frankenstein in Romania), следующий большой актёрский прорыв Себастиана Стэна после “Ученика: Восхождения Дональда Трампа”.

Но уровень инвестиций в 120 миллионов долларов и масштаб, которые Гильермо дель Торо потребовал для картины, означали, что потребовалось три десятилетия и несколько неудачных попыток, чтобы воплотить это чудо в жизнь. “Я рекламировал его повсюду,” – вздыхает дель Торо. “Для меня это было что-то вроде восхождения на Эверест”.

 Оскар Айзек и Джейкоб Элорди  | Variety
Оскар Айзек и Джейкоб Элорди | Variety

Долгое путешествие дель Торо к “Франкенштейну” станет реальностью 30 августа на Венецианском кинофестивале. Там зрители впервые увидят великолепную игру Оскара Айзека в роли Виктора. Он играет папу Существа-ставшего-монстром, а его образ напоминает богемную смесь рок-звёзд, начиная с Дэвида Боуи; его волосы уложены в причёску помпадур, он носит широкополую шляпу и длинное бархатное пальто. Лаборатория Виктора, которая в фильме дель Торо размещена в заброшенной водонапорной башне, оснащённой гигантскими стеклянными колоннами, меняющими цвет от изумрудно-зелёного до рубиново-красного, когда по ним проходит электрический ток, является внушающей страх сценой, на которой учёный создаёт новую форму жизни.

“Я видел в нём гораздо больше от художника, чем от учёного,” – говорит Айзек. “Я посмотрел видео, на котором Принс выступает на Суперкубке 2007 года, чтобы порепетировать роль. И я просто позаимствовал его походку, когда он поднимался на сцену, заложив руки за спину”. Продолжая тему рок-звёзд, дель Торо сказал Айзеку: “Дай мне ещё Мика Джаггера”.

Прогуливаясь по Манхэттену в августовское воскресенье, Айзек и Элорди светятся от восторга, что наконец-то могут поговорить о проекте, который занял так много времени в их профессиональной жизни. Оба мужчины – харизматичные кинозвёзды, которые, по счастливой случайности, искренне увлекаются кинематографом и любят о нём поговорить.

Элорди прилетел из Лос-Анджелеса, где он снимается в третьем сезоне сериала “Эйфория”, который включает в себя скачок во времени для его персонажа Нейта во взрослую жизнь.

Действительно, при росте 6 футов 5 дюймов (183 см), но скрывающем это под нескладной осанкой, австралийская звезда может казаться моложе своих 28 лет. Он сидит на диване, скрестив ноги в мокасинах Bottega Veneta с чёрными лепестками и шмыгает носом от простуды. Немного неуклюжий, он подходит на роль Существа, которое не вписывается в этот мир.

Оскар Айзек, родившийся в Гватемале и выросший в Балтиморе, Новом Орлеане и Майами, садится рядом, и они дурачатся друг с другом, как родные братья за семейным ужином.

“Ты один из моих любимых актёров в мире,” – говорит Элорди Айзеку, и тот в ответ краснеет. Элорди, будучи подростком в Брисбене, впервые увидел своего будущего коллегу в фильме “Внутри Льюина Дэвиса”, снятого братьями Коэн. “Я был в шоке от перспективы работать с героем”.

Айзек всегда был первым кандидатом в списке дель Торо на роль Виктора, даже до того, как появился сценарий. Они встретились за долгим обедом, когда дель Торо рассказывал подробности. По словам актёра, дель Торо в ходе того обеда пообещал настоящий пир на съёмочной площадке. “И он действительно это сделал”.

Год спустя дель Торо пригласил Айзека в гостиничный номер, где вручил актёру 30 страниц сценария, и Айзек исполнил каждую часть вслух. “Я зачитал части разными голосами,” – вспоминает Айзек. К тому времени, как он добрался до последней страницы, “мы просто плакали”, потому что там “очень много боли”.

Но Элорди был добавлен в последнюю минуту. Когда Эндрю Гарфилд выбыл из проекта до начала съёмок, которые должны были начаться в марте 2024 года, из-за конфликта в расписании, у дель Торо было девять недель, чтобы найти нового исполнителя на роль Существа. Он договорился о встрече с Элорди, так как был впечатлён его ролью избалованного аристократа в “Солтбёрне”. Перспектива встречи заставила Элорди, большого поклонника дель Торо, всё переосмыслить.

“У меня есть эта черта, от которой я пытаюсь избавиться, но каждый раз, когда мне нужно поговорить с режиссёром, я не сплю всю ночь,” – говорит Элорди, его голос наращивает темп, когда он начинает нервничать. “Ты устанавливаешь будильник в своём iPhone и думаешь, что нужно расслабиться, но потом начинаешь мучиться мыслями, что надеть, какой именно костюм подходит для встречи – футболка или что-то нарядное? Это ведь Гильермо дель Торо, так что мне нужно выглядеть образованным, но в то же время взволнованным. Должен ли я быть в фетровой шляпе или с распятием?”

Ему не нужно было ни беспокоиться, ни подбирать аксессуары. Элорди и дель Торо были едины в своей интерпретации этого Существа, видя в нём невинную фигуру, очарованную окружающим миром, пока люди, с которыми он встречается, не пытают, не оскорбляют и не избегают его, оставляя его измученным и мстительным. Дель Торо нарисовал для Элорди эмоциональный путь от доверчивого оленёнка до разъярённого зверя.

“В глазах Джейкоба столько человечности,” – говорит дель Торо. “Я выбрал его из-за его глаз”.

Элорди вспоминает ожидание ответа от режиссёра как “самые мучительные девять дней в моей жизни”. Но Айзек знал, что Элорди получил роль.

“После этого Гильермо позвонил мне, – вспоминает Айзек, – и сказал, что нашёл Существо! Он тогда рассуждал, что это Существо могло быть Иисусом. Но в случае с Джейкобом это Адам. Он первый человек, и в нём есть такая необходимая невинность”.

Роль Существа в проекте “Франкенштейн” оказалась на данный момент самой сложной в карьере Элорди. Чтобы успеть на смену, иногда он приходил в гримёрный трейлер в 10 часов вечера и не спал всю ночь, пока проходил трудное превращение в неуклюжее алебастровое существо, чьё тело представляло собой сплав конечностей и органов от разных трупов.

На съёмочной площадке время для Элорди начало двигаться иначе – у него не было категорий "утро", "день", "ночь". Грим и съёмка, а в свободные от этого минуты он практиковал своеобразную походку и специфические жесты Существа. Запинающиеся, судорожные движения, которые он разработал, были позаимствованы из буто (butoh), японской формы танца, известной своим медленным, почти бестелесным стилем. Чтобы создать гортанный и потусторонний голос персонажа, Элорди использовал монгольское горловое пение.

“Это гортанное плавное пение,” – объясняет он. И он практиковался произносить свои реплики с помощью искусственной челюсти, которую надевал для съёмок. “Такое ощущение, что его ударили битой по голове,” – говорит он, описывая хрюканье Существа в начале фильма.

Дель Торо предупредил Элорди о том, чего от него будут ожидать, если он возьмётся за эту роль. “Это таинство,” – сказал он ему во время одной из их первых бесед. “Тебе нужно стать святым”. И страстность дель Торо побудила Элорди довести себя до предела.

А драматические декорации, созданные в мельчайших деталях Тамарой Деверелл для дель Торо – от мрачного подземелья до роскошного поместья и шхуны, застрявшей в замёрзшей Арктике, – превратили съёмки “Франкенштейна” в незабываемый опыт.

Netflix выпустит “Франкенштейна” в эксклюзивный трёхнедельный прокат, который начнётся 17 октября, а премьера на платформе состоится 7 ноября. Фильм, несомненно, вызовет ажиотаж среди претендентов на премию "Оскар" в этом году, и одной из тем для обсуждения неизбежно станет то, что Netflix выпускает проект, который требует показа на большом экране. Даже звёзды “Франкенштейна” хотят, чтобы зрители увидели его в кинотеатрах.

“Просто душераздирающе, что подобные фильмы не выходят в прокат в полном объёме,” – говорит Элорди. “Я очень надеюсь, что этот фильм будет идти в кинотеатрах как можно дольше. И тогда, надеюсь, это сможет создать прецедент для других фильмов в мире”.

Элорди называет один из своих любимых моментов в фильме – рождение Существа, когда камера делает широкий план, и ему нравится представлять, как зрители отреагируют на это. “Я хочу, чтобы пара подростков целовалась на последнем ряду, и чтобы это зрелище отвлекло их, так у них останутся воспоминания,” – говорит Элорди. “У вас не появится такого впечатления, если вы просто сидите дома со своим iPad”.

Айзек подчёркивает, что у зрителей будет возможность увидеть фильм так, как задумал дель Торо. “Какое-то время он будет идти в кинотеатрах,” – говорит он. “Я думаю, что люди будут смотреть его на большом экране столько, сколько смогут. Это такое чудо”. Он замолкает, задумываясь, и добавляет: “Было бы здорово провести время вместе. Так что да, было бы идеально посмотреть эту историю в кинотеатре”.

Почти 20 лет назад “Франкенштейн” дель Торо был закреплён за студией Universal, где снимались все знаменитые фильмы о монстрах 1930-х годов, пока студия не струсила. Даже после того, как фильм дель Торо “Лабиринт Фавна” стал международным хитом и получил три премии Oscar, руководителей компании отпугивал гигантский бюджет и своеобразный подход к "Франкенштейну", который переосмысливает историю как многоуровневую семейную драму, а не стандартный фильм ужасов.

Шли годы, а “Франкенштейн” оставался в пугающем молчании; в 2018 году дель Торо вернулся на Oscar с фильмом "Форма воды" в номинации "Лучший фильм". Когда режиссёр подписал первый контракт с Netflix в 2020 году, генеральный директор компании Тед Сарандос спросил его о проектах, которые он планирует реализовать. В их число вошли “Пиноккио”, классическая история деревянного мальчика, которую дель Торо превратил в анимационный фильм (2022 год), действие которого происходит в фашистской Италии, и “Франкенштейн”, который Netflix одобрил, несмотря на высокий бюджет.

Если и существовал когда-либо проект, оправдывающий бюджет в 120 миллионов долларов, то именно этот – история, достаточно амбициозная, сюжет которой балансирует между жизнью и смертью.

В романе Мэри Шелли “Франкенштейн, или современный Прометей” 1818 года рассказывается об учёном, который переживает трагические последствия того, что решил поиграть в Бога. За последующие два столетия и сопутствующие перемены книга была экранизирована как культовый фильм о монстрах (“Франкенштейн” 1931 года), разыграна для смеха (“Молодой Франкенштейн” 1974 года) и переосмыслена как костюмная драма (“Франкенштейн Мэри Шелли” 1994 года). В основе большинства этих фильмов лежит предупреждение об опасностях прорывных технологий.

Фильм дель Торо, в котором основные элементы истории Шелли преобразованы в нечто совершенно оригинальное, в первую очередь посвящён психологическому ущербу, который родители могут нанести своим детям. Его Виктор – плод заботливой матери (в исполнении тоже Мии Гот), которая умерла молодой и оставила его эмоционально опустошённым, и деспотичного отца (в исполнении Чарльза Дэнса), который сделал из него блестящего, но беспечного изобретателя. Трагический недостаток Виктора заключается в том, что вместо того, чтобы извлечь уроки из своего жестокого воспитания, он обращается с этим Существом как с нежеланным ребёнком.

“Обычно о Франкенштейне говорят, что наука пошла наперекосяк,” – говорит дель Торо. “Но для меня это история о человеческом духе. Это не поучительная история: она о прощении, понимании и важности слушать друг друга”. Это история о том, как дель Торо впервые увидел фильм и влюбился в “Франкенштейна”, посмотрев экранизацию от Джеймса Уэйла, когда был обычным ребёнком в Мексике. Молодого Гильермо привлекал не Виктор Франкенштейн, а идея аутсайдера: Существо с плоской головой и болтами на шее. “Он был не на своём месте, точно так же, как я чувствовал себя, будучи ребёнком”.

Как и многие фильмы дель Торо, “Франкенштейн” – это фильм о монстрах, в котором люди – настоящие злодеи, а монстры, которых они боятся, – и есть истинные жертвы. Дель Торо сказал Элорди и Айзеку, что теленовеллы и опера вдохновляют его не меньше, чем готические истории ужасов.

“Это сделано через призму ярко выраженной латиноамериканской точки зрения,” – говорит Айзек. “Это определённо европейская история, рассказанная с очень неевропейским подходом. Был один момент, когда я смотрел на мониторы и видел этот замок в Эдинбурге и всю эту роскошь. И я подумал, а не чересчур ли это?" – Айзек шутливо говорит с сильным испанским акцентом, подражая своему режиссёру. “А он отвечает: “Приятель, не зря моего Виктора играет Оскар Айзек Эрнандес!” (Cabrón, there’s a reason why my Victor is played by Óscar Isaac Hernández!)

Чтобы оживить Существо, Виктор превращает свою лабораторию в гротескную забегаловку, заполняя её отрубленными руками, ногами, головами и туловищами, которые он разделяет и скрепляет вместе, в то время, как кровь и внутренности покрывают все поверхности. А когда он завершает работу, это Существо превращается в машину для убийств, которая расправляется с моряками, охотниками и даже со стаей волков, раскраивая им черепа.

И всё же дель Торо не помещает свою интерпретацию в категорию “фильм ужасов”. “Как бы нелепо это ни звучало, я рассматриваю это как биографию всех действующих лиц, которые есть в сюжете,” – говорит он. Как и во многих экранизациях этой истории, Виктор – блестящий учёный, который слишком поздно осознаёт, что не может контролировать созданное им Существо. Но это также самая фрейдистская интерпретация “Франкенштейна” Шелли на сегодняшний день. Когда Виктор не выступает против религии и социальных условностей, он постоянно прикладывается к стакану молока. Персонаж Мии Гот может быть за кадром, но её присутствие ощутимо. “Гильермо всегда говорил: “Виктор хочет молочного," – объясняет Айзек. “Когда всё идет не так, как надо, он просто хочет маминого молока”.

[Чтобы донести суть, Гот играет и мать Виктора, и Элизабет, женщину, в которую он влюбляется и которая, оказывается, помолвлена с его братом]

Экранизация истории 207-летней давности от дель Торо выглядит современно, но его подход остаётся старомодным. В Торонто съёмочная группа “Франкенштейна” создала масштабные версии лаборатории и корабля, где Виктор и Существо вступают в финальную схватку. Некоторые режиссёры использовали бы зелёный экран и компьютеры, чтобы сократить расходы, но дель Торо чувствовал, что важно создать мир, в котором могли бы жить его актёры и созданные ими образы. “Я хочу настоящие декорации,” – объясняет дель Торо. “Я не хочу цифровых технологий. Мне не нужен искусственный интеллект. Я не хочу симуляции. Я хочу старомодного мастерства. Я хочу, чтобы люди рисовали, строили, стучали молотками, штукатурили”.

После “Франкенштейна” Элорди ждёт ещё одно перевоплощение – он будет играть роль Хитклиффа в “Грозовом перевале”, который намерена переосмыслить Эмеральд Феннелл. Он так вжился в роль Существа, что поначалу удивлялся, что продолжает производить те же звуки на другой съёмочной площадке. Он был потрясён, когда из его собственного горла вырвался стон. “Это была одна из моих первых сцен,” – со смехом говорит Элорди. “Другой актёр что-то сказал, и я воскликнул: ”Уууууууу!" Он воспроизводит свой глубокий стон из фильма дель Торо – обиженный и детский.

Несмотря на временный кризис самоидентификации, Элорди продолжает двигаться вперёд, и у него в планах несколько проектов. Действительно, премьера “Франкенштейна” состоится в напряжённое время для обоих актёров.

После гала-концерта в Венеции Айзек полетит на фестиваль Теллурид (Telluride Film Festival) на показ секретного документального фильма, в котором он участвует. Затем он возвращается в Венецию на премьеру “Рукою Данте”, криминального триллера от режиссёра Джулиана Шнабеля. За свою карьеру Айзек легко переключался между франшизами, как “Звёздные войны” и “Люди Икс”, и авторскими фильмами вроде “Из машины".

[Когда его спросили, вернётся ли он в “Звёздные войны” в роли По Дэмерона, отшутившись, он всё же ответил, что сделал бы это, если бы сценарий оказался стоящим внимания и времени]

Айзек говорит, что за его выбором не стоит никакой грандиозной стратегии. “Это просто вопрос о том, есть ли в фильме что-то, что мне так нравится, что, когда утром звонит будильник, я готов и хочу идти на работу?” – объясняет он. “Достаточно ли этого, чтобы заставить меня пересечь финишную черту?”

Рассказывая о своём профессиональном выборе, Элорди обращается к Айзеку: “Мне нравится то, что ты только что сказал. Для меня это вопрос: "Нужно ли мне это каждый божий день? Это лишает меня сна?”

Роль Элорди в “Эйфории” была окутана тайной, особенно с учётом того, что HBO с 2022 года работает над обновлением актёрского состава, в который входят Зендея и Сидни Суини. “Я был очень занят,” – говорит Элорди, когда его спрашивают, беспокоился ли он, что шоу не вернётся. “Но я скажу, что действительно рад вернуться. Прошло шесть лет или около того с тех пор, как я начал. Просто приятно видеть всех этих людей, с которыми ты вырос. Это та же съёмочная группа, тот же актёрский состав.” И он в восторге от того, что создатель Сэм Левинсон использует 65-миллиметровую плёнку для съёмок нового сезона, что является редкостью, учитывая распространение цифровых камер.

“С визуальной точки зрения, то, что я вижу, невероятно,” – говорит он. “Это выглядит действительно здорово”.

Но, заглядывая в будущее своей собственной жизни, Элорди мечтает о другом проекте, который продвинет его как актёра, требуя от него всего, что у него уже есть, и даже большего, как во “Франкенштейне”. А о работе во “Франкенштейне” он говорит так: “Это коренным образом изменило меня – изменило мой подход к исполнению ролей и то, как я смотрю фильмы”.

По словам дель Торо, во время съёмок фильма он пришёл к убеждению, что Элорди был “сверхчеловеком”. Актёр не только выдержал изнурительные часы, но и рисковал своим телом, бегая босиком по лесу и карабкаясь по борту корабля. “Он ни разу не пришёл ко мне и не пожаловался,” – удивляется дель Торо. “Он ни разу не пришёл ко мне и не сказал, что устал или голоден, или то, что хочет уйти. И он самоотверженно работал по 20 часов в день”. Но Айзек говорит, что был момент, когда даже Элорди показал, в каком напряжении он находится. “После восьмого дубля это было похоже на отчаяние. Ещё бы – восемь дублей ему пришлось нести Мию сквозь толпу и спускаться по ступеням особняка,” – говорит Айзек. “Но он собрался. Он – человек, но Существо одержало в нём верх. И он сыграл сцену снова”.

***

Ссылка на оригинальную статью:

Jacob Elordi and Oscar Isaac on Netflix’s $120 Million ‘Frankenstein’ Gamble: 10 Hours in Makeup, a Misunderstood Monster and Why It’s Not a Horror Movie