Второй наш день в Питере был праздником Преображения, и мы решили побывать на литургии и причаститься, потому что ну какой же праздник без причастия. Долго думали, в какой храм пойти, и поехали в итоге утром в центр, в Феодоровский собор. Туда ходит моя питерская подруга Ольга Джарман, в квартире которой мы сейчас и живем. Оля, врач, историк медицины, писатель, заслуживает отдельной статьи (и не одной), и, думаю, я ее напишу. В общем, я вспомнила про Олины рассказы о душевной атмосфере, интеллигентных прихожанах и чудесных иконах отца Зинона (Теодора), которого я очень люблю, и мы поехали в Феодоровский.
Этот храм-кораблик в честь Феодоровской иконы Божией матери, кстати, находится недалеко от Московского вокзала, на Миргородской улице, и у него необычная история. Феодоровский собор был построен в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году на народные пожертвования. Потом, после революции, как водится, разрушен, там долгое время находился питерский молокозавод...
Восстановить собор удалось только в 2013 году, символично, что к уже 400-летию дома Романовых... На фасаде храма воссоздано красивейшее майоликовое панно с Феодоровской иконой Божией Матери, низ украшает родословное древо Романовых...
Поскольку ехать нам было довольно далеко и мы очень торопились, я умудрилась забыть дома заранее купленные яблоки и груши (голова-то дырявая). И в принципе ничего страшного, освящение плодов на Преображение, конечно, красивый и вкусный, но все-таки всего лишь обычай, но девочки немножко огорчились. Каково же было наше удивление, когда после литургии настоятель храма пригласил всех желающих угоститься освященными яблоками и виноградом. Прямо в храме стоял большой накрытый столик с фруктами, и после целования креста каждый мог туда подойти и насладиться. Вот такое очередное маленькое чудо. И ещё одно подтверждение словам Христа о том, что если ищешь главного, все остальное приложится...
Впрочем, была в этот день и ещё пара таких же маленьких чудес, пожалуй, слишком интимных, чтобы рассказывать, но иногда Бог дает такие явные знаки, что не идти за ними невозможно...
Нам, кстати, очень понравилось в Феодоровском. Если кто-то ищет в Питере приход, где много интелигенции и много свободы, то очень рекомендую. Там хорошо. Настоятель о, Александр Сорокин, иконописец-искусствовед смог создать на приходе светлую атмосферу. Здесь искренне рады каждому и есть очень мощный катехизаторский отдел и социальное служение.
А потом нас ждал музей Достоевского в Кузнечном переулке, куда ооочень стремилась Соня, будучи фанаткой писателя.
В этой небольшой квартире, где теперь расположен музей, Достоевский прожил всего три года. Последние три года своей жизни. Сюда семья переехала, чтобы сменить обстановку после страшной смерти от эпилепсии младшего сына, трёхлетнего Алеши. Здесь же было суждено умереть и самому писателю, всего лишь в 59 лет...
Вообще не удивительно, что жизнь этого гения оказалась столь короткой. Мало ему было данной природой тяжёлой болезни эпилепсии, от которой в то время практически не умели лечить, так он ещё и сам делал все, чтобы сократить срок своего земного пребывания, вёл абсолютно антизожный образ жизни: почти не спал, беспорядочно и редко ел, не привык к движению, много курил (что строжайше запрещено эпилептикам, а у Фёдора Михайловича была вдобавок ещё и эмфизема лёгких).
Достоевский работал ночами вот в этом кабинете, который на фото, вот за этим столом, покрытым зелёным сукном. Именно ночью он ощущал вдохновение и прилив сил. Сначала обдумывал новый текст, рассказывал о своих замыслах жене. Потом надиктовывал ей же, профессиональной стенографистке...
Спать ложился обычно около 5-6 утра, вставал ближе к часу дня. И очень любил, чтобы к моменту его пробуждения созданное ночью уже было переписано из стенограммы набело и выправлено. Вопрос: когда же спала его бедная жена Анна Григорьевна, если ей нужно было переписывать текст, пока муж спал все утро?.. Ночью-то она тоже писала..
И, как мне показалось, квартира вполне передает творческую Атмосферу этой семьи. По-своему счастливой, кстати, ибо здесь между мужем и женой была таки гармония...
Подлинных вещей в квартире Достоевского осталось немного. Но, например, эта шляпа как раз одна из них.
А еще меня поразили антикварные куклы в детской.
Ну красота же!
В музее, кстати, очень достойная литературная экспозиция. Здесь собраны интереснейшие материалы, связанные с разными этапами творчества Достоевского: иллюстрации, издания, портреты самого автора, письма и многое другое.
И совершенно грандиозное впечатление на меня произвела отдельная выставка, посвящённая Сикстинской Мадонне Рафаэля, любимейшей картине Достоевского, снимок с которой висела у него над диваном, а точная копия, подаренная Соловьевым, тоже находилась дома. На выставке собраны высказывания писателя и его современников о шедевре (не случайно Белинскому, например, картина не нравилась) и цитаты из книг Фёдора Михайловича о Сикстинской Мадонне, коих оказалось немало!
А еще в зале висела та самая точная копия картины! Это просто мечта! Вот хотя бы ради этого стоило попасть в музей Достоевского этим летом, честное слово. Тоже своего рода чудо. Но если и от копии почти останавливается дыхание, то каков же подлинник?...
Эх, зря, зря вернули мы немцам сокровища Дрезденской галереи...
Висела бы сейчас Сикстинская Мадонна в ГМИИ, и ходила бы я к ней регулярно... А так подлинник мне не увидеть никогда...