Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

Дело полковника Редля в описании советского разведчика Михаила Мильштейна

Легендарный советский разведчик Михаил Абрамович Мильштейн (1910–1992) хорошо владел пером. Перейдя на преподавательскую работу, он защитил кандидатскую диссертацию по военным наукам, а потом стал доктором исторических наук. Ему принадлежит ряд статей и книг. В 1966 году в «Военно-историческом журнале» вышла статья Мильштейна «Дело полковника Редля». Она была посвящена одному из самых известных шпионов начала ХХ века. Свой рассказ Мильштейн начал с конца, почти в духе детективов Агаты Кристи. Итак, Вена, 25 мая 1913 года, 5 утра. В престижном отеле «Кломзер» раздаётся телефонный звонок. Просят подойти полковника австрийского генерального штаба полковника Альфреда Редля. Сонный портье долго стучался в дверь номера и уже собирался уйти, но вдруг обнаружил, что комната не заперта. Полковник Редль лежал в луже крови у дивана. Напуганный портье сбежал вниз, схватил телефонную трубку. Но, как это ни странно, на другом конце провода уже никого не было. 26 мая во всех австрийских газетах было
Оглавление

Легендарный советский разведчик Михаил Абрамович Мильштейн (1910–1992) хорошо владел пером. Перейдя на преподавательскую работу, он защитил кандидатскую диссертацию по военным наукам, а потом стал доктором исторических наук. Ему принадлежит ряд статей и книг. В 1966 году в «Военно-историческом журнале» вышла статья Мильштейна «Дело полковника Редля». Она была посвящена одному из самых известных шпионов начала ХХ века.

Свой рассказ Мильштейн начал с конца, почти в духе детективов Агаты Кристи. Итак, Вена, 25 мая 1913 года, 5 утра. В престижном отеле «Кломзер» раздаётся телефонный звонок. Просят подойти полковника австрийского генерального штаба полковника Альфреда Редля. Сонный портье долго стучался в дверь номера и уже собирался уйти, но вдруг обнаружил, что комната не заперта. Полковник Редль лежал в луже крови у дивана. Напуганный портье сбежал вниз, схватил телефонную трубку. Но, как это ни странно, на другом конце провода уже никого не было.

26 мая во всех австрийских газетах было опубликовано сообщение о самоубийстве в припадке нервного расстройства высокоодарённого офицера.

Альфред Редль. Это и другие изображения взяты из открытых источников.
Альфред Редль. Это и другие изображения взяты из открытых источников.

Далее Мильштейн изложил основные факты биографии Редля (1864–1913). Точкой отсчета стал 1900 год, когда Редль поступил на службу в Разведывательное бюро Австрийского генштаба. Трудолюбивый и ответственный офицер довольно быстро поднимался вверх по служебной лестнице. Он стал помощником начальника Разведывательного бюро.

Редль разоблачает вражеских шпионов, руководит разведывательной деятельностью Австро-Венгрии в других странах.

Но вот летом 1905 года в Вену прибыл новый русский военный агент (атташе, говоря современным языком), полковник М.К. Марченко (1866–1932).

Он постарался сблизиться с Редлем, давал ему в долг деньги и в конце концов сумел привлечь к работе в пользу русской разведки.

Редль фотографировал сверхсекретные документы и передавал снимки Марченко. Среди них был план развёртывания австрийской армии против России.

  • В биографии Марченко сказано, что в эмиграции он стал масоном, подчинявшимся Великой ложе Франции. Не был ли он масоном и в дореволюционный период? Тогда можно предположить, что масонские связи позволили русскому военному агенту наладить контакт с высокопоставленным представителем австрийских спецслужб.

Так или иначе, всё шло для Марченко, как по маслу. Однако, в австрийской армии существовал порядок, согласно которому офицеры генштаба время от времени переводились на командные и штабные должности в армии. Пришёл соответствующий срок и для Редля: его перевели начальником штаба в корпус, расположенный в Праге. Марченко какое-то время продолжал с ним встречаться. Но затем деятельность российского военного агента начала вызывать раздражение австрийских властей. Марченко пришлось покинуть Австро-Венгрию. Его заменил полковник М.И. Занкевич (1872–1945).

Повода для его встреч с Редлем придумать было нельзя. Поэтому контакты с Редлем были переведены в формат почтовой переписки.

Редль посылал письма с шифровками и фотографии по адресам в Норвегии и Швейцарии. Ему же шли денежные переводы в Вену на главпочтамт до востребования на вымышленное имя.

Но в 1913 году Разведывательное бюро начало работу по вскрытию подозрительной корреспонденции. И вот, 2 апреля 1913 года на Венском главпочтамте были просмотрены два письма из пограничного с Россией немецкого городка Эйндкунен, адресованные до востребования на имя некоего «Никона Ницетаса». В каждое послание были вложены крупные суммы денег. Письма вернули на почтамт, с тем, чтобы задержать того, кто за ними явится.

За деньгами пришёл полковник Редль!

Военно-политическая верхушка Австро-Венгрии была в шоке. По решению начальника австрийского генштаба, Конрада фон Гетцендорфа, дело решено было не предавать огласке. Была составлена комиссия из четырех лиц, которой следовало допросить Редля и предложить ему покончить жизнь самоубийством.

Редль, однако, решительно отказался от дачи каких-либо показаний. Он обратился к комиссии с единственной просьбой: дать ему огнестрельное оружие, так как своего при нём не оказалось. Ему дали револьвер. Затем члены комиссии во главе с начальником Разведывательного бюро Урбанским и его заместителем Ронге покинули номер. Но для того, чтобы придать версии о самоубийстве больше правдоподобия было сделано так, чтобы труп предателя обнаружил гостиничный служащий.

Через час после обнаружения тела Редля Урбанский выехал в Прагу, чтобы произвести обыск в квартире изменника. Она, однако, оказалась запертой (какая неожиданность!). Слесаря долго не могли найти. Наконец «кто-то вспомнил» о живущем поблизости игроке футбольного клуба «Штурм» Вагнере. Тот вскрыл квартиру Редля, взломал замки письменного стола и шкафов. А потом во всех подробностях рассказал об увиденном капитану свой команды, который был одним из редакторов оппозиционной газеты «Прагер Тагеблатт». Некоторое время спустя на страницах вечернего выпуска этой газеты появился сенсационный материал, из которого вся страна узнала о предательстве полковника Редля.

Мильштейн не называет фамилии ушлого журналиста. Между тем этот человек, талантливый еврейский публицист левого направления Эгон Эрвин Киш, представлял собой очень любопытную фигуру. Кроме «Прагер Тагеблатт» он был корреспондентом берлинской либеральной газеты «Берлинер Тагеблатт».

Эгон Эрвин Киш
Эгон Эрвин Киш

В 1918 году Киш командовал отрядами Красной гвардии в Вене, затем стал одним из основателей Коммунистической партии Австрии, воевал в составе Интербригад в ходе гражданской войны в Испании.

По мнению современного австрийского исследователя, Михаэля Горовица, вся история со слесарем Вагнером была выдумана Кишем, чтобы скрыть подлинный источник информации об измене Редля.

  • Кто же слил эти данные Кишу?
-3

Посмотрите на афишу. На ней изображен Klaus Maria Brandauer (настоящее имя Клаус Георг Штенг), австрийский актер, сыгравший главного героя в фильме «Полковник Редль». Его в 1985 г. совместно с западногерманскими кинематографистами снял венгерский режиссер Иштван Сабо. Основой сценария стала пьеса английского драматурга Джона Осборна «A Patriot for Me» («Каждый патриот для себя»).

Почему эта история заинтересовала одного из крупнейших английских литераторов?

Редля часто называют ДВОЙНЫМ АГЕНТОМ. На кого же он работал, кроме русских?

Может быть как раз на Великобританию?

Ведь цель Лондона состояла в том, чтобы до предела обострить отношения Вены и Санкт-Петербурга. Дело Редля в 1913 году этому сильно способствовало!

Скорее всего англичане его и завербовали. Марченко, конечно, это сделать не мог. Как и любой друг официальный представитель России. Ведь Россия и Австро-Венгрия в начале ХХ века находились в совсем не враждебных отношениях. И вербовка такой важной шишки как Редль, конечно, не могла быть одобрена российским генштабом.

Очень вероятно, что Редль по наущению англичан сам предложил свои услуги России, может быть даже не назвав себя. Во всяком случае в российских архивах он как агент не значится.

А вы, друзья, что думаете по этому поводу?